Единый классный
час ко Дню Космонавтики в 5- 9 классах
«Школа будущих
космонавтов»
Акутина Елена
Михайловна,
учитель биологии, классный руководитель 5 класса
Цели:
-
Способствовать
активизации познавательной деятельности учащихся; формированию чувства патриотизма
через знакомство с великими свершениями русских людей;
-
Содействовать
расширению кругозора учащихся; развитию чувства солидарности и здорового
соперничества.
-
Способствовать
воспитанию у обучающихся интереса к прошлому своей страны, любознательности,
активности, отзывчивости, уважения.
Оборудование:
-
Выставка
книг о космосе, фотографии летчиков-космонавтов.
-
Столы по
количеству команд.
-
Проектор,
экран.
Ход мероприятия
Учитель
: Дорогие ребята, сегодня 12 апреля – День космонавтики, в связи с чем мы проводим
классный час на тему “Школа будущих космонавтов”. Никогда не забудет
человечество прекрасный апрельский день 1961 года, когда русский парень Юрий
Гагарин первым в мире открыл дорогу в космос. Мы гордимся, что первым в космос
отправился наш соотечественник – русский человек. И этот день, 12 апреля, в
России традиционно отмечают как День космонавтики.
1 ученик:
Обычным шумом
улица полна,
Идет весна,
рабочий день в разгаре,
И из Вселенной
радиоволна
Приносит имя
всем : Гагарин.
Оно во все
врывается края,
Во все сердца,
как ласточка, влетает.
И мать Земля,
дыханье затая,
Полет Героя- сына наблюдает.
2 ученик:
Живем мы на нашей планете
В такой замечательный век!
И первый из первых в ракете
Наш русский летит человек!
Не с целью разведки военной
На сверхскоростном корабле.
Летел он один во Вселенной,
Чтоб снова вернуться к земле!
3 ученик.
Мы, конечно о подвиге Юрия знаем.
И сегодня, как было, как есть и как будет,
С добрым праздником от всей души поздравляем.
Мир героев своих никогда не забудет.
4 ученик.
Сказал “поехали” Гагарин,
Ракета в космос понеслась.
Вот это был рисковый парень!
С тех пор эпоха началась.
Эпоха странствий и открытий,
Прогресса мира и труда,
Надежд, желаний и событий,
Теперь все это – навсегда.
5
ученик.
Наступят дни,
когда пространство
Кто хочет, сможет бороздить!
Хоть на Луну, пожалуйста, странствуй!
Никто не сможет запретить!
Вот будет жизнь! Но все же вспомним,
Что кто-то первым полетел…
Майор Гагарин, парень скромный,
Открыть эпоху он сумел.
Учитель:
Ребята, давайте немного вспомним, как
происходило освоение космоса.
(показ презентации)
Ведущий
1
Загадочный
мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей. Но ближе и
доступнее он стал только с проникновением человека в космическое пространство.
Ведущий 2. В 1961 году героический космонавт Юрий Алексеевич Гагарин
первым слетал в Космос. Люди давно мечтали освоить космическое пространство.
Они долго думали над тем, чтобы построить космический корабль, чтобы полететь
выше звезд. Люди мечтали узнать небо, а не просто поставить рекорды высоты.
Ведущий
1
Нужны были глаза, способные видеть сквозь тысячи километров, нужны были уши,
способные слышать во Вселенной, нужны были руки, способные управлять точкой –
кораблем, затерянным в бесконечности мирового пространства.
Ведущий 2. Глаза создали «локаторщики».
Уши – «радио конструкторы».
Руки – «специалисты по автоматике».
Ведущий 1 В общую работу включились новые тысячи изобретательных умов и
новые сотни тысяч умелых, талантливых рук.… И вот создали космические корабли,
и полетели в Космос.
Ведущий
2.
Но прежде чем полетел знаменитый космонавт
Юрий Алексеевич Гагарин 3 ноября 1957
года в безжизненном, холодном, всегда черном пространстве космоса забилось
живое сердце. В герметической кабине спутника жила, дышала, летела над миром
собака Лайка.
Ведущий 1 За Лайкой полетели другие собаки. Может кто-нибудь из вас
знает этих двух знаменитых собак? Вслед за Лайкой, дети, последовали Белка и
Стрелка (показ фото Белки и Стрелки). Также полетели морские свинки, обезьяны,
попугаи, мыши, кролики – все они честно послужили великой мечте.
Ведущий
2.
Пройдут годы, будет создан грандиозный общечеловеческий музей завоевания
космоса, и в одном из залов этого музея обязательно поставят памятник
четвероногим друзьям космонавтов – самоотверженным и преданным.
Ведущий
1
Представляете,
ребята, в космос могут летать не только мужчины, но и женщины. А первая женщина
космонавт – Валентина Терешкова.
Ведущий
2.
С тех пор много космонавтов разных стран побывали в космосе. Не только
космонавты нашей страны, но и американцы, японцы, китайцы, французы. Раньше в
космос летали только очень подготовленные и образованные космонавты. А сегодня,
представляете ребята, в космос можно слетать, как в туристический поход сходить
может любой гражданин, заплатив за пролет достаточное количество денег.
Учитель:
Спасибо,
сегодня к нам в школу будущих
космонавтов пришли две команды
.(Знакомство
с командами)которые состоят из представителей с 5-го по -9 классы, именно
они должны будут пройти испытания в нашей школе и стать
настоящими космонавтами. Ребята вы хотите полететь в космос?... А каким должен
быть настоящий космонавт?
(ответы детей) У нас присутствует жюри.(Представление жюри)
Оно должно оценить , какая команда будет достойна звания «Настоящий космонавт »
Ведущий
1
Космонавтом хочешь
стать -
Должен много-много знать!
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит труд.
Только дружных звездолет
Может взять с собой в полет.
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмем мы на орбиты.
Ждут нас быстрые ракеты
Для полетов на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим.
Если в космос мы хотим,
Значит, скоро полетим!
Самым дружным будет наш,
Наш веселый экипаж.
Учитель:
Ребята, у космонавтов чтоб полететь в космос должна быть
ракета, у нас ее пока нет, так давайте соберем ее.
Задание №1. РАКЕТА
Командам
выдаются разрезанные ракеты. Задача – собрать ракету.
Задание № 2.
СКАФАНДР
Из геометрических фигур нарисовать
скафандр.
Задание
№3. ЛЮДИ И КОСМОС
Найдите соответствие:
1.Назовите
русского ученого, основоположника космонавтики.
(К.Э. Циолковский)
Ведущий1:Константин Эдуардович Циолковский
(1857 - 1935) - учитель из Калуги, хорошо знавший физику, математику,
химию, астрономию, механику. Он является автором проектов дирижаблей, работ в
области аэродинамики и ракетной техники, одним из основоположников теории
межпланетных сообщений с помощью ракет, разработчиком принципа ракетного
движения. Многие из современников считали его безумцем. Ученый смог наметить
путь, по которому человечество вышло в космос.
2.
Изобретатель первых советских космических кораблей.
(Сергей Павлович
Королев)
Ведущий
2:Сергей Павлович Королев
(1906 -1966) - российский ученый и конструктор. Под его руководством
были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные
спутники Земли, первые космические корабли, на которых впервые в истории
совершены космический полет человека и выход человека в космос.
3.Какой польский ученый доказал, что не Земля находится в центре Солнечной
системы, а Солнце?
(Николай Коперник)
Ведущий 1.
Николай Коперник
(Kopernik, Copernicus) (1473-1543), польский астроном, создатель гелиоцентрической
системы мира. Совершил переворот в
естествознании,
отказавшись от принятого в течение многих
веков учения о центральном положении
Земли. Объяснил видимые движения небесных
светил вращением Земли вокруг оси и
обращением планет (в т. ч. Земли) вокруг
Солнца. Свое учение изложил в сочинении
«Об обращениях небесных сфер», запрещенном католической церковью с 1616 по
1828.
4. Итальянский ученый, который построил первый телескоп высокого
качества.
(Галилео Галилей)
Ведущий2.
Галилео Галилей
(Galilei) (1564-1642) построил телескоп с 32-кратным увеличением и с его
помощью открыл горы на Луне, 4 спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на
Солнце. Активно защищал
гелиоцентрическую систему мира, за что был
подвергнут суду инквизиции (1633), вынудившей его отречься от учения Н.
Коперника.
До конца жизни Галилей считался «узником инквизиции» и принужден
был жить в ссылке. Лишь в 1992
папа Иоанн Павел II объявил
решение суда
инквизиции ошибочным и реабилитировал
Галилея.
5 .Какого великого итальянского
ученого, философа и поэта инквизиция
сожгла на
костре?
(Джордано Бруно)
Ведущий1.
Бруно не был астрономом,
а был философом, который поразил всех смелой для своего времени новой картиной
мироздания. Он решительно высказывался в защиту ученияКоперника, что само по себе было дерзостью, но не остановился на этом. Бруно
выдвинул головокружительную идею:
Вселенная бесконечна, у нее нет, и не может
быть,
единого центра, Коперник же, как и все астрономы до него, думал,
что
Космос
замкнут «сферой неподвижных
звезд», звезды – это другие солнца,
отнесенные от нас на огромное и при этом
разное расстояние. Кроме видимых
небесных светил есть еще много космических
объектов, неизвестных нам. Вокруг
других звезд-солнц тоже вращаются
планетные системы, подобные нашей. Жизнь
есть не только на Земле, она распространена во Вселенной, формы ее
бесконечно
многообразны и т.д. Тогда эти идеи казались фантастическими, ослепляющими,
безумно смелыми. Они рушили всю картину мира, известную современникам. В
тюрьме инквизиции Бруно провел долгие
годы. От него требовали отречения от
«еретического» учения.
Смертный приговор был вынесен в 1600
году. Бруно по
обычаю инквизиции был заживо сожжен на
костре в Риме, на Площади Цветов.
«Сжечь – не значит опровергнуть» – были
последними словами осужденного.
Задание №4. КОСМИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ
Учитель
читает загадки, дети отгадывают.
1)
чтобы
глаз вооружить
и со звёздами дружить
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный … (телескоп)
2)
Телескопом
сотни лет
Изучают жизнь планет
Нам расскажет обо всём
Умный дядя… (астроном)
3)
Астроном
– он звездочёт
Знает всё наперечёт
Только лучше всех видна в небе
полная … (луна)
4)
До
луны не может птица
Долететь и прилуниться
Но зато умеет это
Делать быстрая … (ракета)
5)
У
ракеты есть водитель
Невесомости любитель
По-английски «астронавт»
А по-русски … (космонавт)
6)
Космонавт
сидит в ракете
Проклиная всё на свете
На орбите, как на зло
Появилось … (НЛО)
7)
НЛО
летит к соседу
Из созвездья Андромеды
В нём от скуки волком воет
Злой зелёный … (гуманоид)
8)
Гуманоид
с курса сбился
В трёх планетах заблудился
Если звёздной карты нету
Не поможет скорость … (света)
9)
Всё
комета облетела
Всё на свете осмотрела
Видит, в космосе нора
Это чёрная … (дыра)
Задание №5. ПЛАНЕТЫ
Ответить
на вопросы
1.
Сколько больших планет в Солнечной системе? Перечислите их.
(Девять: Меркурий,
Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн,
Уран, Нептун, Плутон)
2.
Какая из планет Солнечной системы наиболее близка к Солнцу?
(Меркурий)
3.
Самая близкая к Земле планета.
(Венера)
4.
Самая большая планета.
(Юпитер)
5.
Планета, окруженная яркими кольцами.
(Сатурн)
6.
Самая удаленная от Солнца планета.
(Плутон)
7.
На какой планете с одной стороны так жарко, что плавится свинец, а с другой –
почти
200
оС холода?
(Меркурий)
8. Какая планета самая яркая из видимых с Земли?
(Венера)
9.На какой планете самые высокие горы?
(На Марсе)
10.Какую планету называют Утренней звездой?
(Венера)
Задание №6.
.
ЗАПРЯТАННЫЕ
СЛОВА
НАЙТИ 5 СЛОВ, ЗАПРЯТАННЫХ В БУКВАХ.
Командам раздаются карточки, на которых напечатана
следующая таблица.
а
|
л
|
у
|
н
|
а
|
ф
|
з
|
б
|
а
|
с
|
у
|
р
|
в
|
к
|
о
|
с
|
к
|
а
|
е
|
ы
|
т
|
м
|
а
|
к
|
з
|
д
|
а
|
о
|
м
|
е
|
е
|
в
|
п
|
с
|
и
|
т
|
м
|
л
|
я
|
ч
|
т
|
а
|
ОТВЕТ: Луна, ракета, звезда,
космос, Земля
Задание
№ 7. ПОНЯТИЯ И КОСМОС
-
Наука о небесных телах-
астрономия
-
Обломки комет, упавшие на
Землю- метеориты
-
Здание, оборудованное для
астрономических наблюдений- обсерватория
-
Астрономический прибор для
наблюдения за небесными телами- телескоп
-
Как называется летательный
космический аппарат?
-Ракета
6.
Как называется совокупность нескольких
ярких звезд, образующий своеобразный
7.
узор?
-
Созвездие
8.
С
помощью какой звезды находят стороны света?
Полярной
звезды
Задание
№8.
.
ЗАШИФРОВАННОЕ
ПИСЬМО
.
Командам
выдаются два письма в конвертах. На листе напечатан шифр и само зашифрованное
письмо.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
|
а
|
б
|
в
|
г
|
д
|
е
|
ж
|
з
|
и
|
к
|
л
|
м
|
н
|
о
|
п
|
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
р
|
с
|
т
|
у
|
ф
|
х
|
ц
|
ч
|
ш
|
щ
|
ъ
|
ы
|
ь
|
э
|
ю
|
я
|
15 14 12 14
4 9 18 6! 19 13 1 17
10 1 18 1 17 18 16 14 20 1! 13 1
24 1 17 18 6 16 14 9 5 19
15 1 11 13 1 15 11 1 13 6 18 19 3 6 13 6 16 1!
ОТВЕТ: ПОМОГИТЕ! У НАС КАТАСТРОФА! НАШ АСТЕРОИД УПАЛ НА
ПЛАНЕТУ ВЕНЕРА!
Задание
№ 9
Выдающихся людей надо знать в лицо.
Перед вами портреты
людей
,
чьи имена навсегда останутся в памяти
человечества
.
Среди
них и наши
соотечественники
.
Вам необходимо назвать их имена
.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Ответ:
1.
Н
.
Коперник
.
2.
Г
.
Галилей
.
3.
И
.
Ньютон
.
4.
М
.
В
.
Ломоносов
. 5.
К
.
Э
.
Циолковский
. 6.
С
.
П
.
Королев
.
7.
Ю
.
А
.
Гагарин
.
8.
Н
.
Армстронг
. 9.
В
.
В
.
Терешкова
.
Задание
№10
ПЕРЕВЁРТЫШИ.
Командам
раздаются карточки со словами.
СОСОМК
- космос
АТЕРАК
- ракета
РОТЕСАИД
- астероид
ДОЛЁТЗВЕЗ
- звездолёт
ИДОНАМУГ
– гуманоид
Задание
№11.
КОСМИЧЕСКИЙ
КРОССВОРД
|
|
в
|
|
а
|
с
|
т
|
е
|
р
|
о
|
и
|
д
|
з
|
е
|
м
|
л
|
я
|
|
|
п
|
л
|
у
|
т
|
о
|
н
|
м
|
е
|
т
|
е
|
о
|
р
|
в
|
е
|
н
|
е
|
р
|
а
|
|
л
|
у
|
н
|
а
|
|
|
с
|
а
|
т
|
у
|
р
|
н
|
з
|
а
|
я
|
ц
|
|
Вопросы кроссворда:
1)
Ключевое
слово – ВСЕЛЕННАЯ.
2)
Представляет
собой каменную или металлическую глыбу, движущуюся вокруг Солнца.
3)
Планета,
на которой мы живём.
4)
Самая
мелкая и наиболее удалённая от Солнца планета.
5)
Крупное
космическое тело, полностью сгорающее в атмосфере Земли и оставляющее в небе
яркую полоску. Иногда мы называем его «падающей звездой».
6)
Очень
горячая планета с вредной атмосферой, кислотными облаками и дождями, которые
могут причинить ожог коже.
7)
Нам
кажется, что она светится, а она лишь отражает солнечный свет.
8)
Кольца
этой планеты состоят из миллионов обломков горных пород и льда.
9)
И
животное, которое живёт в лесу, и созвездие.
Задание
№12. ВСТРЕЧА С ИНОПЛАНЕТЯНЕНОМ
Ваша задача - с помощью жестов объяснить
инопланетянам, что вам нужно:
- вы хотите вкусно поесть;
- вы хотите купить у них сувениры;
- вы хотите полить цветы;
- вы хотите поиграть с ними фотографироваться.
Задание
№13
МОЗАЙКА
Из
слова «космонавтика» собрать как можно больше других слов.
(Ток,космонавт,Ватикан,Костик,ватин,нитка,касатик,сок,коса,вата,каток
кино,воск,кит,кот,ток,том,мост,кимоно,комик
и другие.)
Учитель:
Наши задания закончились. Пока жюри подводит итоги , я хочу сказать следующее,
хоть наши конкурсы были не совсем настоящими как для будущих космонавтов, но
может быть кто-то из вас вспомнит наше сегодняшнее мероприятие и по – настоящему
захочет стать космонавтом и как Юрин Гагарин еще раз прославит на всю планету
нашу славную Родину –РОССИЮ!
А
для тех, кто заинтересовался и хотел бы узнать больше о космосе, я подготовила
выставку книг и приглашаю всех к просмотру.
Ученик1
И
как не верить в чудеса!
Теперь
мы знаем твердо это.
Нам
покорились небеса!
А
выше неба только звезды!
Ученик2
Мы
держим курс на космос. на мечту.
Пусть
небо станет и добрей, и чище,
Пусть
новые герои набирают высоту.
Пусть
космос будет нам все ближе.
Подведение
итогов. Награждение.
Тэги:
ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ