Информатика в школе.
Содержание любого школьного предмета является отражением на систему образования определённой предметной области. Что же представляет предметная область информатики? Каково её значение для современного общества?
Современная информатика не сводится только к компьютерам, она делиться на теоретическую и прикладную. Теоретическая информатики включает в себя множество научных дисциплин, для которых общим предметом изучения является информация: теория информации, теория алгоритмов, теоретическая кибернетика, математическое и информационное моделирование, искусственный интеллект и др. Основным инструментом современной информатики бесспорно является компьютер. Поэтому к прикладной информатике относятся все области разработки и использования компьютерной техники, её аппаратных и программных составляющих. К аппаратным средствам (
hardware
) относятся компьютеры, технические средства хранения и отображения информации, передачи данных по сетям. Программное обеспечение компьютерных систем (
software
) содержит многие тысячи программных продуктов системного и прикладного назначения.
В настоящее время происходит активная информатизация общества, что означает внедрение компьютерных технологий в различные сферы производственной, общественной и личной жизни людей. Успех в современном мире невозможен без высокого уровня компьютерной грамотности, без компетентности в сфере информационных технологий.
Базой информатизации общества являются теоретическая и прикладная информатика, которые находят своё отражение в школьном курсе информатики. Другими словами, на уроках информатики должны изучаться элементы некоторых из перечисленных выше научных дисциплин, а также компьютерная техника в технологии. Естественно, что в школьный курс входят лишь элементарные положения теоретической информатики, подобно тому, как в школьную программу входит элементарная математика.
Проект федерального компонента образовательного стандарта по информатике определил основные содержательные линии предмета:
1.
Информационные процессы
2.
Представление информации
3.
Алгоритмизация
4.
Устройство компьютера
5.
Формализация и моделирование
6.
Информационные технологии.
На базе обязательного минимума и строятся программы обучения с учётом возрастных особенностей учащихся, выделенного учебного времени, технической базы учебного учреждения. В нашей школе администрация проявляет поддержку современных тенденций обучения, на изучение информатики выделяется 1 час в неделю с 5-го по 11 классы. Учебные кабинеты оснащены необходимым компьютерным оборудованием, интерактивными досками, оргтехникой, пакетом программных продуктов. В старших классах для проведения лабораторных работ осуществляется деление на подгруппы.
Уже в среднем звене школьники получают представление о сущности информационных процессов в природе, технике, обществе, учатся классифицировать информацию, выделять общее и особенное, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребятам осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нём ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.
Умение построить модель решаемой задачи, установить отношение и выразить его в предметной, графической или буквенной форме – залог формирования не частных, а общеучебных навыков.
Алгоритмическое мышление, наряду с образным и логическим мышлением определяет интеллект человека, его творческий потенциал. Навыки планирования помогают школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач самого разного происхождения.
Информационно-предметный практикум развивает навыки решения задач из математики, географии, экономики, истории посредством информационных технологий, что формирует у обучающихся целостную картину мира.
В старших классах большая часть учебных занятий отводиться под практикум, а большая часть практикума на овладение технологиями программирования.
Часто у родителей возникает вопрос: для чего нужно программирование каждому ребёнку? Есть как минимум два ответа. Во-первых, одним из важнейших принципов информатики является принцип программного управления работой компьютера. Понять его невозможно без знакомства с основами алгоритмизации и программирования. Следовательно, эти знания обеспечивают теоретическую базу для эффективного и рационального использования компьютера и компьютерных технологий. Во-вторых, программирование для большинства выпускников станет профессиональной областью деятельность в той или иной мере. И изучение темы в школьном курсе наряду с образовательной, выполняет развивающую, познавательную и воспитательную функции. Белее глубокое изучение программирования осуществляется на профильных курсах.
Так какого уровня компьютерной грамотности ждёт общество от выпускника средней школы? Какие знания, умения, навыки являются приоритетными? На что в процессе изучения информатики ребятам и родителям следует обращать особое внимание?
На данный момент оценка подготовки выпускника общеобразовательного учреждения с целью проведения итоговой аттестации и конкурсного отбора в учреждения профессионального образования проводится в форме Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ). В 2009 году во многих вузах в качестве одного из вступительных экзаменов введён предмет «Информатика и ИКТ». Воспользуемся критериями оценивания экзаменационных работ.
На экзаменах по информатике и ИКТ проверяется теоретический материал:
·
единицы измерения информации;
·
принципы кодирования;
·
системы счисления;
·
моделирование;
·
понятие алгоритма, его свойства, способы записи;
·
основные алгоритмические конструкции;
·
основные элементы программирования;
·
основные элементы математической логики;
·
основные понятия, используемые в информационных и коммуникационных технологиях.
Во все три части экзаменационной работы входит материал на проверку умений применять свои знания в стандартной ситуации:
·
подсчитывать информационный объём сообщений;
·
осуществлять перевод из одной системы счисления в другую, выполнять арифметические действия в двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной системах счисления;
·
использовать стандартные алгоритмические конструкциипри программировании;
·
формально исполнять предложенные алгоритмы;
·
создавать и преобразовывать логические выражения;
·
формировать для логической функции таблицу истинности и логическую схему;
·
оценивать результаты работы известного программного обеспечения;
·
формулировать запросы к базам данных и поисковым системам.
К сложным умениям относятся:
·
решение логической задачи;
·
анализ текста программы с точки зрения соответствия записанного алгоритма поставленной задаче и изменение его в соответствии с заданием;
·
реализация сложного алгоритма с использованием современных систем программирования.
Не менее полезной станет информация о распределении заданий ЕГЭ по разделам курса Информатики (100%)
1.
Алгоритмизация, программирование, технологии программирования, программные средства информационно-коммуникационных технологий – 50%
2.
Информация и её кодирование – 17,5%
3.
Технологии обработки звуковой, графической информации, в электронных таблицах и базах данных, телекоммуникационные технологии – 17,5%
4.
Основы логики – 12,5%
5.
Моделирование и компьютерный эксперимент – 2,5%
Многочисленны опросы выпускников, сдающих ЕГЭ, позволяют сделать выводы, что фундаментальные знания по основам информатики закладываются на обычных уроках и при выполнении домашних заданий к ним. Банальная истина заключается в том, что нужно не формально усваивать программный материал, а добиваться его осознанного понимания.
Несколько практических советов:
1.
Весь теоретический материал нужно понять, а затем самостоятельно применять при решении задач.
2.
Выполнение домашних заданий без собственного плана подготовки и его выполнения вряд ли принесёт значительные успехи.
3.
Необходимо чётко знать (помнить) и понимать основные факты, формулы, таблицы значений истинности и основные формулы алгебры логики, основные правила перевода из одной системы счисления в другую, базовые алгоритмы, способы организации данных и др.
4.
Собственное представление о своих возможностях играет не последнюю роль в конечном результате.
Кто хочет, имеет тысячу возможностей, кто не хочет – тысячу причин.
Успехов вам!
Тэги:
Информатика,
разделы информатики,
содержательные линии