Анкета одарённости (для
родителей)
Проявление
специальных способностей (по А.И. Савенкову).
Для выявления одаренных к определенным видам человеческой
деятельности детей А.И. Савенков предлагает рассматривать следующие личностные
свойства и характеристики (на вопросы отвечать «да», «нет»):
Инструкция:
Уважаемый родитель в начале теста перечень характеристик,
которые обычно наблюдаются у одарённых детей в разных сферах
(изобразительно–художественной, музыкальной одарённости, литературной,
артистической, технической, лидерской, спортивной, интеллектуальной). Для того
чтобы определить в какой сфере у вашего ребёнка одарённость поставьте «+»
напротив утверждений, который соответствует особенностям вашего ребёнка.
1.
В сфере
изобразительно-художественной одаренности:
- в рисунках нет однообразия. Ребенок оригинален в выборе
сюжетов. В рисунках много разных предметов, людей и ситуаций;
- становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую
картину, слышит музыку, прекрасно выполненную скульптуру, вещь;
- способен составлять оригинальные композиции из цветов,
рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
- любит использовать какой-либо новый материал для
изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на
игровой площадке;
- охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие
художественное назначение (украшение для дома, одежды);
- обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить
свои чувства и настроение;
- любит создавать объемные изображения, работать с глиной,
пластилином, бумагой и клеем;
- может высказать свою собственную оценку произведениям
искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном
рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
2.
В сфере
музыкальной одаренности:
- проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению;
- чутко реагирует на характер и настроение музыки;
- хорошо поет;
- вкладывает много энергии, чувств в игру на инструменте, в
песню или танец;
- любит музыкальные записи;
- стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать
музыку;
- хорошо играет на каком-нибудь инструменте;
- в пении и музыке стремится выразить свои чувства и
настроение;
3.
В сфере литературной
одаренности:
- любит писать и сочинять рассказы и стихи;
- может легко построить рассказ, начиная от
завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта;
- рассказывая о чем-то, умеет хорошо
придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
- придерживается только необходимых деталей в
рассказах о событиях. Оставляет главное, наиболее характерное;
- выбирает в своих рассказах такие слова,
которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания,
чувства;
- умеет передавать в рассказах такие детали,
которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его
сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых
рассказывает;
- склонен фантазировать, старается добавить
что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном
всем;
- умеет в рассказе изобразить своих героев очень
живыми, передает их характер, чувства, настроения.
4.
В сфере
артистической одаренности:
- легко входит в роль какого-либо персонажа: человека,
животного и других;
- интересуется актерской игрой;
- меняет тональность и выражение голоса, когда изображает
другого человека;
- разыгрывая драматическую сцену, способен понять и
изобразить конфликт;
- склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения;
- стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей,
когда о чем-то с увлечением рассказывает;
- с большой легкостью драматизирует, передает чувства и
эмоциональные переживания;
- любит игры–драматизации.
5.
В сфере
технической одаренности:
- интересуется механизмами и машинами;
- может чинить легко испорченные приборы, использовать старые
детали для создания новых поделок, игрушек, приборов;
- любит разбираться в причинах и капризах механизмов, любит
загадочные поломки и вопросы на «поиск»;
- любит рисовать чертежи и схемы механизмов, разбираться в
них;
- читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о
создании новых приборов, машин, механизмов;
- любит обсуждать полезные события, изобретения, часто
задумывается об этом;
- проводит много времени над конструированием и воплощением
собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей);
- быстро и легко осваивает компьютер.
6.
В сфере
лидерской одаренности:
- инициативен в общении со сверстниками;
- сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей;
- легко общается с детьми и взрослыми;
- улавливает причины поступков других людей, мотивы их
поведения.
- хорошо понимает недосказанное;
- часто руководит играми и занятиями других детей;
- склонен принимать на себя ответственность, выходящую за
рамки, характерные для возраста;
- другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера
по играм и занятиям;
- обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
7.
В сфере
спортивной одаренности:
- энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в
большом объеме движений;
- любит участвовать в спортивных играх и состязаниях;
- часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников;
- бывает быстрее всех в детском саду, в классе;
- движется легко, грациозно, имеет хорошую координацию
движений;
- любит ходить в походы, играть на открытых спортивных
площадках;
- предпочитает проводить свободное время в подвижных играх
(хоккей, баскетбол, футбол);
- физически выносливее сверстников.
8.
В сфере
интеллектуальной одаренности
- хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное,
улавливает причины и мотивы поступков других людей;
- обладает хорошей памятью;
- легко и быстро схватывает новый «учебный» материал;
- задает очень много продуманных и оправданных ситуацией
вопросов;
- любит читать книги, причем по своей собственной «программе»;
- обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно
является «отличником», часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно;
- гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован
о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике,
экономике, науке и т.д.);
- обладает чувством собственного достоинства и здравого
смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
- очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно
остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.
Обработка данных:
То, в какой сфере у вас большее количество плюсов, именно
этот вид одарённости у вашего ребёнка. Если у вас одинаковое количество плюсов
по разным видам одарённости (например, художественно-эстетическая и
артистическая), то у вашего ребёнка есть большие творческие возможности.