О Сократе
Йозеф Томан (1899-1977) — известный чешский писатель, автор исторических романов, два из которых — «Дон Жуан» (1944) и «После нас хоть потоп» (1963) — переведены на русский язык. Мирослава Томанова (р. в 1906 г.) — чешская писательница, знакомая советскому читателю как автор романа «Серебряная равнина» (1970) и «Размышления о неизвестном» (1974).
В одноимённом романе, посвященном знаменитому древнегреческому философу Сократу, создана широкая панорама общественной жизни афинского полиса во времена его расцвета и упадка.
1. . . Многие полагают, что удовлетворённость и благо — а кому же не хочется достичь этих состояний? — заключены в роскоши и богатстве. Я же считаю, что не иметь никаких потребностей — свойство богов. Иметь их как можно меньше — значит приблизиться к божественному. А то что близко божественному, близко и человеческому совершенству.
На свете всегда будет происходить борьба между хитростью и мудростью. Побеждать будет то одна, то другая.
Собственность, нажива... Вот слова, на которые наталкивался всю жизнь, о которые разбивал себе лоб, желая сделать людей лучше.
Лишь бы у меня стало больше, чем было, чем есть у соседа! Еду, питьё, оболы, гроздья винограда, куски мяса, а может даже кости.
Они словно утратили индивидуальные черты и стали все на одно лицо: какое воспитание получил этот юноша до того, как отец привёл его ко мне? Благосостояние, неограниченная свобода, распущенность. Тот, кто привык к пороку, желает продолжать жить в нём и начинает ненавидеть того, кто пытается отвести его от порока; тот бежит от такого человека, а никоим образом к нему не привязывается, и уж тем более не желает следовать ему в скромности. Юноши, избалованные благосостоянием, приходили ко мне вовсе не для того, чтобы я научил их презирать порок. Они приходили ко мне, чтобы считаясь моими учениками, добиться высоких должностей и званий.
Я ведь и с вами делился всеми моими знаниями, как голодные делятся куском хлеба. Знание делает человека справедливым. Достаточно ли одного знания, чтобы люди сделались справедливыми и добродетельными?
2 Для блага отдельного человека и для блага всего общества требуется ещё нечто совсем иное. Равновесие мира нарушено. Давно уж. Это противоречие сначала просто трещина, постепенно превращается в бездну, которая разрывает надвое, государства и людей. Должно ли быть так, чтобы раб считался не человеком, а просто одушевлённым орудием? Но если мы признаем в нём человека, ибо он ничем от нас не отличается, кроме бедности, должно ли быть так, чтобы он был лишён прав человека?
Должно ли быть так, чтобы кто-то владел тысячами рабов, продавал и покупал их и жил в царской роскоши на прибыль, высосанную из их труда? Живущие по принципу «имущество рождает имущество, деньги делают деньги».
Должно ли быть так, чтоб людей одного общества разделяла стена собственности, из-за которой человек человека не видит, а скорее ненавидит? Зло нужды так же портит человека, как и зло золота. Как же быть мне с таким неравенством?
З. Боль и веселье не исключают друг друга!
Серьёзная забота и весёлость — это две половины сердца. Без серьёзности человек становится капризным, легкомысленным, поверхностным. А без весёлости — ожесточённым, сухим, непредприимчивым, не верящим в жизнь. Нести вечный огонь из святилища Зевса в Додоне на игры в Олимпии не так трудно, хоть расстояние велико: бегуньи с факелом сменяют друг друга. Но пронести вечный огонь сквозь века может лишь тот, у кого в сердце равновесие. Так что мальчики мои, цените смех. Сколько бы ни было смеха на свете, его никогда не будет слишком много. А пословица говорит: следуя за каркающим вороном, подойдёшь к падали.
В каждом человеке солнце — только дайте ему светить...
4... Уметь жить — великое искусство: первым долгом разобраться в самом себе, затем в тех, кто тебя окружает, а там уж и схлестнуться с противниками — и при этом никогда не утрачивать доброго настроения.
Велика красота души, если душа красива, но куда больше безобразие уродливой души. Есть люди, утверждающие: здесь ничему не поможешь, это рок, воля богов; вы же, мои милые говорите всегда: помочь можно и тут — добродетели можно научиться! Одна лишь боль достойна человека — боль от сознания, что он не достиг того, чего хотел достичь.
Человек сам творец своей судьбы. Поэтому я верю, что человек может стать творцом и судьбы своего народа.
Живите блаженной жизнью на земле! Изменяйтесь! Изменяйте мир! Познайте самих себя!
m
е
t
апое
it
е, измените себя, станьте лучше.
5. . . Истину не защитишь мягкими словами! Даже самой страстной горячности нелегко отстоять истину, когда против неё — власть.
При тех людях, которые вместо самоотверженных трудов иа пользу обществу карабкаются всё выше и выше, набивая мошну, а вокруг них ширится беспорядок, произвол, упадок и всеобщее разложение... такое государство, ослабленное всесторонне, сильнее всего привлекает врагов и легко может стать их добычей.
6. .
.
Сократ хочет умереть. Он знает, что правда может убить его, - и всё же высказывает эту правду.
Смерть не всегда враждебна жизни. Она помогает большему совершенствованию жизни и становится родительницей высочайших духовных ценностей. Сократа ли судили? Судили ли вообще человека? О нет! К смерти приговорили правду. Олигархам дважды удавалось дорваться до власти, думаете — потому что они были сильны? Нет, дорогие мои! Потому что ослаблена бывала афинская демократия. А что сегодня? Когда перестают чтить законы, когда во имя безбрежной свободы сильный угнетает слабого, не встречая ни в чём препон, - тогда нет у меня веры, будто в этом и заключается сила нашего времени. По - моему, в этом — опасная слабость.
Учите людей не хитрости, но мудрости, ибо она родная сестра добродетели.
В природе всё - в движении. Нет ничего неподвижного, ни нового, ни старого. Так и этот суд по прошествии времени подлежит новому суду.