В программе воспитания и
обучения детей в детском саду: предусматривается воспитание детей в процессе
знакомства с различными видами искусства; с окружающей действительностью;
воспитание любви у детей к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие
воображения, чувств. Эстетическое воспитание осуществляется как на занятиях,
так и вне их.
Эстетические
чувства, восприимчивость к красивому не только обогащают жизнь человека, его
духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и поступки. Поэтому
такое огромное значение имеет воспитание эстетической восприимчивости во
всестороннем развитии личности ребенка.
В связи с
этим первая задача семьи, если дело идет об эстетическом воспитании ребенка, -
это развитие у него эстетической восприимчивости ко всему окружающему.
Это вполне
доступная задача. Даже самому маленькому ребенку присущи элементарные эстетические
чувства. Он тянется к яркой нарядной игрушке, ощущает удовольствие, слушая веселую
песенку. Как часто мы слышим от ребенка восторженные восклицания: «Посмотри,
какой красивый цветок! Смотри, какая бабочка!» Но мы, к сожалению, не всегда
обращаем на это внимание.
Как и все
способности, способность к эстетической восприимчивости может быть развита,
воспитана. Ребенок, способный любоваться цветком или бабочкой, сумеет более
бережно подойти к ним, будет стараться не повредить им, не сломать их. Уже на
основе этой первичной эстетической восприимчивости у ребенка развиваются
эстетические чувства и отношения, которые являются необходимой предпосылкой
формирования активного гуманистического отношения к окружающему миру.
Самое
страшное в человеке, в ребенке, в подростке - это безразличие, равнодушие,
отсутствие интереса к явлениям и предметам.
Как же можно
и должно воспитывать способность к эстетической восприимчивости у ребенка в
семье?
Большое
значение здесь имеет воспитание у него наблюдательности, умения видеть,
рассматривать, отдать себе посильный отчет в увиденном. Наблюдательность
обогащает знания, зрительные представления ребенка о предметах, способствуя
эстетической восприимчивости. Обе стороны, познавательная и эмоциональная, у
ребенка находятся в тесной взаимосвязи.
Поэтому
развитие у детей культуры видения, способности к наблюдению, к внимательному
любовному рассматриванию окружающих его предметов и явлений является важнейшей
стороной воспитательной работы в семье.
Одно из
наиболее эффективных средств в эстетическом воспитании - систематическое
поощрение ребенка к наблюдениям, к посильному для него осознанию характерных
особенностей формы, строения, окраски предметов, их различия и сходства с
другими, хорошо ему знакомыми предметами.
Любая экскурсия с детьми на
природу, прогулки в город, в парк имеют большое значение для ребенка, но
вопросы эстетического воспитания детей нередко при этом забываются. Правильно
делает мама, когда во время прогулки она говорит ребенку: «Посмотри, какое
красивое сегодня небо. Нежно-голубое, с легкими, как бы танцующими, облаками.
Обрати внимание на листочки осины, осенью они совсем темно-красные; у березки
золотистые, а у клена особенно яркие, пестрые, одни желто-оранжевые, другие желто-зеленые.
И как красивы все эти оттенки вместе в осеннем лесу».
Надо
обращать внимание детей на особенности и красоту отдельных зданий в городе, на
их различия, на яркость и красочность праздничного оформления города.
Восприятие всего этого ребенком, эстетические чувства, вызываемые окружающим,
имеют большое значение в пробуждении и укреплении любви ребенка к родной
природе, к своему городу, к своей стране.
Эстетическую
восприимчивость у ребенка следует развивать, привлекая его внимание к мелким
повседневным явлениям, к привычным ему бытовым предметам. Так, например, сознание,
что чашка, которой он пользуется, красива по цвету и по узору, заставляет
ребенка бережнее к ней относиться. Это обязывает родителей внимательно
выбирать вещи, которыми ребенок пользуется в повседневной жизни, избегать
вещей безвкусных по форме и украшению.
Большое
значение для воспитания способности ребенка эстетически воспринимать
окружающее имеет развитие у него активного выборочного отношения к предметам и
явлениям.
То, что он
сам путем сравнения выбрал наиболее понравившуюся ему вещь из нескольких
аналогичных по содержанию и назначению вещей, заставляет ребенка мотивировать
свой выбор, находить для этого соответствующие словесные объяснения, что
способствует активизации его эстетического отношению к окружающему.
Большое
значение в развитии эстетической восприимчивости детей имеет образное хорошо
найденное слово взрослого. Оно помогает детям понять, какие качества, свойства
предмета могут быть отнесены к положительной его эстетической оценке, т. е.
делают его красивыми. Красиво то, что величественно и стройно, что строго,
просто, что тщательно и любовно выполнено, что правдиво, красочно, тонко и
изящно по форме, приятно по цветовым сочетаниям и т. д.
Большие возможности
для развития художественно-эстетической восприимчивости дают занятия по
рисованию.
Очень важен с
самого начала здоровый подход к изобразительной деятельности ребенка в семье.
Не следует преувеличивать художественные способности ребенка, говоря при нем,
что это будущий художник, но и нельзя относиться небрежно, как к ненужному
баловству, к его творчеству.
Рисуя,
ребенок не просто изображает те или другие предметы или явления, но и выражает
посильными ему средствами свое отношение к изображаемому. Поэтому процесс
рисования у ребенка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке
всегда большую роль имеют чувства ребенка, в том числе и эстетические.
Стремясь
передать это отношение, ребенок ищет средства выражения, овладевая карандашом и
красками. Рисуют дети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь
совершенно излишне, что никакой помощи со стороны взрослых маленьким
рисовальщикам не требуется. Это, разумеется, не так.
Самое главное
- вовремя заметить эту тягу ребенка к творчеству и поддержать его. Это будет
хорошим подспорьем в воспитательном процессе.
Воспитание
живой эстетической восприимчивости ребенка к окружающему и необходимая помощь в
его изобразительной деятельности, всяческое его поощрение, наконец, продуманная
организация общения ребенка с искусством - все это доступно семье, матери. И
это будет прочным фундаментом дальнейшего эстетического развития формирующейся
личности ребенка.
Тэги:
Воспитание детей в семье