РЫЛОВ ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВИЧ
А В Т О Б И О Г Р А Ф И Я
Родился я в самом настоящем русском селе в далекой русской глубинке, куда в царские времена ссылали на каторгу. И этот факт сыграл в жизни решающую роль в моём физическом развитии и в формирования меня как личности. Деревенским ребятишкам, не избалованным благами цивилизации, проходилось все делать самим. Ещё до школы я пилил и колол дрова с отцом, ходил в лес за грибами и ягодами, ездил на велосипеде на рыбалку с удочкой на реку в 5 км от дома. Однажды в 6-ти летнем возрасте заблудился в грозу с полной корзиной грибов. Долго плутал по лесу, пока не догадался остановиться и прислушаться, чтобы услышать шум железной дороги. И сквозь шум дождя услышал шум поезда, из последних сил рванул в том направлении и через полчаса вышел к железнодорожному полотну. Корзина была тяжёлой, полной белых и красных грибов, но ни одного гриба не было выброшено, хотя мысли такие появлялись, чтобы легче было идти. Домой вернулся поздно в полной темноте, но вот не помню, чтобы родители меня отлупили или даже сильно отругали за мой поступок. Но поволноваться я их заставил капитально. И не помню, чтобы это стало причиной не отпускать меня за грибами и дальше. С отцом — большим любителем и знатоком природы и страстным охотником — мы проанализировали мои блуждания по лесу и мои действия, они были полностью одобрены отцом.
А когда я учился уже в 6 классе, все выходные я проводил в походах по окрестностям нашего посёлка Свеча. В радиусе до 15-20 км не было малейшего уголка, где бы не побывала моя нога и нога моего товарища (Протасов Николай), путешествовали мы вдвоём. В день иногда проходили до 70 км. Однажды отец, возглавлявший тогда редакцию районной газеты, принес домой «секретную» карту района, так называемый «генштаб» от знакомого районного военкома (майор Кайгородов Арнольд). Я вооружился калькой и ручкой и за двое суток создал себе копию этой карты. На ней были все деревни, от многих из них остались только тополя среди поля, были все дороги, некоторые из которых можно было определить только по прогалу в лесу среди больших деревьев, пруды уже давно затянутые тиной и заросшие камышом. Но всё-таки это была карта! Мы с другом за год посетили все до единой деревни, которые были обозначены на этой карте — около 200. С грустью и тоской наблюдали мы как меняется мир, как исчезают деревни, дороги, как зарастают кустами бывшие поля, как уходит в небытие некогда бурлившая в этих краях жизнь.
Однажды вернувшись с очередного похода по району, я рассказал отцу (и показал на карте) где видел много черники, где встретил кабанов, а где в изобилии росли подберезовики. И тут отец сказал мне: « А может ты нарисуешь на бумаге свой путь и обозначишь все эти места? Может и я когда-нибудь туда загляну?» И вот я сходил в магазин, купил лист ватмана и взялся за карандаш. Напоминаю, что это было в лето после 6 класса!!! На «карте» первым делом был изображен конец нашей улицы (Комсомольская) с нашим домом, за которым уже начинались старые торфяники, перелески, канавы и ручейки, а зе речкой Белой уже настоящий лес. Я очень старался соблюсти пропорции в расстояниях и направлениях. Никакого понятия о масштабе и азимуте тогда ещё не было. Но когда отец увидел моё творение, объяснять ничего не надо было — из рисунка всё было совершенно понятно. Я обозначил достопримечательные места (грибы, ягоды и т. д.) и решил, что в следующий поход пойду через уже нарисованную деревню (Яши) в соседнюю, что справа (с востока - Горюшки). Так потихоньку в течение всего лета и осени «карта» заполнялась новой информацией. Появились брусничные и малиновые места, заросли черной черемухи и черной смородины, омуты на речке где были пойманы жирные налимы, да и много-много чего интересного.
Походы по родному краю продолжались до окончания Свечинской средней школы. В старших классах была спортивная школа — лыжные гонки (тренеры Сивков В, а позднее Рыжков Н), где к окончанию школы был выполнен первый взрослый разряд. При
поступлении в Кировский государственный педагогический институт на естественно-географический факультет на специальность «география и биология», трудностей никаких не было, все 4 экзамена были сданы на пятёрки, даже сочинение. Грамотность досталась от отца, но не скажу что по наследству. Он постоянно напрягал нас с братом писать маленькие статьи и заметки в газету: об увиденном в природе, о прошедших соревнованиях, о школьной жизни. У меня даже однажды был напечатан фельетон в «Пионерской Правде». Так вот отец был очень требователен к правильному написанию текста. И пожалуй, что именно он, а не учитель русского языка, и привил нам грамотность. Конечно же вместе с мамой. Мама была очень образованным человеком , отец называл её «ученый агроном», и это было действительно так. Такого урожая как на её огороде, во всей округе ни у кого не было, соседки приходили перенимать у неё опыт выращивания помидор, огурцов и других овощей. После сельхозинститута мама работала в Селекционной станции. От мамы унаследовалась любовь к земле, к растениям, к труду. На нашем огороде у меня были»свои» грядки, где я под наблюдением мамы занимался исследованиями в агрономии. Я бесконечно благодарен своим родителям, что получил от них все необходимые жизненные навыки, вятское упорство и трудолюбие, а главное самые важные качества — доброту и отзывчивость. Сами они могли отдать последнюю рубашку, если кто-то в этом нуждался.
Про ориентирование в моей жизни : это отдельная история, начавшаяся после 7 класса. Тогда меня и ещё одну девочку из школы совершенно заслуженно отправили в детский пионерский лагерь «Артек». Это был 1968 год. Там произошел следующий случай: однажды вожатый выстроил отряд и спросил, у кого из нас пятёрки по географии. У меня была естественно пятёрка, так как это был мой любимый предмет. Подняли руки 5-6 человек. «Вот вы и пойдете завтра на ориентирование. Задача будет такая — вам дадут карту, на ней будут отмечены Контрольные Пункты, которые нужно будет пройти в указанном порядке. Понятно?» Для меня было точно понятно, хотелось бы уже поскорее увидеть карту. На следующий день свидание с картой состоялось. И моё впечатление от этого я помню до сих пор: так а что тут сложного, всё же понятно как держать карту и куда бежать к указанной точке. У меня до сих пор хранится эта артековская грамота за Первое место по спортивному ориентированию в дружине «Полевая». Потом их будут сотни, но эта первая самая ценная.
Вернувшись в свой посёлок, я стал приставать к учительнице географии (Юлия Федоровна не помню фамилии), чтобы она научила меня ориентированию. Но такого спорта в школе не было, только один раз в году на школьном слёте по весне ставят дистанцию ориентирования. Но всё-таки учительница не оттолкнула меня, а пыталась позаниматься со мной хотя бы тем, чем владела сама. Мы изучали дополнительно к школьной программе условные знаки, работали с разными картами, овладевали масштабом, сечением рельефа и прочими «картежными» премудростями.
В 9 классе вперве в истории школы, она отправила команду школы на областные соревнования по спортивному ориентированию. Это были соревнования на лыжах — маркированная трасса индивидуальная гонка и эстафета в заданном направлении 3 этапа. Сейчас всех подробностей тех соревнований не помню, но точно помню, что мы заняли какие-то высокие места и нам был присвоен второй юношеский разряд! На этом моё ориентирование получило перерыв до первого курса института. В сентябре по институтской традиции состоялся туристический слёт. Так как первокурсников никто не знает, меня и не пригласили в факультетскую команду. Зато мой старший брат, обучавшийся на филфаке, был в команде и должен был бежать ориентирование. Он и пригласил меня — побежали вместе, ты же там чего-то соображаешь. Побежали, выиграли. Вот тут-то ко мне и подошёл человек, отвечавший в институте за ориентирование — Куклин Леонид Александрович с вопросом — не хочу ли я заняться ориентированием серьёзно. Оказалось, что при институте есть секция спортивного ориентирования с занятиями 3 раза в неделю. Конечно же я согласился, так как уже несколько лет мечтал об этом. Представляете, с каким рвением я постигал это дело? На своей рабочей секционной тетрадке на обложке я написал «Хочу стать мастером спорта по ориентированию». И уже на третьем курсе института эта мечта осуществилась. После
занятия нескольких призовых мест на Первенстве ЦС «Буревестник» мне было присвоено звание Мастера Спорта СССР по спортивному ориентированию.
После окончания института, как было положено, сдужба в Советской Армии. Попал я на службу в Ленинградский военный округ. Учебка в Осиновой Роще под Ленинградом, затем Мурманская область — посёлок Луостари под Печенгой. После полугода настоящей службы неожиданно (в отделе кадров части случайно увидели в личном деле, что я Мастер Спорта) меня отправили на Первенство Армии в Петрозаводск. Выиграть не удалось (15 килограммов «лишнего» веса и отсутствие тренировок сказались), но второе место удалось занять. И вот впереди Первенство Округа, одного из сильнейших в стране. В части мне разрешили тренировки, стал приводить себя в форму. И не поверите — на злости и вятском упорстве мне удалось его выиграть это Первенство Округа, хотя среди мужчин участвовало 13 МС. После этого я был зачислен в спортивную роту ОЛЛенВО и уже до окончания срочной службы там находился. Потом была сверхсрочная служба прапорщиком в Ленинградском Высшем Военном Училище Связи, а потом уже и гражданская история, описанная в другой главе этой автобиографии.
|