|
|
Куралай Айтмухановна Айтмухан
Дикция - здоровье социальное и коммуникативное
![](https://data2.proshkolu.ru/img/empty.gif)
|
![](https://data2.proshkolu.ru/img/empty.gif)
|
| ![Дикция - здоровье социальное и коммуникативное - Куралай Айтмухановна Айтмухан](content/media/pic/std/6000000/5733000/5732702-4406258baa8b012b.jpg)
| ![](https://data2.proshkolu.ru/img/empty.gif) ПОДГОТОВКА РЕЧЕВОГО АППАРАТА К РАБОТЕ НАД ДИКЦИЕЙ
ЧЕТВЕРТАЯ ГРУППА УПРАЖНЕНИЙ
Цель этих упражнений подготовить (разогреть) речевой аппарат к работе, снять или предотвратить возможные мышечные зажимы, ощутить звук в резонаторах.
Гимнастика артикуляционно-резонаторного аппарата
В основу научного обоснования тренировочной гимнастики артикуляционно-резонаторного аппарата положены достижения русской физиологической школы, а также опыт работы автора в театральных школах и педагогических вузах.
Занятия следует проводить в проветренном помещении.
Тренироваться рекомендуем: утром, до занятий голосом, перед уроком, лекцией и при голосовом утомлении.
При работе в процессе тренировки надо избегать резкой, утрированной артикуляции, так как в основе занятий лежит выработка естественных, плавных движений. В результате тренировки мышцы речевого аппарата должны стать эластичными и свободными.
Первоначальные упражнения, особенно при самостоятельных занятиях, должны проделываться перед зеркалом. В дальнейшем, когда запомнятся мышечные ощущения, которые возникают при тренировке, можно обходиться и без зеркала.
В наши упражнения включен самомассаж, который широко используется не только в лечебных целях, но и в профилактических для предупреждения заболеваний, связанных с речевой функцией. Массаж один из древнейших приемов снятия мышечных зажимов, усталости, он способствует восстановлению здоровья, улучшению обмена веществ, кровообращения. Воздействуя на нервные окончания в полостях, близких к органам речи, он способствует, косвенным путем, лучшему резонированию. Массаж, заключающийся в поглаживании, называется гигиеническим. Массаж, производимый постукиванием пальцев, вибрационным.
Каждое упражнение, предлагаемое нами, следует повторить 5-10 раз.
Массаж
14. Массаж лица.
Положить ладони на лоб так, чтобы кончики пальцев обеих рук касались друг друга. От середины лба производить медленное поглаживание ладонями до околоушной области лица.
Такие же движения производить:
а) от переносицы к ушам;
б) от желобка под носом к ушам;
в) от околоушной области лица к подбородку и обратно;
г) поглаживать кончиками пальцев вокруг глаз (расходящимся движением от середины лба и снова к середине).
15. Повторить все вышеописанные движения, но уже не поглаживающими движениями, а постукивая пальцами (вибрационный массаж).
16. Массаж шеи.
Медленно поглаживать шею ладонями обеих рук сверху вниз:
а) в области горла, попеременно то правой, то левой рукой;
б) от околоушной области лица, по боковой части шеи до подмышечных впадин (одновременное движение обеих рук);
в) положить обе руки на заднюю часть шеи, близкую к затылку (кончики пальцев обеих рук касаются друг друга), затем руки скользят по боковой части шеи до подмышечных впадин.
Носовое дыхание
При вдохе через нос холодный воздух согревается, сухой увлажняется, пыль оседает на волосках слизистой оболочки носа. Это предохраняет голосовые связки от охлаждения, сухости или загрязнения. Вдох носом, обеспечивая полное дыхание, не дает вредной для голоса перегрузки. Кроме того, использование носового дыхания предотвращает скапливание слизи в носоглотке и способствует активизации нервно-мышечных тканей носа, принимающих участие в сложном процессе голосообразования и резонирования звука.
17. а) Рот закрыт. Делается короткий вдох носом, ноздри при этом слегка расширяются; при выдохе средними и указательными пальцами производится легкое похлопывание по ноздрям;
б) зажать правую ноздрю пальцем, сделать вдох левой ноздрей, затем зажать левую и, отпустив правую, и выдыхая, производить легкое похлопывание по ноздре. Повторить это упражнение 56 раз, зажимая поочередно то одну, то другую ноздрю.
18. Проделать предыдущее упражнение, но теперь на выдохе протяжно тянуть звуки М и Н.
При выдохе слегка постукивать кончиками пальцев то по одной, то по другой, то одновременно по обеим ноздрям.
19. Рот открыт. Сделать вдох через нос, слегка расширяя при этом ноздри, затем постепенно, медленно выдыхать воздух через рот (небная занавеска подтянута вверх). Упражнение повторить несколько раз подряд; рот все время остается открытым.
Тренировка мышц нёба и глотки
20. Произнести медленно 34 раза подряд согласные К и Г, затем медленно, беззвучно, почти не открывая рта, но хорошо раскрывая полость зева, произнести 34 раза подряд гласные А, Э, О.
21. а) Произнести медленно, беззвучно А, Э, О, стараясь шире раскрыть зев, а не рот; затем, повторяя (беззвучно) эти гласные, наклонить голову вниз, до соприкосновения с грудью; потом плавным медленным движением запрокинуть голову назад (продолжая произнесение гласных);
б) наклонить голову вправо, как бы желая положить ее на плечо, потом плавно наклонить голову влево (в этом положении беззвучно повторяя гласные).
22. а) Прополоскать на выдохе рот и горло воздухом, вспомнив, как это делается при полоскании водой и стараясь точно воспроизвести эти движения;
б) слегка погладить ладонями рук сверху вниз горло и верхнюю часть грудной клетки; затем, похлопыва Автор: http://detectivebooks.ru/book/19523978/?page=7 Источник: картинка с инета
|
|
![](https://data2.proshkolu.ru/img/empty.gif)
![Раиса Поликарповна Трефилова Раиса Поликарповна Трефилова](content/media/pic/icon/7000000/6808000/6807024-463d270b.jpg) | 2015-08-29 17:21:37 - Раиса Поликарповна Трефилова Спасибо за советы! | ![Куралай Айтмухановна Айтмухан Куралай Айтмухановна Айтмухан](content/media/pic/icon/7000000/6614000/6613995-9dd5b4d2.jpg) | 2016-01-23 14:51:46 - Куралай Айтмухановна Айтмухан Упражнения для улучшения дикции
1. Произнесите трудные сочетания звуков сначала медленно, затем быстрее:
Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, ккждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.
2. Произнесите слова с трудными сочетаниями согласных сначала медленно, затем быстрее:
Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, сверхзвуковой, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.
3. Потренируйтесь в произношении долгих согласных:
А) К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть;
Б) Верх вверх, ведение введение, толкнуть оттолкнуть, держать поддержать, тащить оттащить, водный вводный, сорить ссорить.
4. Работу над сочетанием звуков можно проводить в форме игры, используя звукоподражания:
А) Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбди!
Б) Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
В) Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!
5. Произнесите фразы, состоящие из одних ударных слогов, сначала медленно, затем быстро:
В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск брызг блеск! Сто верст вскачь.
http://merzha.com.ua/ritorika/uprazhnenie-dlia-diktcii.html#more-491 |
Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение:
Зарегистрироваться
|
Вакансии для учителей
|
|
|
|
![](https://data2.proshkolu.ru/img/empty.gif)
|
Copyright © ПроШколу.ру
2007-2024. Все права защищены.
|
|
|
|
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
|
|
|
![](https://data2.proshkolu.ru/img/empty.gif)
|
Поиск по порталу
![](https://data2.proshkolu.ru/img/empty.gif)
![](https://data2.proshkolu.ru/img/empty.gif)
![](https://data2.proshkolu.ru/img/ps2/v3/card220-top.png)
|
![](https://data2.proshkolu.ru/img/empty.gif)
|
![](https://data2.proshkolu.ru/img/empty.gif)
| ▫ Я про соседа... ▫ 5 пудов-81,9кг
Ирландский волкодав-55кг
Если только английский мастиф...
▫ Сосед и сам не знал, как звать его собаку.
Он был ваще малыш: на восемь-девять пуд.
А потерпевшие, пыхтевшие,
Потевшие от страху,
Всё заявления несут, несут, несут.
... Не в сказку попадя, на Новой жить.
Там было так. Так есть. И будет быть... ▫ Вот дом, который построил Дед,
Совсем не любезный для нас он сосед.
А вот волкодав, его кличка`Малыш`.
Как пуля от от пасти его полетишь,
Когда ты в калитку пытаясь войти,
Всречаешься вдруг у него на пути.
Калитка моя, а собака у деда,
Как так получилось?
Спроси у соседа.
▫ Осталось записать фразу в исправленном виде. ▫ Четыре ошибки там: не надо было по новой идти. Хотели мы оперов озадачить розыском соседа по кличке `Малыш`. Да не стали. Чего уж там, бывает. Особенно на ул. Новой в тех местах...
|
|
![](https://data2.proshkolu.ru/img/ps2/v2/card160-r.png)
|
![](https://data2.proshkolu.ru/img/ps2/v3/card220-bottom.png)
|
![](https://data2.proshkolu.ru/img/empty.gif)
![](https://data2.proshkolu.ru/img/empty.gif)
![](https://data2.proshkolu.ru/img/empty.gif)
![](https://data2.proshkolu.ru/img/empty.gif)
![](https://data2.proshkolu.ru/img/empty.gif)
![](https://data2.proshkolu.ru/img/empty.gif)
![](https://data2.proshkolu.ru/img/empty.gif)
![](https://data2.proshkolu.ru/img/empty.gif)
![](https://data2.proshkolu.ru/img/empty.gif)
|