Краеведческие материалы Юмской школы
Руководитель: Юмшанов Владимир Николаевич
с. Юма
С историей возникновения названия села Юма связано несколько версий, легенд. Одна из них: «Раньше место, где стоит сейчас село, было заболочено, с непроходимыми лесами. Среди этих лесов жило марийское племя, и в центре их поселения стоял деревянный идол Юм. Отсюда и пошло название Юма». Другую версию высказывает А. Ступников – автор книги «Моя родословная» - это трактовка названия села по словарям Даля «Юма» - новгородско-горецкое слово, которое означает цепь плотов. Есть еще версия, что «Юма» в переводе – груда обнаженных камней. Есть еще одна версия, связанная с названием села, которую рассказывают местные жители. «Юма», в переводе с марийского – кругом вода.
Свою историю село Юма ведет с 1717 года. Первая деревянная церковь была построена в 1719 году по храмозданной грамоте преосвященного Дионисия. Церковь была освящена в том же году во имя святого Николая Чудотворца. Вот почему с начала XVIII века в с. Юма престольным праздником был, а в сознании верующих людей остается и по сей день – Николин день.
В селе имелись двухклассная женская школа, одноклассная церковно-приходская школа и начальное земское училище. В конце XIX века была устроена деятельным вятским земством сельская больница.
К началу 20-го столетия село представляло собой около 3-х десятков деревянных домов, жители которых трудились на попа. В центре села находилась бакалейная лавка, чайная, магазин из бурого кирпича, да почтовое отделение. Больница, построенная в с. Юма, дала начало истории медицины в Свечинском районе.
Зимой, наряду с повседневными делами, крестьяне готовились к весенней ярмарке в селе Юма. Богатые лесом деревни вывозили для покупателей из безлесных или малолесных деревень лес, сани, оглобли, телеги, бороны, седелки, хомуты, деревки к хомутам, солоницы, кадушки, деревянные ведра, шайки, чарушки (деревянные формы для круглого хлеба), ульи, рамки для ульев, плетюхи, корзины, бураки, лапти. Продавали лен, а также холсты, веревки на вожжи, завертки для саней.
Из Вятки, из Нижнего Новгорода, из Котельнича на ярмарку привозили чугуны, железные лопаты, железные вилы, лемеха к сохам, ухваты, сковородники, одним словом железные орудия труда. Это сугубо хозяйственные товары. А сколько продавалось гармошек, разной расцветки балалаек. Множество глиняных свистулек, игрушек для детей. В съестных рядах – ягоды, сушеные и соленые грибы, толокно, крупа, сладости. Ряды одежды и обуви. На ярмарках было многолюдно, шумно, весело.
Реформа 1861 г. до крестьян Вятки дошла лишь в 1866 году. Они сохранили за собой практически всю землю, которой владели до этого, но не более 8-10 десятин на душу мужского населения, а часть получала от 3 до 5 десятин. Но положение крестьян усложнялось тем, что при сохранении пахотных земель, они лишились значительного количества леса, который, как известно всегда в цене. Помимо этого увеличился налог на землю и повинности.
После реформы 1861 (66) г. и столыпинских земельных преобразований активно шел процесс расслоения крестьян на бедняков, середняков и зажиточных.
Революции в селе Юма никакой не было. На территории Свечинского района советская власть была установлена сначала в Круглыжском земстве, затем в Юмском. Из Котельничского уездного совета народных и солдатских депутатов был прислан человек, которого тогда называли комиссаром. К сожалению, имя этого человека нет ни в архивах, и никто не помнит, т.е. неизвестно. Этот комиссар провел собрание в с. Юма, на котором народу было немного. На этом собрании был образован Юмский волостной исполком, и, бескровно, был избран председатель. Им стал житель села Юма – Огородов Андрей Федорович.
В волости было неспокойно. Церковно-приходская школа была преобразована в школу 2 ступени. Занятия с учениками в деревнях начинались в группах ликбеза.
20 октября 19 18 года была организована Юмская партъячейка, но 29 января 1919 года её распустили.
Вслед за партъячейкой, в начале 1919 года была создана комсомольская ячейка.
В начале 1928 года в Юму из д. Шумихины приехали со всем имуществом несколько семей Шумихиных. Они и организовали в Юме коммуну, которую назвали имени 18 Марта (в честь Парижской коммуны). Председателем коммуны стал Шумихин Прокоп Сергеевич. Коммунары построили двухэтажный коммунарский дом, который стоит и по сей день. В нем сейчас располагается правление колхоза им. 18 Марта, администрация Юмского с/с и служба быта.
В 1932 году в Вятском крае стали организовываться коллективные хозяйства – колхозы. В Юме из ядра коммуны начал организовываться колхоз им. 18 Марта, а Юмская школа 2 ступени преобразована в сельскохозяйственный техникум. Но из-за различных трудностей, вскоре техникум реорганизовали в школу крестьянской молодежи, семилетку.
В августе 1939 года пленум Свечинского райкома партии наметил конкретные меры по дальнейшему развитию животноводства в колхозах района. С 1939 года в колхозе им. 18 Марта особенно стали уделять внимание клеверосеянию.
С 1937 года колхозы района создают пасеки. У колхоза имени 18 Марта тоже была пасека, которая находилась в колхозном саду, занимаемом площадь 10га. На лето пчел вывозили в клеверные поля для опыления клевера.
Колхоз им. 18 Марта, который возглавлял С.С. Шумихин, добился неплохих результатов в животноводстве. К началу 1941 года в колхозе было 5 ферм. В том же 1941 г. газета «Кировская правда» в № 299 писала «… Юма – центр колхоза им. 18 Марта. Его владения 3850 га земли … Десятки различных машин, электростанция, сотни голов скота, мельница, две мастерские …». Кстати, мельница в селе появилась в 1930 году. А затем мельница была перенесена в здание бывшей каменной церкви.
Видно, что колхоз им. 18 Марта был не из бедных. И, действительно, это был один из лучших колхозов в Свечинском районе. 23 июня 1941 года стал первым днем мобилизации военнообязанных на борьбу с фашистскими захватчиками. Наряду с ними в военкомат стали приходить десятки добровольцев. По примеру коммунистов, шли на призывной пункт и комсомольцы, многие из них – девушки. В сентябре 1941 г. в Кировской области формировалась первая маневренно-воздушная бригада. Рядовой состав состоял из молодежи 1919- 22 г.рождения. В живых осталось только трое. Петр Семенович Козлов (сейчас живет в с. Юма), Иванов Георгий Фролович (родом из д. Содом, сейчас улицы с. Юма: Труда и Содомская), Краев Николай Яковлевич (родом из Мочаловского с/с, сейчас проживает в Куменском районе). За проявленный героизм и мужество бригаде было присвоено звание «гвардейской».
Во время войны в Юме работал госпиталь. В госпитале лечили раненых и больных, которых забирали с эшелонов, шедших с фронта. С эшелонов сбрасывали умерших в дороге. И комсомолки-добровольцы, среди которых была Анохина Анна Артемьевна, ходили по путям и собирали трупы, грузили на телеги, запряженные лошадьми, увозили в Юму, чтобы захоронить.
В Кировскую область прибыло много эвакуированных, в том числе детей, особенно из блокадного Ленинграда. В селе Юма работал детский дом, в котором жили эвакуированные дети.
В конце 40-х годов – начале 50-х был начат процесс объединения хозяйств более мелких в крупные колхозы. Но и это не вывело положение деревни из тупика. Укрепление колхозов, проводившееся без учета интересов колхозников, привело к обезличению и безгласности жителей деревни. Эта мера только ускорила опустение деревень, уменьшила трудовые ресурсы хозяйств. Но нужно признать, что мера эта была необходима. Колхозы хоть и медленно, но развивались. Основной доход колхозным хозяйствам продолжало давать льноводство.
В 60-х годах в колхозе, по приказу правительства, вынуждены были сеять кукурузу. Кукурузы сеяли много, но дохода она не приносила. Нужно сказать, что из-за кукурузы начали сокращать число клеверных полей.
В 60-е годы на село стали обращать больше внимания. Это отразилось и на селе Юма. Колхоз начал снова развиваться, а Юма стала расти. К 70-м годам на улице коммуны был построен Дом культуры из кирпича со зрительным залом на 300 мест. На втором этаже его располагается библиотека с читальным залом на 40 мест. 1 сентября 1975 года распахнулись двери большого двухэтажного здания новой школы. Юмская школа стала средней. В 1977 году в колхозе им. 18 Марта на окраине с. Юма строится современный животноводческий комплекс на 800 голов. В 1976 г. построены теплая стоянка, поздней построены мастерские.
В 1996 г. некоторые улицы были асфальтированы. В то же время был посроен спортивный комплекс и футбольная площадка. Намечалось строительство Дома для ветеранов, открытие музея, строительство колхозной конторы в кирпичном исполнении. Было начато строительство детского сада на 140 мест. Но строительство так и не было закончено, т.к. в период перестройки колхоз не стал получать прибыли с сельскохозяйственной продукции. Развитие села было заторможено.
Используемая литература:
1. Стародубцев П.И. Земля Свечинская: история Свечинского района. – Киров: Кировская обл., типография, 1992- 229 с.
2. Ступников А. Родословная – Киров: Волго-Вятское кн. Изд-во, Книжное отделение, 1989 – 160 с.
3. Председатель колхоза им. 18 Марта А.В. Балыбердин // Ленинский призыв. – 1968 – 5 марта. Статья об изменении села Юма и в целом колхоза им. 18 Марта.
4. Село Юма // Колхозный клич – 1948 - № 45
5. Юма – центр колхоза им. 18 Марта// Кировская правда. – 1941 г - № 299.
|