Фразеологический морской бой - Ольга Александровна Киселева
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Ольга Александровна Киселева

Папка "Методические разработки"



КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ

`Восхождение на Олимп букв и звуков`
Игра по орфографии `Крестики-нолики`
Методическая разработка игры Лексический марафон

Урок пресс-конференция Певец земли буйской или тема малой родины в творчестве В. И. Куликова
Программа элективного курса `Введение в журналистику` с рабочей тетрадью по курсу
Урок по теме Электронная почта

 Фразеологический морской бой




Методическая разработка игры по русскому языку

«Морской фразеологический бой» по теме: «Фразеологизмы»

Цели игры:

1. обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “Фразеологизмы;

2. развитие познавательного интереса к предмету;

3. развитие умений рассуждать логически;

4. воспитание индивидуальной и коллективной ответственности за результаты работы.

Оформление:

1. на доске эмблема, девиз игры, поле игры,

2. пособия для каждого конкурса,

3. музыкальное оформление в начале и в ходе игры,

4. на столе жюри протоколы оценок.

 

 

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ход игры:

Здравствуйте, уважаемые участники, зрители, члены жюри. Я рада видеть вас.

Мы говорим сегодня о фразеологизмах. Они украшают нашу речь, делают ее ярче и образней. Сегодняшнее наше занятие пройдет в форме соревнования двух команд. Помните, что важно не только быстро выполнить задание, но и правильно.

Писатель Константин Паустовский замечательно сказал: «Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр» Этот девиз, я думаю, является залогом успеха каждого человека. И этот девиз поможет командам-участницам сегодняшней игры, которая называется «Морской бой». В игре участвуют 2 команды. Оценивать результаты игры будет жюри в составе:

Правила игры.

Все вы любите играть в компьютерные игры. В нашей игре, так же как и в компьютерной, вы будете проходить различные по сложности уровни (уровень определяется количеством палуб корабля). Правила игры «Морской бой» вам всем хорошо знакомы. Вы должны уничтожить как можно больше кораблей противника. За каждым кораблём скрывается задание, которое будут выполнять обе команды, но корабль противника будет уничтожен только в том случае, если вы выполните задание лучше, чем другая команда. Для этого командам необходимо показать свои знания, умения, эрудицию, проявить смекалку и творчество. Для начала представьте свои команды.

1. Разминка.

Итак, давайте, вспомним:

  • Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются фразеологизмы?
  • Какие сочетания слов называются фразеологизмами?
  • Можно ли опустить или изменить слово во фразеологизме?
  • Какую синтаксическую роль могут выполнять фразеологизмы в предложении?
  • О чем можно узнать во фразеологических словарях?

Ну, что же предлагаю начать наш увлекательный фразеологический бой.

 

Задания для команд:

 


Что это?

  • Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (Нос.)
  • Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего - то не понимают; не бельё, а их развешивают. (Уши).
  • Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (Ветер.)


Загадки – шутки (блиц).

  • Есть ли ноги у газеты, книги? (Наверное, есть: ведь говорят иногда, что он взял книгу вверх ногами).
  • В каком фразеологизме упоминается действие таблицы умножения? (Ясно как дважды два четыре).
  • Что общего в словах дуга, бараний рог, три погибели! (Их можно... согнуть, а точнее, все эти названия сочетаются с глаголом.)


Конкурс смекалистых.

Учащиеся находят в каждой группе устойчивых выражений одно лишнее. Определяют, по какому признаку еще можно объединить другие фразеологизмы. За выполненное правильно задание команда получает один балл.

  • сломя голову;
  • олух царя небесного;
  • без царя в голове;
  • голова два уха;
  • голова садовая;
  • медный лоб.

(Лишний фразеологизм – сломя голову, остальные являются синонимичными.)


1. Какое прилагательное может превратить слова во фразеологизмы?

век, середина, правило

удар, система, затмение

суп, шут, чучело,

полюс, буря, поле

Ответ: золотой, гороховый, солнечный, магнитный

Найти объяснение каждому фразеологическому обороту.

Клевать носом; идти в ногу; вставлять палки в колёса; заячья душа; играть первую скрипку; заблудиться в трёх соснах.

Для справок: трусливый человек, дремать, мешать, быть самым главным, действовать согласованно, не суметь разобраться в чём- то простом.

Указать фразеологизмы со значением “бездельничать”, затем со значением “обманывать” и со значением “быстро”.

Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, лодыря корчить, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног.

 

Учащиеся устанавливают соответствие фразеологизма (1 колонка) и значения (2 колонка). Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

1. Яблоко раздора

а) держаться самодовольно, заносчиво

2. Бить баклуши

б) разглашать посторонним какие-либо тайны

3. Носится в воздухе

в) причина ссоры

4. Ходить гоголем

г) вводить в заблуждение

5. Выносить сор из избы

д) оказаться в затруднительном положении

6. Сбить с толку

е) бездельничать

7. Оказаться в тупике

ж) ощущается, предугадывается

8. Быльём поросло

з) не имеет никакой ценности

9. Гроша ломаного не стоит

и) согласиться при заключении сделки

10. Держать камень за пазухой

к) давно забыто

11. Ударить по рукам

л) богатырского сложения

12. Косая сажень в плечах

м) иметь злобу против кого-либо

13. Идти на все четыре стороны

н) меня это не касается

14. Моя хата с краю

о) куда угодно, куда хочется

Конкурс “Лексический”

Участники команд подбирают синонимы и антонимы к фразеологизмам. Количество баллов определяется по количеству правильных ответов.

Из слов для справок подберите синонимы к фразеологизмам.

  • быть не в духе;
  • сам себе голова;
  • ни то, ни сё;
  • помолчать в тряпочку;
  • кто в лес, кто по дрова.

Слова для справок:

  • кто во что горазд;
  • ни рыба, ни мясо;
  • держать язык за зубами;
  • живет своим умом;
  • быть не в настроении.

Из слов для справок подберите антонимы к фразеологизмам.

  • как кот наплакал;
  • спустя рукава;
  • набрать в рот воды;
  • заварить кашу;
  • через час по чайной ложке.

Слова для справок:

  • черепашьим шагом;
  • засучив рукава;
  • хоть пруд пруди;
  • заливаться соловьём;
  • расхлёбывать кашу.

1. За одну минуту объясните значение как можно большего количества фразеологизмов .


яблоку негде упасть
вывести на чистую воду
делать из мухи слона
за тридевять земель
засучив рукава
одного поля ягода
водить за нос
бить баклуши
как рыба в воде
садиться не в свои сани
как свои пять пальцев

скрепя сердце
ни свет ни заря
вставлять палки в колеса
два сапога – пара
сидеть сложа руки
повесить нос
кривить душой
спустя рукава
от корки до корки
вызывать огонь на себя
душа в душу


Интересно происхождение фразеологизмов. Например, фразеологизм казанская сирота появился так. После завоевания Иваном Грозным Казани татарские мурзы (князья), пользуясь незлопамятностью русских, прикидывались бедными и назойливо выпрашивали награды. С той поры того, кто прибедняется, чтобы разжалобить кого-либо и получить выгоду, народ насмешливо называет казанской сиротой. Выскажите предположения о том, как сложились следующие фразеологизмы, и дайте их толкования.

Дело в шляпе, крокодиловы слезы, спустя рукава, чучело гороховое
Крокодиловы слезы – притворные слезы, неискренние сожаления. Когда крокодил заглатывает свою жертву, он плачет, но не от избытка чувств, а от избытка солей, которые скапливаются у него в организме и выходят через протоки, расположенные у самых глаз.

Дело в шляпе – о деле, уже почти законченном, за исход которого нечего опасаться. От обычая метать жребий, который чаще всего клали в шапку и тянули оттуда. Другая версия: в старину все сообщения доставлялись гонцами на лошадях. Для безопасности важные бумаги, «дело» зашивали за подкладку шляпы или шапки.

Спустя рукава – трудиться неохотно, небрежно. Старинная русская одежда была с длинными, спускавшимися до земли рукавами. Поэтому во время работы приходилось подбирать их, засучивать.

Чучело гороховое – о человеке, несуразно и безвкусно одетом, вызывающем всеобщие насмешки. Исстари так называли пугала, устанавливаемые на гороховых полях.

Конкурс капитанов

Капитаны команд определяют, какую профессию “представляют” данные фразеологизмы. Правильный ответ оценивается в один балл.

Разминка:

Задание для капитана первой команды

  • этот номер не пройдет;
  • быть на вторых ролях;
  • под занавес;
  • войти в роль.

(Профессия актера)

Задание для капитана второй команды

  • снять стружку;
  • топорная работа;
  • разделать под орех;
  • без сучка, без задоринки;
  • бить баклуши.

(Профессия столяра)

Определите род занятий людей по следующим выражениям:

  • направление главного удара, стать в строй, из ряда вон выходящий, взять на мушку,
  • вызвать огонь на себя;
  • войти в роль, потерпеть фиаско, под занавес, этот номер не пройдет;
  • разделать под орех, без сучка и задоринки, бить баклуши, топорная работа;
  • шито белыми нитками, с иголочки, на живую нитку;
  • через час по чайной ложке, позолотить пилюлю;
  • стричь под одну гребенку;
  • сбоку припеку;
  • мертвая хватка.

(военный, актер, столяр, портной, аптекарь, парикмахер, пекарь, охотник)

Конкурс “Творческий”

Каждая команда выбирает конверт с фразеологизмами. С помощью жестов и мимики нужно изобразить значение фразеологизмов, а противоположная команда должна угадать фразеологизм.

Конверты с заданиями:

  1. совать нос; ломать голову;
  2. язык плохо подвешен; хоть глаз выколи;

Вставьте пропущенные слова в составе фразеологизмов: ахиллесова ____, мамаево ____, прокрустово ____, потемкинские ____, ариаднина ____, прометеев ____, эзопов ____, пиррова ____, дамоклов ____, филькина ____.

(Ответ: Ахиллесова пята, мамаево побоище, прокрустово ложе, потемкинские деревни, ариаднина нить, прометеев огонь, эзопов язык, пиррова победа, дамоклов меч, филькина грамота)

 

Какое из двух словосочетаний является фразеологизмом, и почему вы так думаете?

золотые зубы – золотые руки

важная деталь – важная птица

медвежья услуга – медвежья берлога

горькая правда – горькая микстура

волчий хвост – волчий аппетит

выйти из комнаты – выйти из положения

 

 

Замените в предложениях выделенные выражения фразеологизмами. (Команды получают одинаковые листы с заданием, которое выполняется за ограниченное время – 5 минут. Победитель определяется по количеству правильных ответов).

1. Мы совершенно искренне пожелали им счастливого пути. // от всего сердца

2. Сосед без всякого основания, без видимой причины перестал с нами здороваться. // ни с того ни с сего

3. Здесь написано совершенно чётко, определённо. // чёрным по белому

4. На следующиё день Валера вёл себя так, будто ничего не случилось. //как ни в чём ни бывало

5. В разговоре он находчив, не растеряется, знает как ответить. // за словом в карман не лезет

6. Много прошло времени с той поры. // много воды утекло

7. Мы совсем было уже впали в уныние, отчаялись. // нос повесили

 

Соберите фразеологизм и объясните его значение:

1-я команда

Как Макар свистит на языке ветер вертится в карманах куда в рукавицах канул телят в воду не гонял ежовых

2-я команда

Расхлебывать следы глядя в пятки баклуши на ночь заметать душа уходит бить кашу

ОТВЕТЫ

1-я команда

1. Как в воду канул – «бесследно исчез»

2. Куда Макар телят не гонял – «очень далеко»

3. Ветер свистит в карманах – «совсем нет денег»

4. Вертится на языке – «хочется сказать о чем-то важном, заветном»

5. В ежовых рукавицах – « держать очень строго»

2-я команда

1. Заметать следы – «уничтожать улики»

2. Душа уходит в пятки у кого – «кто-либо испытывает сильный страх, потрясение, вызванное внезапным испугом, неожиданной неприятностью»

3. Расхлебывать кашу – «распутывать сложное, хлопотное или неприятное дело»

4. Бить баклуши – «предаваться безделью, лени, совсем ничего не делать»

5. На ночь глядя – «поздно вечером, в позднее время»

ЛИТЕРАТУРА

  1. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Научный ред. Н.М. Шанский. Русский язык: Учебник для 6-го класса. М.: Просвещение, 2002. С. 44-48.
  2. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Ю. Комиссарова. Обучение русскому языку в 6-м классе. Методические рекомендации к учебнику для 6-го класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2001. С.37-41.
  3. И.Д. Чаплыгина, Н.А. Герасименко, Н.Г. Ильинская и др. Организация внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. С.131-148.
  4. В.П. Фелицына, В.М. Мокиенко. Русские фразеологизмы: Лингвострановедческий словарь / Под ред. Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова. М.: Русский язык. 1990. – 220 с.
  5. Материалы, представленные на сайте: www.1 september. ru




ОБСУЖДЕНИЕ


Инна Владиленовна Панченко2013-03-29 15:43:26 - Инна Владиленовна Панченко
Спасибо!
Елена Александровна Глазина2013-03-29 16:07:17 - Елена Александровна Глазина
Отличная работа! Спасибо,Ольга Александровна.

Людмила Васильевна Смирнова2013-03-29 16:08:55 - Людмила Васильевна Смирнова
Замечательно !!!
Людмила Васильевна Смирнова2013-03-29 16:08:55 - Людмила Васильевна Смирнова
Замечательно !!!
Ольга Александровна Киселева2013-03-30 19:09:45 - Ольга Александровна Киселева
Спасибо большое, за такую высокую оценку моей работы!
Лариса Николаевна Халяпина2013-03-30 19:12:57 - Лариса Николаевна Халяпина
Вот так теперь можно закачать материал! Спасибо, потрудились творчески!
Наталья Александровна Соловьева2013-03-30 19:15:17 - Наталья Александровна Соловьева
Спасибо! Очень интересная разработка!!
Марина Анатольевна Голохвастова2013-05-19 19:21:06 - Марина Анатольевна Голохвастова
Спасибо, молодец!
Татьяна Николаевна Васильева2013-09-29 20:11:22 - Татьяна Николаевна Васильева
Спасибо!

Спасибо!
Зоя Николаевна Алешина2017-02-06 20:29:19 - Зоя Николаевна Алешина
Спасибо, взяла себе.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



... Проходя по ул. Новая, меня укусила собака соседа по кличке `Малыш`... (из заявления в N-ский райотдел Калужской области. === Тираж в 300 экземпляров. Книги, журнала... Та же ситуация.
без ведома-это и есть без разрешения, без согласия(плеоназм-речевая избыточность-лексическая ошибка) плеоназм-оборот речи, в котором излишне употребляются слова одинаковые или близкие по значению.
Повторяешься, Реналь🥺
Реналь Азатович, а помоложе найти слабо? Это во-первых, а во-вторых, вежливости не учили и на Вы обратиться к тем, кто старше???
Хорошее дело.
Лидия Васильевна, оставить в администрации, но спрашивать с учителя! И потом: а к чему искусственый интеллект при планировании, когда требовать ОНИ как пить дать станут только так, как интеллект из министерства решит?! И чтобы оно вроде как ИИ, но чтобы так, как велено. Кем? Не знаю, но велено и надо! === Ну и не след забывать, что ихненские тилекты - это не для нас. Для нас нужны нашенские! И чтоб этот тилект Инстасамка представляла. А что, ей только Сферума лицом быть, что ли?!





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/