Работа по выявлению и развитию творческих способностей у учащихся - Антонина Константиновна Халбаева
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ













 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ
 ▫ Открытые уроки
 ▫ 2017 г. Технологическая карта. Вампиловы. Отец и сын. План урока и презентация
 ▫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВА- АТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
 ▫ Э. О. Р.
 ▫ РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
 ▫ РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
 ▫ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ/О- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 ▫ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
 ▫ ПУБЛИКАЦИИ. КОНКУРСНЫЕ РАБОТЫ
 ▫ ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
 ▫ ФОТО. Лицейская неделя
 ▫ СЦЕНАРИЙ Международный день родного языка
 ▫ Конкурс чтецов `Живая классика`
 ▫ Проекты
 ▫ МОИ ДОСТИЖЕНИЯ. ГРАМОТЫ
 ▫ Методы, формы организации деятельности учащихся, средства
 ▫ ВПР. 6 класс. варианты
 ▫ ВПР. 5-й класс. варианты.
 ▫ ВПР. 8 класс










Школыпользователя


Школы не выбраны










Конкурсы


Конкурсы не выбраны





Статистика


 Просмотров: 2390
 Посетителей: 1274
 Подробности









Антонина Константиновна Халбаева

Папка "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ"



КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ


`Анкета одаренности` тест для родителей
Опросник. Диагностика личности на выявление мотивации к успеху
Имиктеев С. 10 класс. Заметка на конкурс публикаций
Тынтуева В. Работа для конкурса Алтарь Отечества-2019
Дампилон А. НПК. Истоки формирования японского языка и речевого этикета
Дампилон А.Конкурс сочинений `Этот загадочный Восток...`

 Работа по выявлению и развитию творческих способностей у учащихся




https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2020/01/15/rabota-po-razvitiyu-i-vyyavleniyu

Выявление и развитие и творческих способностей учащихся. Внеклассные мероприятия.

Халбаева А.К.

Современная образовательная система претерпевает существенные изменения, связанны с изменившимися целями общества в области образования. Требованием времени является развитие творческой личности. Без творчества немыслимо развитие современного  общества. В педагогике и педагогической психологии существует целый ряд научных направлений, разрабатывающих проблему формирования творческих способностей: это развивающее обучение (В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин), проблемное обучение (А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов), творческая педагогика на основе теории решения изобретательских задач и теории развития (Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин), теории воспитания творческих способностей учителя (С. А. Архангельский, М. Ф. Гоноболин, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин и др.). Наибольшее влияние на исследования проблемы способностей оказали труды отечественных ученых Р. С. Немова, С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова, В. Д. Шадрикова, И. Ф. Харламова, В. А. Крутецкого, И. А. Зимней, В. Н. Дружинина и др. авторов.
          В своих исследованиях ученые всегда обращают внимание на Тесты для определения доминирующего полушария мозга.  Как известно, наш  мозг  состоит из двух полушарий: левого и правого. Обычно  какое-то из полушарий у человека является доминирующим, что отражается на индивидуальных свойствах личности . Например, левополушарных людей больше тянет в науку. Правополушарные больше стремятся заниматься искусством или сферами деятельности, требующими индивидуальных образных решений. Подавляющее большинство великих творцов – композиторов, писателей, поэтов, музыкантов, художников и т.п. – «правополушарные» люди.

·         На данном сайте можно пройти тесты для определения ведущего полушария https://www.arealme.com/left-right-brain/ru/ .

·         Определение доминирующего полушария по тесту И. П. Павлова. Данные тесты вызывают интерес у учащихся

Цель этих тестов: определить доминантное полушарие, доказать асимметрию головного мозга и взаимосвязь между доминированием полушарий головного мозга и проявлением креативности школьников.

Для характеристики типов высшей нервной деятельности И.П.Павлов ввел представление о трех типах: «мыслительном», «художественном» и «среднем», промежуточном. Для определения наличия выраженной функциональной асимметрии мозговых полушарий используется метод И.П. Павлова, при котором испытуемому предъявляется набор из 9 карточек со словами:  окунь, орел, овца, бегать, летать, плавать, чешуя, перья, шерсть.

Карточки должны быть одинакового размера, надписи должны быть сделаны одинаковым шрифтом одного и того же размера. Эти 9 карточек в произвольном порядке лежат перед учеником, он должен разложить их в три группы по три карточки «по смыслу».

Если ученик делит слова в  соответствии с их формальными  признаками (в одну группу попадают все названия животных:  окунь + овца рел, в  другую — глаголы, в третью — названия внешних покровов этих животных), то, скорее всего, этот ученик чаще реализует  левополушарный тип мышления.

Ученик с  доминированием правого полушария «соберет» из слов три образа  (овца + бегать + шерсть; орел + летать + перья; окунь + плавать + чешуя). Если ученик собирает одним способом, но при этом говорит, что может собрать и по-другому и демонстрирует это, то этот ребенок не обладает ярко выраженным доминированием какого-либо полушария, и мы назовем такого ученика «равнополушарным».

Можно использовать  модифицированный метод Павлова, дополнив его подобными наборами карточек со словами из разных областей знаний и практической деятельности детей. Приведу образцы подобных заданий:

Инструкция:  Разложить карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.
Оборудование: 9 карточек: «щука», «беркут», «коза», «перья», «чешуя», «шерсть», «летать», «плавать», «бегать».

Оценка результатов:
1 вариант. Мыслительный тип. Логическое мышление. Доминирование левого полушария.

1-я группа карточек – «щука», «беркут», «коза».
2-я группа карточек – «бегать», «плавать», «летать».
3-я группа карточек – «чешуя», «перья», «шерсть».
2 вариант. Художественный тип. Образное мышление. Доминирование правого полушария.
1-я группа карточек – «щука», «плавать», «чешуя».
2-я группа карточек – «беркут», «летать», «перья».
3-я группа карточек – «коза», «бегать», «шерсть».
3 вариант. Одновременное выполнение 1 и 2 вариантов теста. Смешанный тип.

Данные тесты проводятся мною в 7-11 классах. Но все же, основным критерием выявления творческих способностей является педагогическое наблюдение за учащимися. Просматриваются портфолио учащихся, перешедших их начальной школы в среднюю. Совместные внеклассные мероприятия помогают выявить определенные задатки, проявленные учащимися. Диагностика познавательного интереса, наблюдение за проектной деятельностью.

Хочется показать выявление творческих способностей через анализ продуктивной деятельности на примере творческой работы ученицы 5 класса Дампилон Алины «САЛЮТ, Юнкор». Тема работы была посвящена событиям бородинских сражений, охватившим два столетия. Ученица рассказала о своем прадеде, воевавшем под Москвой и получившим ранение на Бородинском поле. Эта работа стала первой в пятом классе, завоевала второе место и стала путевкой в дальнейшем. Ребенок свою успешность не потерял, а приобрел множество других качеств: умение планировать свою деятельность, использовать метод исследования с продолжением в ее работе о прадеде, где свою работу пятиклассницы, дополнила и расширила через новые факты, учась уже в 8 классе.

Алина Дампилон стала той ученицей, которая участвовала практически во всех научно-практических конференциях, предметных олимпиадах, творческих конкурсах, где становилась постоянным призером по всем дисциплинам. В итоге – по окончании 11 класса становится заслуженным обладателем золотой медали. Участие и победы в республиканской НПК «Звезда Востока» с 9 по 11 классы среди школьников и студентов ССУЗов, предопределило ее выбор. Алина поступила на восточный факультет БГУ и стала лучшей студенткой, с отличием закончила университет, продолжает учебу в КНР. А началось все в 1998 году с ее детской работы «И у нас помнят день Бородина».

Мои ученики с пятого класса учатся работать с дополнительной справочной литературой в библиотеках республики, начинаем с детской библиотеки им.Б.Абидуева и затем уже в Национальной библиотеке им.М.Горького.

В тот момент, когда был принят 5 класс, мне помогли работы следующих исследователей, как: А.И.Савенкова, Н.Г.Луспановой, Г.Видлана. Именно отталкиваясь от их работ пришла к мысли о составлении анкет, интеллект-портретов, тестовых опросников, предметных тестов. Развивая и раскрывая особые способности правополушарников и левополушарников.

Что мне помогает в данной работе:

1.      Обязательная индивидуальная работа (индивидуальные задания повышенной сложности);

2.      Активные формы уроков (урок-концерт, урок-викторина, урок-дискуссия);

3.      Регулярные участия в научно-практических конференциях, предметных олимпиадах  различного уровня;

4.      Постоянная внеурочная деятельность с развитием мотивации постоянного поиска решений;

5.      Проведение школьных этапов всероссийских олимпиад (Мультитест);

6.      Проведение школьных этапов творческих конкурсов (Живая классика);

7.      Подготовка к участию в муниципальных и республиканских этапах всероссийской олимпиады;

8.      Умение работать в библиотеках со справочной литературой, уметь составлять тезисы, конспекты;

9.      Беседы с учащимися, родителями

В работе по выявлению и развитию способностей моих учащихся играет немаловажный фактор, как связь с родителями, беседы с родителями. Именно они определяют, наряду с учителем-предметником дальность и высоту полета, побед.

В далеком 2008 году, когда навсегда «почил» экзамен по литературе, а читать нужно, нужно смысловое чтение, просмотровое, мне удалось благодаря родителям сохранить классное и внеклассное чтение, тем самым, укрепляя внутрипредметную интеграцию. Плодотворная поддержка родителей позволила сохранить мою педагогическую наработку «Семейная библиотека» на уроках литературы. Учащиеся читали, рассказывали, писали,  создавали проекты. Читали произведения полностью, а не отрывок из учебника.

В дальнейшем мои учащиеся участвовали и участвуют в различных литературных конкурсах, к примеру, Герасимов Егор, 11 класс (2017 г.) имел возможность участвовать в республиканских «Лермонтовских чтениях» с исследованием, где отразил разные вехи развития рода Лермонтов Шотландии и русских Лермонтов в России, опираясь на сформированные навыки. Он провел огромную работу по поиску информации в библиотеках города. Доклад был отмечен за оригинальную подачу материала.

         Также имеются несколько публикаций районного и республиканского уровней.

Среди внеурочных мероприятий хочу выделить: «Лицейскую неделю», «Лицейский бал» ко дню лицея А.С.Пушкина, где учащиеся творчески подходят к заданиям. На таких мероприятиях происходит Развитие творческих способностей детей, познавательного интереса к предмету, создание условий для проявления самостоятельности, инициативы. Учащимся дается возможность раскрыть актерские таланты, участвуя в костюмированных сценках, поучаствовать в исследовательской деятельности при подготовке презентаций.

         «Живая классика» - международный конкурс юных чтецов. В конкурсе принимают участие учащиеся школы в возрасте 11-12 лет (5-6 классы), 13-14 лет (7-8 классы). Победители школьного этапа участвуют в районном,  далее в республиканском этапе.

Цель конкурса:

1. Формирование у детей читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.

2. Формирование эстетического отношения к искусству слова.

3.Развитие у детей художественно-творческих и познавательных способностей, ораторского мастерства, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений.

4. Воспитание у детей интереса к книге и чтению.

5. Выявление и поддержка талантливых детей.

Этот конкурс, ставший традиционным, способствует повышению интереса школьников к чтению книг не только современных авторов, но и бессмертных классиков; расширению читательского кругозора детей и юношества. 

«Международный день родного языка» - также способствует выявлению и развитию творческих способностей среди учащихся. Проводим это мероприятие с 2011 года в нашей школе. Стараемся приурочить этот день с памятными датами, такими как: «Блокада Ленинграда», «Год литературы», с юбилейными датами писателей и поэтов.

С учителями-предметниками, с классными руководителями стараемся создать условия для развития творческих способностей и личностного роста учащихся, внедряем новые образовательные технологии. В дальнейшем планирую расширить количество тестов для диагностирования учащихся, продолжить изучение круга интересов деятельности учащихся с помощью анкетирования, наблюдение на уроках. Также продолжить работу с помощью следующих методик, проводимых мною с 5-11 классы:

·         А.И.Савенков «Оценка общей одаренности»; «Характеристика ученика» (систематизация представления о различных сторонах развития ребенка);

·         Анкета одаренности;

·         «Тип мышления» (Л.А. Сиротюк);

·         Диагностика уровня развития познавательных способностей (методика Т.Е. Рыбакова);

·         Анкета «Уровень воспитанности учащихся (М.И.Рожкова);

·         Методика обследования связной речи (В.П. Глухов);

·         Консультация со школьным психологом, который проводит свои профильные тесты в течение учебного года («Тип темперамента», «Карта интересов, карта креативности Торренса» и т.д).

Благодаря результатам общей  деятельности, реализованной именно на творческих достижениях, мы видим результат: нам удаётся добиться устойчивого интереса учащихся к урокам, развития творческого потенциала и как конечная цель - воспитание творческой личности, ведь каждый ребенок талантлив по-своему.  И я стараюсь в этом помочь своим ученикам.

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.      Байбородова Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л. В. Байбородова. — М.: Просвещение, 2013. — 177 с.

2.      Вашурина И. А. Диагностика художественных и творческих способностей личности через тестирование // Астраханский мир науки, 2009, № 1(4). — С. 29–31.

3.      Нурахметова К.С.Вспомогательные средства воздействия в развитии одаренных детей / К. С. Нурахметова// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 122-127.


 

 

 

 

 

 

 

 

 


Автор: Халбаева
Источник: Халбаева



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2020. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу
Letyshops [lifetime]













Новые комментарии



Да, Коровьев сказал про якобы не известную дату смерти буфетчика, который с осетриной не первой свежести: `Подумаешь, бином Ньютона`. Кураев тоже иногда ошибается. А вот в самой статье его под некорректным названием, на которую Вы ссылку дали, Александр Леонидович, много интересного и поучительного.
Спасибо!
Все рыжие хитрые.:) Жил-был купец; у него был сын. Вот однажды посылает он сына в нижние города товары закупать и на прощанье наказывает:  Смотри же, сынок, будь умен да рассудлив, с рыжим да с красным не связывайся! Поехал купеческий сын в путь-дорогу. День-то был морозный; вот он прозяб и заехал в кабак обогреться; входит за стойкою сидит рыжий целовальник.  Налей-ка мне, говорит ему купеческий сын, стакан доброй наливки. Выпил стакан наливки, и больно пришлась она ему по вкусу:  Вот наливка, так наливка! Ста рублев стоит! Налей-ка еще. Выпил в другой раз еще лучше показалась:  Ну, брат, этот стакан двух сот стоит. А целовальник себе на уме: какую цену сказывал купеческий сын, ту и на стенку записывал. Пришло дело до расчета.  Сколько тебе? спрашивает купеческий сын.  Триста рублев.  Что ты, белены объелся? Экую цену заломил!  Не я заломил, ты же сам назначил, да теперь назад пятишься. Только, брат, от меня не отвертишься; коли не заплатишь с двора не спущу! Нечего делать, заплатил купеческий сын триста рублев, поехал дальше и думает сам с собою: Вот она правда-то! Водись после того с рыжими да с красными! Недаром отец наказывал; родительское слово пустяшное не бывает. На ту самую пору попадается навстречу рыжий мужик с возом. Как увидал его купеческий сын, тотчас выскочил из кибитки и сунулся ничком в снег, ажно дрожит с испугу! Что с ним сталося? Не попритчилось ли? подумал встречный мужик, подошел к купеческому сыну и стал подымать его на ноги:  Вставай, брат!  Отвяжись от меня! Уж один рыжий надул меня, и ты надуешь.  Полно, брат! Рыжий да красный всякий бывает: Бывает плут, бывает и добрый человек. Да кто тебя обманул-то?  Так и так, рыжий целовальник из соседнего села.  Воротись со мной; я с ним сделаюсь. Вот приехали они в кабак; мужик тотчас окинул глазом всю избу, увидал: под матицей баранья лопатка висит, подошел к целовальнику, спросил рюмку водки, да тут же бьет его по плечу и говорит:  Продай-ка мне эту лопаточку!  Купи.  Что возьмешь?  Рубль серебра. Мужик выкинул целковый; после вынул из-за пазухи широкий нож и дает купеческому сыну в руки:  На, брат, вырежь у него лопатку мне на закуску.  Что ты! говорит целовальник. Я тебе баранью лопатку продал, а не эту.  Рассказывай! Меня, брат, не проведешь, как этого купеческого сына; не на таковского напал! Целовальник просить да молить, чуть не в ноги кланяется.  Ну, так и быть! сказал мужик. Отпущу тебя, коли воротишь купеческому сыну все деньги сполна. Целовальник отдал назад триста рублев; а мужик того и добивался.  Вот видишь, говорит купеческому сыну; рыжий да красный всякий бывает: бывает и плут, бывает и добрый человек. Поезжай теперь с богом! А купеческий сын только и думает, как бы скорее убраться; сел в кибитку, погоняет лошадей и говорит сам с собой об мужике:  Слава богу, вырвался! Целовальник рыжий плутоват, а этот еще плутоватей; коли б с ним связался, кажись, он с меня с живого бы кожу снял!
Есть еще алжирские пираты Арудж и Хайраддин Барбаросса. Второй как раз носил бороду. Причем рыжую. ))) В Пиратах Карибского моря видимо его прототип. (Капитан Барбосса) Почти уверен, что ноги оттуда растут.
Спасибо большое!
Ну уж помощи от администрации здесь не дождётесь, это точно! Но всё равно спасибо им, что хоть и с урезанными функциями, но этот сайт живёт. Вернее, выживает! Впрочем, как и мы все.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/