|
|
Николай Николаевич Кружков
Николай Кружков
«НЕСВОЕВРЕМЕННЫЕ МЫСЛИ» или ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКЗЕКУЦИЯ
Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Дени Дидро
...Тебе скажут: учись, служба не пропадет. А я тебе говорю: служи — учение не пропадет... Чтение — вот лучшее учение…
Из письма (от 21 июля 1822 г.) А. С. Пушкина к брату Льву Сергеевичу.
ЕГЭ… Что побудило меня обратиться к теме, которая многократно муссировалась в СМИ и всё-таки на сегодняшний день осталась самой актуальной и болезненной? Поскольку речь зашла об образовании, мы должны сделать небольшой экскурс в историю. Иначе нам трудно будет понять, как лучшее в мире образование, которое люди среднего и старшего поколения получали в СССР, превратилось в «образованщину», не имеющую никакого отношения к тому, чем занималась советская школа. В начале 90-х годов г-н Сорос решил заняться реформой гуманитарного образования в России. Сразу оговорюсь: г-н Сорос – не Билл Гейтс, он предприниматель-авантюрист, обрушивший в своё время лондонские биржи и ставший персоной нон грата в Англии. А вот реформы в России г-на Сороса привлекли.
Я учитель русского языка и литературы, поэтому могу говорить только о том, что касается моей профессии и специальности. Параллельно с учебниками фонда Сороса у нас в стране стали создаваться всевозможные лингвистические школы с весьма сомнительной репутацией. Огромными тиражами издавались учебные комплексы Бабайцевой и Разумовской, которые ныне канули в лету, за что скажем спасибо академику Шанскому: созданные под его руководством учебники русского языка вернулись в наши школы, лицеи и гимназии. Но за двадцать лет была разрушена академическая наука, на смену традиционным экзаменам (выпускному сочинению) пришёл ЕГЭ, и интеллект учителя стал не востребован, а интеллектуальный потенциал ученика никому не нужен.
Тестирование и ответы на бессмысленные и двусмысленные вопросы – все эти кроссворды и шарады - смело можно отнести к тому, что стало у нас называться единым государственным экзаменом. В 1992-1994 г.г. я работал учителем русского языка и литературы в средней школе №6 города Павловского Посада. В гимназии, где я работал пять лет, давал уроки риторики. В пятом классе на русский язык и литературу отводилось по программе 11 часов (соответственно 7 и 4). Сейчас 7 часов. Комментарии, по-моему, излишни. Скажу лишь одно: у меня была возможность один час в неделю отвести на развитие речи учащихся, на сочинения, изложения, на упражнения, которые формируют культуру речи и речевой этикет учащихся. Ещё один час отводился на внеклассное чтение. Сейчас уроки физкультуры и ОБЖ стали важнее уроков литературы и истории.
И - как следствие этого - повсеместное оскудение речи учащихся и их низкая грамотность и неосведомлённость в самых элементарных вопросах. Наши ученики перестали читать.
А ведь мы сталкиваемся с такими факторами и проблемами, как деструктивное мышление учащихся, немотивированная агрессия, болезненное возбуждение, нарушение концентрации внимания, за что следует сказать «огромное спасибо» нашему телевидению и Интернету.
К сожалению, родители не в состоянии сейчас уделять своим детям много внимания: они большую часть дня проводят на работе. Из нашей жизни ушла такая форма общения, как семейное чтение. А ведь ещё Пушкин утверждал, что чтение – лучшее учение.
Интерактивная доска, компьютер и ноутбук необходимы сейчас учителю, но и здесь должно быть чувство меры. И здесь гораздо важнее слово учителя, его умение заинтересовать учеников своим предметом. Увы! Некоторые современные учителя, по моему мнению, должны пройти тест на соответствие своей профессии. Но учителей сделала униженными и оскорблёнными именно реформа нашего образования. Винить в этом необходимо наше общество.
Я учил свою дочку только один год: в пятом классе. Это было двадцать лет назад. Но какими высокими профессиональными качествами в ту пору обладали учителя начальной школы! Благодаря им в пятом классе мне было работать очень легко и интересно. А учеников отличали такие качества, как любознательность, начитанность, аккуратность, коллективизм, взаимопомощь. Многие мои ученики впоследствии стали студентами самых лучших вузов страны: Ваня Оленин, Дима Куцко, Оля Борзова поступили в МГУ, другие ребята закончили институты с красным дипломом. Моя дочка Элеонора стала в 11 классе победителем олимпиады по литературе, написала лучшее в районе сочинение и окончила школу с серебряной медалью, в чём, несомненно, большая заслуга прекрасных педагогов советской школы.
Сейчас моей дочке 31 год, она закончила с красным дипломом МГОГИ, но до сих пор не мыслит своей жизни без книги. Но книги я ей читал ещё тогда, когда она была ребёнком и только начинала познавать окружающий мир. Всё начинается с семьи – это азбучная истина. И сейчас родители многих учащихся стараются противостоять ЕГЭ, делая всё от них зависящее, чтобы их ребёнок не играл в школу, а получал знания.
Оценка очень часто субъективна. Знания – показатель объективный. Приведу несколько высказываний о едином государственном экзамене из социальных сетей:
«Я мстительно рада, и даже не стесняюсь в этом признаться. Уж сколько было разговоров и похвал расточено единому государственному экзамену - дескать, не позволяет он ни сжульничать с ответами, ни заранее как-то узнать их. А вот вам, вот вам - всё можно, оказывается... Как вы уже поняли, я о той ситуации, что нынче обсуждается в центральных и не очень СМИ - про школьников, которые с помощью телефона и интернета высылали задания тестов в группу ВКонтакте, и там предприимчивые товарищи раздавали им ответы. А также о том, что где-то (где именно - просто забыла) вместо школьников экзамен сдала нанятая (за деньги, естественно) группа студентов. Вот вам и ЕГЭ... Я много писала в своё время о том, почему именно считаю тестовую систему оценки плохой, так что сейчас повторяться не буду. Приведу лишь новый пример: не очень давно на работе проводили тестирование, и в учебных целях меня попросили один тест завалить. Я стала отвечать по принципу: "в ответе номер 1 ставим галочку в окошке номер 1, в ответе номер 2 - в окошке номер 2..." и так далее. И что же? Даже при таком раскладе итоговый балл получился где-то на 3+, то есть проходным. Это ещё одно доказательство, что даже полный идиот способен получить в тестах более-менее приличную оценку. А что касается школьников, которые отвечали с помощью интернета... На что только люди не пойдут, чтобы не учиться. Я вот считаю, что пользоваться шпаргалками - ронять своё достоинство; не пользовалась ими ни в школе, ни в институте. В конце концов, обманывай - не обманывай, знаний тебе это не даст. А ведь главное - в школе или в институте - это получить именно знания, информацию, и умение ею оперировать. А когда я гляжу на некоторых студентов (даже из тех, что мне сдают), у меня создаётся впечатление, что знания им нужны меньше всего, а главное - это половчее обмануть преподавателя. Только не меня они обманывают, а сами себя».
По-моему, комментарии излишни.
Это мнение преподавателя института.
А вот мнение учителя: «Я как преподаватель говорю: да, ЕГЭ проверять легче, но это страшно механизирует человека, и оглупляет. Человек учится не думать, а ставить галочки».
И здесь, по-моему, всё ясно.
Категорически против ЕГЭ был не только выше упомянутый мною Билл Гейтс, но и президент США Джон Кеннеди, и многие наши известные политические деятели, и представители творческой интеллигенции: Сергей Михайлович Миронов, Михаил Николаевич Задорнов, Дмитрий Львович Быков. Но это не мешает пока никому (и новому министру образования и науки Ливанову) «совершенствовать ЕГЭ».
А я считаю, что совершенствовать необходимо не ЕГЭ, а всю нашу систему образования в целом. И возвращаться к тому лучшему, что было в советской школе: к выпускному сочинению и устному экзамену по русскому языку и литературе.
Наша школа с введением ЕГЭ стала стремительно деградировать и нравственно, и духовно. Отсутствие идеологии и идеалов, манипуляция сознанием учащихся нашими телевизионными программами привели к утрате духовных ориентиров и нравственных ценностей, к превращению учителя в робота.
После окончания педагогического института в 1974 году я работал по распределению один год учителем русского языка и литературы в одной из сельских школ Шатурского района. Самыми уважаемыми людьми на селе были учитель и врач.
Сейчас учителя поставили в такое унизительное положение, что диву даёшься: как он ещё сохраняет присутствие духа? Ему отвели роль статиста и программиста. Если же ещё учитель сохранил чувство собственного достоинства, ему в современной школе места нет.
Такая ситуация не может не привести к глобальному кризису образования, что мы сейчас имеем возможность наблюдать. А выход из кризиса только один: отмена ЕГЭ и совершенствование всей системы российского образования в целом. Иначе процесс инфантилизации, духовной и нравственной деградации учащихся нам не остановить...
2012 год
|
| 2014-12-05 13:10:04 - Ольга Викторовна Старновская Как горько читать! Как все правильно! | | 2014-12-05 13:17:30 - Валентина Васильевна В Дети не читают, взрослые не читают...
Миром правит ИГРА! | | 2014-12-05 13:23:36 - пользователь отключен Комментарий отключен модератором | | 2014-12-05 16:41:50 - Людмила Серафимовна Ермилова Чтение - это пережиток прошлого (по словам учеников) | | 2014-12-05 17:05:46 - Николай Николаевич Кружков Вы, безусловно, правы, дорогие коллеги. Но теперь в школу возвращается сочинение, которое ученики пишут примитивно и убого. А выпускное сочинение позволяло проверить очень многие навыки учащихся: их кругозор и их начитанность и речевой этикет, их интеллектуальный уровень и те знания по теории литературы, которые они в процессе обучения в школе получили в 5-11 классах, и их грамотность: знания орфографии и пунктуации. И вот сидим мы теперь у разбитого корыта. А дети обзавелись дорогими айфонами. И разучились духовно и интеллектуально общаться. Вот в чём наша общая беда. | | 2014-12-05 19:41:48 - Татьяна Петровна Луценко Совершенно с Вами, Николай Николаевич, согласна. Всё правильно. Но что дальше делать? Где ответ? Пока только эмоции. | | 2014-12-05 20:44:45 - Елена Михайловна Топчиева Моя дочь заканчивала школу в 2007 году. Они первыми шли на апробацию ЕГЭ. И последний экзамен (устный) по русскому языку я принимала в 9 классе у них с ее учителем. Троечники ГОВОРИЛИ. Отвечали довольно сносно, где-то неправильно. Сейчас 11-классники и мои 9-классники молчаливы как рыбки в акывариуме. Впрочем, рыбки хоть рот открывают. Девятиклассников, инфантильных, неспособных самостоятельно даже чай подогреть, сейчас надо выталкивать во ВЗРОСЛУЮ жизнь. Куда? | | 2014-12-05 22:58:37 - Николай Николаевич Кружков Я не берусь судить, кому нужно было вводить ЕГЭ в 2007 году. Но результат налицо: невежество в элементарных вопросах, повальная инфантилизация, нравственная деградация. Кому нужна была конвенция о правах ребёнка и защита прав родителей - вот вопрос. В итоге учителя превратили в козла отпущения. Отчёты, совещания, заседания, только качество образования всё ниже и ниже. Что будем делать дальше - вопрос не ко мне: я не министр образования, а рядовой учитель. | | 2014-12-06 00:38:00 - пользователь отключен Комментарий отключен модератором | | 2014-12-06 00:45:50 - Ирина Валентиновна Ермакова Почему 2007? с 2004 сдаем. | | 2014-12-06 03:07:53 - Николай Николаевич Кружков Где когда, Ирина. В некоторых школах с 2004 года. В московской школе, где я работал четыре года, с 2007 года был введён ЕГЭ. До этого было выпускное сочинение. |
Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение:
Зарегистрироваться
|
Вакансии для учителей
|
|
|
|
|
Copyright © ПроШколу.ру
2007-2024. Все права защищены.
|
|
|
|
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
|
|
|
|
Поиск по порталу
|
|
| ▫ Отлично!
Отлично! ▫ Валентина Васильевна, огромное спасибо за ощущение тёплой ностальгии.
Как Вы верно всё описали, как будто вернули душу в те прекрасные времена.
Сейчас многие пытаются за нас решить, как мы себя тогда чувствовали, как и чем жили, Радость и патриотизм были естественным движением сердец. Было
ли зло? БезусловноБыли ли трудности? Ещё какие! Но только по сравнению с тем, что наш народ пережил во время войны, это были решаемые проблемы.
Я всегда не понимаю, почему при сравнении нашей страны с США этот факт упускается, а ведь это важный ключевой момент Они ведь даже за помощь свою
нам содрали всё до копеечки, а наша страна за короткий по историческим меркам срок, практически сравнялась с ними по мощи и положению в мире
Память всё ещё хранит очень многое из детства и бутерброды в школу с маслом, посыпанным сахаром (до сих пор не могу понять, почему масло не растапливалось до перемены, загадка!), и чернильные пятна в портфеле из непроливашек и смерть Сталина, когда все учителя рыдали, а нас отпустили домой, и мы ходили на шоссе, посмотреть, как остановятся и начнут гудеть все машины и много чего ещё Храню все свои дневники с первого класса по 7-ой с одной циферкой почти сплошь 5-ки.
А потом техникум. Уже с группой хождение на первомайские демонстрации. Однажды попали под жуткий ливень, разулись и счастливые до нельзя скакали до метро Новокузнецкая И пели, пели все, не считаясь с отсутствием голоса. И песни какие были! А ведь песни это история страны. Песни 20-30-х, военные, лирические послевоенные Я тут где-то писал о песне Москва майская - это была культовая майская песня, хотя изначально писалась, как песня о Москве. В общем, была страна, аналогов которой не было в истории, и пусть злятся и пытаются путать карты злопыхатели, это мы, а не они жили в то время, нам и судить.Спасибо, ещё раз, Валентина Васильевна.
Ну а по поводу работы на май - это дело каждого, иной и в будни то не шибко расположен трудом себя радовать, потому как он, труд, ему не в радость, потому как с большим удовольствием несёт пургу за столом, чем, скажем, бревно на субботнике...)))
▫ Спасибо! Нашла только на вашей страничке. ▫ g6:f7+ ▫ Валентина Васильевна, не везде так. Работали круглые сутки, смотря по погоде... В селе живу сразу после института с 1976 года... Насмотрелась вдоволь... Ну, и праздновали от души. Главный определить работать или праздновать - погода... А в СССР она везде разная в одно и то же время... Да и в этом году не до лесов: мороз -5 и ....СНЕГ всю ночь... Октябрьский район Оренбургская область, РАЙцентр (специально рай выделила)
Кстати, все майские дни галдели мотоблоки: орудия труда вскапывали частные огороды под картошку. И все были рады, что `до снега успели!`
Конечно, и скотину кормили-поили, выгоняли на улицу, пастись... дни для семьи пасти овец-коз и в праздничные дни. Пасли. Но и о празднике помнили. По окончании посевной в местном ДК и награды, и концерты, и танцы... От души. Не по приказу... Были `черные` дни, в земле и были праздники с ботинками и туфлями . Улыбаюсь, как увижу те клубные торжества (нас, молодых специалистов, даже домой на праздники не отпускали, находилось для нас, `белоручек` много чего. На уроках всегда учила детей всестороннему подходу к оценке событий. Любых. ▫ Антонина Алексеевна, в нашем возрасте достаточно сказать что жива и на своих ногах) Будьте живы и здоровы!
|
|
|
|
|