Метод
проектов
это модель обучения, которая вовлекает ученика в
процесс решения сложных проблем. Этот процесс завершается в реальном материале
- продукте проекта. Проекты для поддержки учебных возможностей могут строиться
на различном учебном материале и могут быть разработаны для учеников самого
разного возраста. Однако всем проектам свойственны общие черты. Проекты
базируются на таких вопросах, ответы на которые не могут быть получены
зубрежкой. Проекты ставят ученика в активную позицию - человека, который
исследует, решает проблемы, принимает реш
ения, изучает, документирует свою деятельность.
Проекты служат отдельным значимым целям обучения, они не просто добавки и
дополнения к "настоящему" учебному курсу.
Как
метод
проектов
связан с исследовательской
деятельностью?
Исследование
показывает нам разнообразие форм деятельности, которые могут удовлетворить наше
любопытство об окружающем мире. В контексте образования термин исследование
имеет более специфическое значение. Учителя, использующие исследовательские
стратегии в обучении, обычно воодушевляют учеников на постановку вопроса,
планирование и постановку экспериментов, проведение наблюдений и обдумывание
полученных результатов. Однако для исследования нет законченного определения.
Даже внутри одного класса исследовательская деятельность может значительно
различаться - от более структурированной и управляемой учителем, до более
открытой и ведомой интересами учеников. (Jarrett, 1997). Может оказаться
полезным размышлять о
методе
проектов
как о подразделе исследовательского обучения. Обзор
исследований обучения по
методу
проектов
показывает, что такие проекты нацелены на решение
таких проблем, которые побуждают учеников принять участие в изучении базовых
концепций и принципов научной дисциплины. Более того, главная деятельность в
проекте включает исследование и создание учениками нового знания. Обычно при
разработке проектов у учеников есть выбор и это позволяет им отстаивать свои
интересы и удовлетворять свое любопытство. В поиске ответов на свои вопросы
ученики могут исследовать темы не указанные учителем как цели обучения.
Для многих учеников привлекательность учебного стиля связана с реальным опытом.
Ученики выполняют действия специалистов, работающих в области конкретной
дисциплины. Когда они снимают документальный видеофильм о природоохранной
деятельности, создают публикацию, в которой подчеркивают историческую
значимость своего местного сообщества, разрабатывают мультимедийную презентацию
о плюсах и минусах строительства супермаркета, студенты участвуют в реальной
деятельности, выходящей за рамки школы. Для учителей дополнительные
преимущества с ростом профессионализма и дополнительными возможностями
сотрудничества с коллегами, а так же с возможностями построения новых отношений
с учениками. (Thomas, 2000). Кроме того, многие учителя рады найти модель
обучения, в которой учтены различные стили обучения и привнесены новые
обучающие возможности. Учителя обнаруживают, что часто ученики, не способные
эффективно учиться в рамках традиционной модели обучения, в рамках проектной
формы получают дополнительные преимущества. (SRI, 2000).
Метод
проектов
- это ориентированная на интересы ученика модель
обучения, в центре внимания которой стоят интересы ученика. Освоение знаний и
навыков осуществляется через выполнение задач, поощряющих исследовательскую
деятельность, а обучение выражается в конкретных результатах.
Метод
проектов
определяется направляющими обучение вопросами,
которые связывают
образовательные стандарты
,
навыки высокого мышления
с реальным содержанием окружающего
мира.
Метод
проектов
включает несколько стратегий, которые обеспечивают
включение в учебный процесс каждого ученика, независимо от его индивидуального
учебного стиля. Часто ученики взаимодействуют с экспертами и лидерами местного
самоуправления, которые помогают им найти ответы на вопросы и получить более
глубокое представление об изучаемых вопросах. Технологии поддерживают обучение
на протяжении всего проекта, поскольку в проект встроены несколько типов
оценивания, что обеспечивает выполнение работы на очень высоком уровне.
Определение
метода
проектов
Ориентированная
на интересы ученика модель обучения. Освоение знаний и навыков осуществляется
через выполнение задач, поощряющих исследовательскую деятельность, а научение
выражается в конкретных результатах.
Метод
проектов
определяется направляющими обучение вопросами,
которые связывают образовательные стандарты, навыки высокого мышления с
реальным содержанием окружающего мира.
Метод
проектов
включает несколько стратегий, которые обеспечивают
включение в учебный процесс каждого учеников, независимо от его индивидуального
учебного стиля. Часто ученики взаимодействуют с экспертами и лидерами местного
самоуправления, которые помогают им найти ответы на вопросы и получить более
глубокое представление об изучаемых вопросах. Технологи поддерживают обучение
на протяжении всего проекта, поскольку в проект встроены несколько типов
оценивания, что обеспечивает выполнение работы на очень высоком уровне.
Проекты основываются на вопросах, направляющих процесс
обучения
Вопросы
помогают проекту удерживаться на обучающих целях. Введение учеников в проект
происходит через постановку вопросов, предлагающих ученикам крупные и
основательные идеи, в которых пересекаются множество научных дисциплин. Ученики
подвигают на углубленный поиск при помощи специальных вопросов, связанных с
предметной сферой и образовательными стандартами и целями. Существует три типа
направляющих проект вопросов: основополагающие, проблемные и учебные.
Основополагающие вопросы это - широкие вопросы с многочисленными вариантами
ответов, отсылают учеников к большим идеям и основополагающим концепциям, к
пониманию которых люди стремились всегда. В таких вопросах обычно пересекаются
несколько научных дисциплин и они помогают ученикам увидеть как связаны
предметы между собой . Проблемные вопросы непосредственно связаны с темой
проекта и поддерживают исследование основополагающего вопроса. Проблемные
вопросы помогают понять, насколько ученики понимают базовые концепции учебного
проекта. Учебные вопросы связаны с конкретными знаниями, учебными целями и
стандартами.
Проекты включают различные типы оценивания
В самом
начале проекта оговаривается, что ожидается от учеников. В дальнейшем эти
ожидания проверяются и трансформируются на основании многочисленных проверок
различными методами оценивания. Ученики с самого начала проекта знают, что от
них ожидается, и могут опираться на средства и руководства для качественной
работы. В проект встроены возможности для рефлексии, обратной связи и
корректировки
Проект связан с реальностью окружающего мира
Проекты
связаны с реальной жизнью учеников и могут быть связаны с местным сообществом
или внешними экспертами. Ученики могут представлять результаты своей работы
подходящей аудитории, связывая его с ресурсами местного сообщества, привлекая
внешних экспертов и общаясь с ними при помощи информационных каналов.
Ученики демонстрируют понимание вопроса, представляя
результаты своей работы в продуктах и выступлениях
Проекты
обычно завершаются демонстрацией ученических работ, во время которых ученики
показываю свои презентации, печатные документы, сконструированные модели,
предложения и даже театрализованные постановки. Конечный продукт позволяет
ученикам самовыразиться и чувствовать ответственность за свое обучение.
Технология поддерживает и обогащает учебный процесс
Ученики
используют различные технологии, которые поддерживают развитие навыков
мышления, знание предмета и создание конечных продуктов. Технология помогает
ученикам контролировать результаты работы и создавать более персонифицированные
конечные продукты. Ученики могут расширять стены своих классов и школ и
работать вместе с другими в виртуальных классах, обмениваясь письмами по
электронной почте, создавая общие веб-сайты или представляя свои мультимедийные
произведения .
Развитие навыков мышления является неотъемлемой частью
работы над проектом
Работа над
проектом поддерживает развитие и познавательных и метапознавательных умений,
таких как совместная деятельность, саморегуляция, анализ данных, проверка
информации. В ходе проекта направляющие вопросы задуматься и связать предмет
изучения с концепциями реального мира.
Стратегии обучения варьируются и поддерживают
различные стили обучения
Стратегии
обучения задают богатую учебную среду и запускают развитие навыков высокого
мышления. Различные стратегии обучения обеспечивают доступность материала для
всех учеников и позволяют каждому ученику добиться успеха. Обучение включает
различные групповые формы работы, графические секретари, обратную связь от учителей
и сверстников и т.д.
Внедрение
метода
проектов
в образование не является новой или революционной
идеей. В последние несколько десятилетий проектная практика стала более
формально определенной стратегией обучения.
Метод
проектов
получил в школах мощную поддержку, после того как
ученые подтвердили то, что учителя знали уже давно: ученики активнее участвуют
в обучении, если у них появляется возможность углубиться в решение сложных,
трудных для выполнения, а иногда и запутанных проблем, которые тесно связаны с
реальной жизнью.
Метод
проектов
идет дальше того, чтобы вызывать интерес у учащихся.
Хорошо организованный проект подвигает учеников к активным исследованиям и
мышлению высокого уровня. (Thomas, 1998) исследования головного мозга
подчеркивают ценность такого обучения. Способность учеников усваивать новое
знание возрастает, когда область познания "связана с деятельностью по
решению содержательной задачи, когда ученикам помогают понять, почему, когда и
как эти факты и навыки могут быть значимы. (Bransford, Brown, & Conking,
2000, p. 23).
Примеры
стратегий совместного обучения:
-
Стратегия пилы
-
Стратегия подумай и обсуди в
паре.
-
Структуры мозгового штурма
|