Птица с перебитым крылом - Алина Ивановна Костюк
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ













 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ Мой Гродно любимый, моя Беларусь
 ▫ Стихи о Гродно
 ▫ Курсы в Санкт-Петербурге. Фотографии.
 ▫ Москва. Памятники поэтам, писателям, персонажам.
 ▫ Санкт-Петербург. Памятники писателям, поэтам
 ▫ Академия им.Штиглица. Санкт-Петербург
 ▫ Дипломы , грамоты, благодарности
 ▫ Составляющие успеха учителя
 ▫ Педагогические приёмы
 ▫ В моих стихах и боль,и радость......
 ▫ Грусть
 ▫ Уроки русского языка и литературы
 ▫ Олимпиадные материалы
 ▫ 5-6 класс
 ▫ 7-8 класс
 ▫ 9-11 класс
 ▫ Комплексные работы. Русский язык. 10-11 кл.
 ▫ Тесты-5 кл.
 ▫ Тесты-6кл.
 ▫ Тесты-7кл.
 ▫ Тесты-8кл.
 ▫ Тесты-9кл.
 ▫ Изложение 6 кл.
 ▫ Интересный русский (сказки, новости.этимолог- гия)
 ▫ Интересные произведения
 ▫ Цитаты о дружбе
 ▫ Цитаты о счастье
 ▫ О.Хайям
 ▫ Этика Пифагора
 ▫ Афоризмы Далай-Ламы
 ▫ Ф.Раневская. Мудрые мысли
 ▫ Про мужчин и женщин
 ▫ Конкурсные работы учащихся гимназии №9 г.Гродно
 ▫ Стихи
 ▫ Проза
 ▫ Любимые произведения в новом формате (видеофильмы)
 ▫ Э.Асадов
 ▫ А.А.Ахматова
 ▫ В.В.Высоцкий
 ▫ С.А.Есенин
 ▫ М.Ю.Лермонтов
 ▫ А.С.Пушкин
 ▫ И.С.Тургенев
 ▫ М.И.Цветаева
 ▫ А.П.Чехов
 ▫ А.Экзюпери
 ▫ Молитвы
 ▫ Для друзей
 ▫ Для настроения
 ▫ Я выбираю Жизнь!
 ▫ Жизнь и творчество
 ▫ А.АВРУТИН
 ▫ Л.Н.Толстой
 ▫ А.И.Солженицын
 ▫ И.С.Тургенев
 ▫ М.М.Булгаков
 ▫ А.Н.Островский
 ▫ Н.В.Гоголь
 ▫ В.Пелевин
 ▫ В.В.Набоков
 ▫ А.А.Блок
 ▫ В.В.Маяковский
 ▫ О.Мандельштам
 ▫ Б.Пастернак
 ▫ БАСЁ
 ▫ Ф.М.Достоевский
 ▫ Презентации
 ▫ Диктанты
 ▫ 5 - 6 класс
 ▫ 7-8 класс
 ▫ 9-11 класс
 ▫ Фотоэтюды для миниатюр
 ▫ Фотографии `Школьная жизнь`
 ▫ Грустно и весело о школьной жизни
 ▫ Наши победы
 ▫ Памятники
 ▫ Альбом `Природа вокруг нас`
 ▫ Осень в картинках
 ▫ Осень в музыке
 ▫ Осень в лирике
 ▫ Весна в картинках
 ▫ Весна в музыке
 ▫ Сельский пейзаж
 ▫ Лето в картинках
 ▫ Дождь
 ▫ Окно в мир
 ▫ Зима в картинках
 ▫ Музыка , музыка, музыка
 ▫ Жанна Агузарова
 ▫ Любимые мелодии
 ▫ Мелодии(релакс)
 ▫ Свет нашей души
 ▫ Фото `Самые близкие и родные мне люди`
 ▫ Дружба
 ▫ Комната психологической разгрузки (только позитив)
 ▫ Для релаксации
 ▫ Смешное , забавное фото
 ▫ Всё для вас, милые женщины (советы, секреты, салаты, букеты)
 ▫ Дети, семья
 ▫ Женщина-богиня
 ▫ Прекрасное рядом (анимации)
 ▫ Смайлики
 ▫ Волшебная шкатулка
 ▫ Чувства
 ▫ Разделители
 ▫ Человечки
 ▫ Счастье
 ▫ Транспорт
 ▫ ХОРОШЕГО дня
 ▫ Конец недели, выходной
 ▫ СПОКОЙНОЙ ночи
 ▫ Только цветы
 ▫ Цветы для торжества
 ▫ Цветы для души
 ▫ Розовый рай
 ▫ Любимая сирень
 ▫ Ромашковый рай
 ▫ Цветы, цветы...
 ▫ В мире умных животных
 ▫ Коты
 ▫ Птицы, бабочки
 ▫ Жабки, рыбки
 ▫ Собаки
 ▫ МЕЛОЧЬ, но приятная (пожелания, спасибки...)...
 ▫ Вкусненькое и полезненькое...
 ▫ Спасибо
 ▫ Праздники
 ▫ Картинки с текстом
 ▫ День Рождения
 ▫ Десерт
 ▫ Деньги
 ▫ Похвалить!
 ▫ Интернет,успех
 ▫ Для праздника!!!
 ▫ Полезные ссылки
 ▫ Мои фотоэффекты 2
 ▫ Мои фотоэффекты 1
 ▫ Мои фотоэффекты 3
 ▫ Оды книге
 ▫ Личное
 ▫ МОЙ `ПОДРОСТОК`
 ▫ НАША ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
 ▫ УРОКИ РУССКОГО
 ▫ Новый год
 ▫ Дед Мороз
 ▫ Новогодние рецепты
 ▫ Рождество
 ▫ Удивительные люди
 ▫ КОПИЛКА
 ▫ Комнатное чудо
 ▫ Моя дача
 ▫ Новые тесты




















Конкурсы


Конкурсы не выбраны









Алина Ивановна Костюк

Папка "А.АВРУТИН"



КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ


Стихи А.Аврутина

 Птица с перебитым крылом




В.Лютый. Птица с перебитым крылом

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет – Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

 

.

И забуду я все – вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным Коленам припав.

.
Иван  БУНИН

.

…Я все стоял в холодном поле
И плакал времени в рукав.

.

Анатолий  АВРУТИН

.

 

Переживаемое Россией новое смутное время породило в литературе самые разные интонации – тоски и ярости, упования на Высшие силы, печали о земной жизни, утратившей смысл…

Нравственные ценности, еще вчера безусловные, теперь осмеяны и унижены. Вор и мошенник почитаются как энергичные люди, а бойкий сочинитель пользуется репутацией успешного писателя. В этих обстоятельствах в русской поэзии возникла неожиданная палитра художественных позиций. Авторы, прежде отличавшиеся друг от друга, в самых общих чертах, темой и стилистикой, будто рассредоточились по интонационному полю литературы. Их характеры, ожидания и скорбь, помноженные на индивидуальную речь и живую оригинальную форму, кажется, в полноте представили читателю все те чувства, которые испытывает и он: от воспарения духа до отчаяния. Подобной широты  высказываний наша поэзия не знала со времен революции и борьбы с крестьянством. Но и тогда в большей степени проявились, скорее, полярные представления о жестоком времени перемен.

Сегодня духовная составляющая в поэзии чрезвычайно широка, и православное представление о мироустройстве все-таки доминирует во многих стихах. Отечественные поэты, как правило, избегают амикошонского отношения к Творцу, что так часто бывает у западных стихотворцев. Скорее, встречается вопль современного Иова или горькая дума о скоротечности земной жизни, в которой не сохранить любви и дорогих примет. Это касается произведений в той или иной степени близких к русской поэтической традиции.

Для авангарда, который в наши дни распространился в литературе чрезвычайно широко, важны яркие краски, быстрая реакция читателя, броские слова, лишенные или, напротив, полные жалости, по преимуществу – к alter ego автора. Подобные стихи существуют в собственном замкнутом пространстве, они не рассчитаны на «всякого» читателя-современника. Их ценят гурманы и горячо поддерживают критики, склонные к «художественному сговору».

Поэтому особый интерес сегодня вызывают стихотворения, в которых можно обнаружить живую душу автора, способного ошибаться и не верить в Промысел, грустить о человеке – но потом брать себя в руки и становиться сильным. Так бывает со всеми, в разные минуты жизни. И то волшебное узнавание, о котором писал еще Аристотель как о двигателе литературы, вступает в свои права, и поэт обретает верного читателя.

В настоящее время стихи Анатолия Аврутина публикуются, практически, во всех значимых русских толстых журналах. Автору присуждаются литературные премии, солидные поэтические альманахи не могут обойтись без его имени.

Вместе с тем, загадка интонации и противоречивый образ лирического героя Аврутина требуют не то чтобы расшифровки, но внимания и вглядывания критического ока.

Одни стихотворения кажутся написанными наперекор другим его вещам.

Горькая одухотворенность слога соседствует с видимой любовью к телесности мира.

Отчетливость памяти сменяется зыбкостью видений.

Обыденное, которое только сейчас было представлено вереницей стертых лиц, вдруг становится характерным, ни на что не похожим и дорогим.

Естественная и напевная речь порой может уступить место творческой игре мастера с литературной формой.

В подобных переменах сосредоточен живой нерв лирики Аврутина, ее тайное согласие с парадоксальностью русской жизни.

.
Стою у русского предела,
Где Бог не терпит суеты,
Где осыпаются несмело
На сердце поздние цветы.

<…>

И за чертою пониманья
Сей путь, что начат не с нуля…
Зачем нам смутные терзанья,
Когда мы – бездна и земля?

.
Одно из главных ощущений лирического героя – «светло и одиноко». Ни к чему он не может прикипеть сердцем до полного растворения себя самого.

В природе все происходит неспешно, «упоительно и постепенно»: течение воды, движение облаков, падение снега («Здесь чудится медленным птицы беспечный полет, // Светило в протоку стекает тягуче и рдяно»). И угадывается Небесный распорядок, влияющий на земную жизнь.

Однако в  житейском укладе подобная мерность, кажется, граничит с апатией, и постепенно выветриваются устои, на которые опирается народная традиция. Так видится герою, который не в силах слиться с остальными людьми. Эта неспособность раствориться в окружающем – один из главных признаков его индивидуальности, своего рода трещина в поле его личности. Притом, что сердечное отношение к простому и униженному человеку  никогда не покидает строки поэта:

.
…Словно нищий, пойду, задыхаясь неслышимым пеньем,
В драный ворот сбирая студеные капли дождя.

<…>

Подарю на прощанье крестьянке простое колечко,
И уйду навсегда в тот простор, где лишь ветер и Бог…

.
Мотив ухода в стихах Аврутина настойчиво повторяется. Он видоизменяется и может предстать, скажем, в образе осеннего увядшего стебля, за которым встает несчастная человеческая судьба («Вот и еще один стебель зачах <…> значит, так надо»). Другой сюжет связан с памятью о детстве, о матери – время отодвигает прошлое, драгоценное и теплое, и душа героя перемещается вперед, в сумерки, в неясность и одиночество. Всякий раз в подобных коллизиях высвечивается утрата некоего общего смысла существования – «бесцельная жизнь» («И наст глубок… И путь неведом… // И, в общем, некуда идти»).

У Аврутина отчетлив раскол между идеалом Руси и горемычным земным бытом. Его стихи наполнены множеством примет «нестроений», которые разрушают минувшее и делают будущее темным и непредсказуемым. Хотя его стихотворения в избытке дают примеры проявлений высокого в приземленном (шельмец, вымазавший ворота дегтем, просит девку дождаться его и родить сына, но вернуться с войны ему не суждено), однако и все низкое неизбывно присутствует рядом с высоким.

.
И проклятье влажное вдыхая,
Болью  распираем на ходу,
Помнишь – на Руси начало рая
В этом нескончаемом аду.

.
Где всегда не торена дорога,
Где всегда избенка без дверей,
Где над крышей хмурого острога
Небо – не бывает голубей…

.
Поэт ищет смысл происходящему – и не может найти. Между тем, подобные поиски напоминают о книжнике, который лишь в малой части способен постичь мудрость простеца. Хотя бы потому, что светлые страницы прошлого сочетались с тяготами и несчастьем, которые прошли стороной мимо юного ума, еще сильного надеждами на завтрашний день. Только старый человек тех давних лет мог соединить праздник и горе и понять, чем окрашен наступивший день («У времени странный отсчет – // Его понимают лишь старцы да малые дети»).

В поэзии Аврутина образы таких простецов всегда достойны сочувствия, однако лирический герой не может переступить черту книжности и принять бытие в его широте и надмирном значении. Ему нужен земной смысл, в котором будут стремления к небу и земной плач по Небесному Царству. Но само небесное, словно впаянное в реальную жизнь, не дается ему в руки. И они, фигурально говоря, идут рядом – поэт и Замысел Божий о человеке – никак не соприкасаясь («Ни нательных крестов, ни нательных рубах // Нет на душах, плывущих путем непременным»).

Здесь показательны частые оговорки, возникающие в стихах – около главного («но не сердце, а около сердца»; «но не в доме, а около дома»; «не в вагоне, а возле вагона»; «но не с мамой, а около мамы»). Т.е. очевидна дистанция, которую герой не в силах преодолеть в настоящий момент. А ведь когда-то ее не было, и чувство сопричастности всему большому было живым и деятельным. Этот оттенок поэтической речи проявляется почти во всех стихотворениях и, по существу, оказывается «художественным произношением» автора.

У лирического героя чрезвычайно обострено чувство краткости жизни, интуитивное ожидание ее конца. Ему мнится тающая на глазах Родина, и это звучит в стихах постоянно, преломляясь в самых разных природных и житейских образах: «Сосенка шумит над обрывом, // А корни подмыло уже»; «Чей-то голос кличет Пересвета, // А в ответ: «Все наши полегли».

Не он отдаляется от всего родного и реального, но они уходят от него – по видимости, в гибель. И тогда, будто за последнюю соломинку, герой хватается за мельчайшие детали уже прожитого и увиденного.

.
Жизнь идет… Вторая половина.
Я же все привязан пуповинно

.
К уголку, что истины безмерней,
Где струится тихий свет вечерний.

.
Есть одна важная особенность зрения героя – alter ego автора: «Я не умею не глядеть в упор». С этим свойством авторского взгляда определенно связано влияние, которое оказывает на душу поэта злоба мира. При взгляде в упор фоновая боковая картина, как правило, не замечается, и тогда приобретает дополнительный ассоциативный акцент сделанное вскользь признание: «Всю жизнь выходит на Отчизну // Оконце узкое мое». В таком случае широкий и объемный контекст выглядит относительно локальным и плоским, а выпуклость деталей, их зримая плотность все-таки остаются своего рода путевой приметой, когда дорога не воспринимается как нечто целое.

Впрочем, многие ли из критиков или читателей скажут, что им ведомы сроки и смыслы происходящего? Очевидно, тут все решает вера…

Аврутин старается увидеть духовную изнанку физики мира, однако реальное подчас как магнитом притягивает его. Но поэт всегда назначает ему более низкое место в своей внутренней, потаенной иерархии (известность на малой родине – живые приметы жизни – надмирная музыка):

.
Чтоб вслед шептали:
– Наш он… Здешний… Местный…
Чтобы с годами сделались слышней
И веток перестук,
и хор небесный.

.
Герой Аврутина выглядит удаленным наблюдателем, до которого долетают осколки происходящих бытийных битв. В нем сильно судейство и способность сделать шаг, чтобы попасть в горнило событий. Или же отстраниться от них совсем. Это свойство одинокой души, которой не дано раствориться в общем житии, но которая мучительно страдает от всего плохого, что бесцеремонно утверждается вокруг, – и жалеет сердечно все доброе, что претерпевает от наплывающего громадою зла.

Поэт удивительно просто и точно говорит о внутреннем смятении и духовной неопределенности, практически, каждого из нас: «Будто в храме стоишь иноверцем, // А креститься персты не идут».

Две ипостаси автора воплощены в стихах Аврутина: вдохновенно-неземная, оживающая через певческий голос, – и реальная, обладающая телом, именем и фамилией. Многие коллизии здесь вполне объясняются тем, кто перед нами – удрученный несбывшимися надеждами и постоянными неурядицами современник или та творческая сила, которая распрямляет его сгорбленный дух и устремляется ввысь, попирая пыль и грязь, прозревая слои времени и понимая сокровенные тайны, будто клады, укрытые родной почвой. Особую роль играет и собеседник поэта. В одном случае это обыденный человек, наделенный совестью и памятью, своего рода социальный атом, в другом – воспаленная душа, которой мало вещественного для того, чтобы быть в равновесии, она ищет смысл происходящего вокруг нее.

.
Как это важно! – в ком ты отражен,
По чьим зрачкам твои струятся тени,
В чьих мыслях ты наивен и смешон,
И чья душа от слов твоих в смятенье.

.
Внутреннее борение насыщает строки Аврутина. Вот «телесный поэт» берется судить о земле по меркам неба, будучи сам порой вертопрахом, неуемным любовником, частью богемы. Искушение справедливостью овладевает им в такие минуты. Кажется, что жизнь беспросветна, земля бесплодна, время – бесконечная осень с дождями и туманами. А перед глазами – «то ль во сне, то ль наяву – лица без конца <…> лица, лица – ни в одном не узнать лица». Взгляд, будто грузик на нитке, зацеплен за собственное одинокое сознание и скользит по кругу, по всему остальному миру, не находя отрады.

Но «поэт духа», в свою очередь, превозмогает тьму «смертной лжи» и «смертной муки», вслушивается в «звуки неясной музыки во мгле» и как будто взлетает выше туч – и видит синеву неба и золото солнца.

.
Но дух превыше звезд, превыше плоти – дух,
Превыше высоты и вечного молчанья.
С ним видит, кто незряч,
с ним слышит тот, кто глух,
С ним кается, кто век не верил в покаянье.

.
Пусть все вокруг – не то, пусть мы давно не те,
Пусть слышим сквозь века лишь окрики и стоны,
Чей дух в себе несем, пока не на кресте?
Чью робкую мечту?.. Чей образ просветленный?..

.
Отчаяние, близкое сегодня многим искренне любящим родную землю людям, – и волевой порыв, мужество ума и сердца, как непримиримые противники, оказываются лицом к лицу во внутреннем космосе автора.

В стихах Аврутина странным образом соприкасаются физика мира и его тонкое отражение, которое очень часто выступает в роли мистического комментария к происходящему на земле. Облики реальных людей под пером мастера лаконичны и выразительны. Помещенные в контекст эпохи, они легко и надолго запоминаются читателем.

В послевоенные годы вдовы-матери стирают «обноски ребячьи да мелкое что-то свое» и сквозь слезы глядят на соседку, которая «рубаху мужскую в тугую крутила спираль»…

В электричке женщина читает письмецо в полстранички, удивленно поднимая брови и прикрывая влажные глаза – «и, чему-то веря, улыбалась и, не веря, хмурила лицо».

.
И гадал, забывший о покое,
Путник, что покинул дом и мать,
Написал ли он письмо такое,
Сможет ли такое написать?..

.
Пьяный мужичок, ночующий в бурьяне, днем «колокольно» возводит венец за венцом, «любит по-старому мерить – верста да аршин» и доволен житьем,

.
Хоть мерцает в зрачках укоризна:
«Кто заступник народный?..
Чего он опять не идет?..»

.
Любовное влечение неотделимо от земной жизни, и многие стихи Аврутина посвящены «этой напрасности сладкой»:

.
Чудесная пора, когда два гибких тела
Сплетаются в одно по десять раз на дню…
.
…………………………………………………………………….
.
Только услышать бы… Только взглянуть…
Только б коснуться украдкой…
.
…………………………………………………………………….
.
Душой к душе важней, чем телом к телу,
Хоть телом к телу – проще, чем душой…
.
…………………………………………………………………
.
А женщина в реке купалась.
И что-то дрогнуло в груди,
Когда плыла она – нагая, –
Руками звезды раздвигая,
.
Плыла по Млечному Пути.

.

Во всех жанровых картинах автор психологичен и точен в деталях, его мысль как будто согласна с сочетанием человека и пейзажа, в который он вписан, – будь то пейзаж природный, социальный, исторический… Изображаемый персонаж наделен живым обаянием, он как будто «вынут» из реальности и продолжает свое житье-бытье в пространстве стихотворения.

Отдавая должное «телесному» миру, Аврутин все большее внимание с годами начинает уделять некоему внешнему взгляду на происходящее вокруг лирического героя. Авторское зрение улавливает неясные фигуры и отсветы; слух воспринимает шорохи и подземный гул; предметы и люди метафизически разъяты – так, что, находясь даже рядом, соприкосновение невозможно: «ты смотришь сквозь меня». Призрачно-тонкое проницает плотную действительность, «оставляя за плечами нечто, полное простора, нечто, полное печали»…

Душа героя отзывается и на сигналы здешнего мира, и на знаки запредельные, пробуждающие в ней тревогу и смятение:

– «кто там средь поля стоит…»;

– «кто это <…> виден вдали среди трав…»;

– «чьи это там голоса…»;

– «кто там рыдает впотьмах…»;

– «кто там кричит ни о ком…».

И одновременно возникает ощущение случайности всего происходящего в нашем осязаемом дне. Будто материализовался один из вариантов непостижимого бытия, не слишком удачный для человека. И теперь ему тянуть лямку собственного горемычного существования до смертного часа, исполненного тоски и обыденности: «так и брести мне с невидящим взглядом мимо невидящих глаз».

Это смутное переживание обозначает себя в авторских проговорках:

– «я случайно родился»;

– «я случайно подслушал»;

– «шальное перо»;

– «какая-то птица»;

– «не слово, а некий скрежещущий звук»;

– «не речь, а все то же скрипучее слово»;

– «все те же овраги»;

– «все то же в душе обостренное чувство вины»;

– «тоска и печаль вновь остались тоской и печалью»…

.
В подобном контексте исчезает все родное и единственное, реальность представляется истертой, надоевшей. Она пропускает сквозь себя астральную фигуру героя и тот наблюдает  за событиями, но не участвует в них.

.
Ты природу поешь, а тебя уже нету в природе,
Ты все бродишь по свету, не зная, что кончился свет.

.

Здесь совсем нет авторского преодоления разъединенности «наблюдателя» и «наблюдаемого». Аврутин безжалостно рисует образы человека и земного мира, когда каждый из них движется по собственной траектории, изменить которую, кажется, невозможно.

Однако перед нами – уже не отвлеченный персонаж, а второе «я» автора. И отчаяние, которое таится в смысловой подкладке сумрачной поэтической картины, есть элемент общего высказывания поэта о времени, отчей земле и о себе.

У Анатолия Аврутина есть стихотворение о поколении, которое  взялось перетряхивать недавнюю память, устанавливать новые вехи, обозначать иные цели, противоположные вчерашним. Но прошли годы, и теперь уже «нас не вспомнят <…> и мебель нашу выбросят из комнат, // Порывы осмеять не преминут».

.
На оборотах наших фотографий
Прочтут со смехом наши письмена.
И будут клочья сыпаться на гравий,
А память – тлеть в кострище дотемна.

.
А как еще? Чего же мы хотели,
Когда в огне чужую мебель жгли,
Когда чужой печалью шелестели
И клочья писем корчились в пыли.

.
Порвалась связь времен, старая боль потеряла свое значение, и теперь понять прошлое можно лишь вкусив из чаши личных страданий («Унижен и мал // Здесь каждый, кто смеет отравной воды не напиться…»). Нарастающее одиночество сжимает холодные объятия, и даже родина кажется неприкаянной землей, на которой человек обречен собственной горькой доле.

Не случайно у Аврутина появляются прежде невозможные сочетания слов: «забытая Отчизна», «стылая Отчизна», «страну поцелую в давно посиневшие губы», «уйти навсегда незамеченным ею <Отчизной>». Здесь родина фатально отделена от лирического героя и видится неким объектом, который живет по своей непонятной логике. Это – страшное для русского человека умозаключение, ввергающее его в состояние растерянности, когда абсурд оказывается единственным законом существования души и ее земных пределов.

В стихотворениях с такой интонацией сухая мысль и безоглядная эмоция тесно сплетены. А воля художника подчинена той последовательности событий, которая очень наглядна и как будто лишена таинственной небесной подсветки. Так родина иной раз неуловимо соединяется в авторской транскрипции с государством, и ей отсылается упрек, по существу, незаслуженный.

В стихах Аврутина угадывается духовное трепетание художественной воли автора. Вот герой стоически преодолевает гибельность происходящего, а здесь – тоскливо покоряется и поет песню поражения и конца. Но притом ему всегда дороги людские судьбы, ласкающий слух говор, житейский уклад и удивительная вера простого человека в неизъяснимый на словах сокровенный смысл своего тяжкого жизненного пути.

.

И оттого-то, меж тягостных строчек,
Чувствуешь, корчась, как все же велик
Каждый проселочек, каждый листочек,
Каждый невзрачный болотный кулик.

.

Поэт, способный не только улавливать оттенки реальности, но и обладающий чувством духовной правды, преодолевает почти наркотическую горечь сумеречного взгляда на мир. Казалось, уже смирившийся с пагубой абсурдной жизни, он роняет строки, исполненные поразительной метафизики русского бытия, которые, не отменяя муки и боли, свидетельствуют о божественном предназначении родной земли: «Они солгали про историю, // Но у Отчизны – житие».

.
Можно жилу порвать, но все держится тут на двужилье,
А сломаешь крыло – здесь от века взлетают без крыл…

.
И не знаешь опять, то ли каяться, то ли молиться,
Что за гул непонятный идет из-под сумрачных плит?..
То ли стонет земля, то ль какая-то хищная птица
Сквозь немытые стекла в глаза твои жадно глядит…

.

В самом общем смысле стихотворения Анатолия Аврутина относятся к тому типу чувствования и высказывания, когда внешний мир пропускается автором через собственное лирическое «я» и уже затем – во многом «ояченный» – воссоздается в поэтическом сюжете. В этом случае неизбежно заведомое сужение реальности до очертаний и размеров авторского самосознания. Тогда как более обширная картина получается при «растворении» души поэта в окружающем многообразии, когда она как будто расширяется до необъятных границ мира и наблюдает его изнутри. Заметим, такое деление совсем не ведет к расстановке положительных и отрицательных оценок в поэзии. Но позволяет понять мотивы, которые владеют художником, а также его место среди предметов, людей, природы, истории…

Искренность и способность к жертве, милосердие и чувство долга, нежность к простому человеку и тяжкое бремя острого ума и зрения – вот черты облика лирического героя Анатолия Аврутина. Личностное начало способно раздвинуть любые рамки, в которые заключен тленный человек, потому что он создан все-таки по подобию Божьему. И в его воле не только уйти без следа, но и преодолеть инерцию смерти и абсурда.

.
Все чистила перья какая-то странная птица,
И била о стекла своим перебитым крылом.
Как будто кричала, что может еще пригодится
В то жуткое время, что тоже пошло на излом.

 


Автор: В.Лютый
Источник: Интернет
Тэги: А.Аврутин, русскоязычная литература Беларуси



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Вчера хоронили Сашу Дерендяева - моего ученика из первого выпуска, который состоялся 41 год тому назад. Саше , значит, на сегодня где-то 55 лет. В таком возрасте пошёл добровольцем на СВО. Мог бы, будучи прекрасным механизатором, технику на СВО ремонтировать, но пошёл на передовую штурмовиком. Правильным был очень. Настоящий патриот. Мама его Татьяна Арсентьевна так правильно воспитала. В классе, когда учился, был самым трудолюбивым и очень аккуратным: белая отглаженная рубашка, красный галстук - всегда, как на парад. Так жалко, что не увижу больше его никогда.(( В коллективе его звали Ленин - вот за просто так ТАК не назовут. Саша Кондратьев Работящий был человек. Это комментарий к моей заметке в `Одноклассниках`. Сегодня мне бывший агроном колхоза сказала: `На нём колхоз держался. Я даже не знаю, когда он спал. Днём на грузовой машине работал, на зернотоке оператором трудился, ночью сторожем в гаражах, параллельно машины ремонтировал.` И это не преувеличение - так и было! И честь, и совесть у людей есть. Никто никуда не побежал из деревень, в отличие от богемы, а многие пошли добровольцами на СВО. И я горжусь своими учениками.
Файл не скачивается. Файл не скачивается.
Понравились законы. Особенно дополнение студентов и армейская аксиома.
Возможно что между школой и платформой, только дорога.
Будьте здоровы и долгие годы!
Спасибо!





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/