Особенности адаптации детей к школе
Первый
год обучения в школе — чрезвычайно сложный, переломный период в жизни
ребенка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия.
Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации
внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного
положения тела, удержания правильной рабочей позы.
Некоторые
первоклассники, даже с высоким уровнем развития, с трудом переносят
нагрузку, у многих первоклассников, и особенно шестилеток, еще не
сформировалась способность подчиняться школьному режиму, усваивать
школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.
В ответ на новые повышенные требования у первоклассника могут появиться жалобы, о которых упоминалось выше..
В
это время остро встает вопрос, как помочь ребенку без ущерба для
здоровья перейти от игровой к новой очень сложной учебной деятельности.
Известно,
что успешность школьного обучения определяется, с одной стороны,
индивидуальными особенностями учащихся, с другой — спецификой учебного
материала. Главную трудность "предметной" адаптации для начинающего
школьника представляет освоение содержания обучения — грамоты и
математических представлений.
На
первый взгляд содержание обучения в первом классе во многом совпадает с
дошкольной подготовкой. Фактически знания, которые получают школьники
на уроках в начале обучения, большей частью усвоены еще в детском саду. В
то же время известно: первое полугодие в школе самое трудное. Все дело в
том, что в основе усвоения знаний в условиях школьного обучения лежат
иные механизмы. Это значит, что в дошкольный период знания усваиваются
большей частью непроизвольно, занятия строятся в занимательной форме, в
привычных для детей видах деятельности. В процессе же школьного обучения
главное — научить детей осознавать учебную задачу. Достижение такой
цели требует от учащихся определенных усилий и развития целого ряда
важных учебных качеств.