ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ
К САМОРАЗВИТИЮ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СОДЕРЖАНИЕ
УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ
ТЕХНОЛОГИЙ
Корейс
Елена
Геннадьевна
учитель русского языка
и литературы
Государственного
специального коррекционного образовательного учреждения
(
VII
вида) № 480 Кировского района,
г. Санкт-Петербург
,
Россия
В современной школе большое значение придается вопросам сохранения
здоровья школьников. Сегодня эта проблема волнует не только родителей и
педагогов, но и всю общественность. В связи с этим, в образовательных учреждениях
активно внедряются здоровьесберегающие технологии. Очевидно, от того насколько
комфортно будет чувствовать себя ребёнок в школе, напрямую зависит и его
здоровье, и его успеваемость, его успешность.
Вследствие этого, на первый
план выступает необходимость создания единого здоровьесберегающего
пространства, обеспечивающего развитие личности ребёнка с учётом его
физиологических и интеллектуальных особенностей. В связи с этим особенно
актуально звучит определение здоровья, предложенное ВОЗ: «Здоровье – это
состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не
просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Принимая
во внимание особенности состояния здоровья наших учащихся,
вся образовательная система, все мероприятия, связанные с функционированием
школы, с организацией образовательного процесса, направлены на сохранение
здоровья учащихся, на повышение комфортности обучения, на снижение стрессовых
ситуаций.
Среди здоровьесберегающих технологий,
применяемых на уроках русского языка и литературы
в школе, можно особо выделить технологии
личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и
направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала, технологии
проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в
сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.
I
.Принципы
формирования ЗОЖ: позитивный настрой, в качестве мотивационного материала можно
использовать метафору-притчу.
Например:
1.При
изучении синтаксиса и пунктуации работаем с предложением:
Казнить нельзя, помиловать. Лечить нельзя,
отложить.
2.
При изучении словообразования, формируя понятие «корень», рассказываем сказку:
Все
на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества водяных капелек, лес – из
деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из
своего «строительного материала». Самая главная часть слова – корень. – Как? –
спросите вы. – Разве у слова может быть корень? Это же не растение! А вот
послушайте. Много-много лет назад появилось на свете слово
лёт. Нашли его люди и
думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня, и я
разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово лет и стало оно
расти.
Сначала один росток пустило,
потом второй, третий. Много ростков появилось от слова лёт. Все они похожи, и
своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло! Посмотрели люди, сравнили все
слова и увидели, что у всех у них одна общая часть. И решили тогда люди назвать
общую часть этих слов корнем. И правильно сделали: от неё, как от корня дерева,
образуются новые, родственные слова, это самая важная часть слова. Так как
общая часть родственных слов называется корнем, поэтому
родственные слова имеют другое название –
однокоренные: у них один и тот же корень. Слов без корня не бывает. Корень
выделяется особым значком. При первичном закреплении используем сказку:
Потом на глаза им попался еще один
корешок
ход, такой грустный, но уж очень юркий. Попросил он людей тоже
посадить его в землю. Не поверили люди, но всё-таки решили его посадить. Много,
очень много ростков появилось от одного маленького корешка ход, но все они были
чем то похожи на своего прародителя. Подберите как можно больше новых слов – побегов
к этому корню и запишите их в тетрадь. В это время учитель читает
стихотворение-подсказку:
Жило-было
слово «ход».
В
слове «выход» в слове «вход».
В
слове «ходики» стучало
И
в «походе» вдаль шагало.
-
Итак, какие же слова у вас «выросли» от корня «ход»?
3.На
уроках используем задание -
шутку:
«Родня ли гусеница гусю»?
-
Вы кто какие?
-
Я гусь, это гусыня, это наши гусята.
-
А ты кто? А я
ваша тетушка-гусеница!
-
Есть ли в этом рассказе родственники? Почему?
При
подаче материала применяем правополушарный и левополушарный подходы. При работе
с орфограммами обращаем внимание на графический комментарий, развиваем
орфографическую зоркость, что особенно важно для
визуалов;
для аудиалов – при работе со словом важно
проговаривать написанное, применяя метод слогового письма. Помним и про
кинестетиков, используем карточки,
опорные
конспекты, алгоритмы, даем возможность буквально «дотронуться» до языкового
материала.
Если
школьник допустил много ошибок, найдем то, что было хорошо сделано на уроке:
Мне удалось… Меня удивило… Мне понравилось…Я порадовался за…Я хочу посадить
себя за…
Формирует
мотивацию и то, что мы сравниваем успехи ученика с его собственным прошлым
опытом, а не с успехами других учеников.
Способствуя саморазвитию учащихся,
ставим перед ними определенные цели: быть уверенным в себе, иметь позитивное
настроение, вести ЗОЖ, стремиться быть грамотным человеком, формировать
культуру труда. Мотивация учащихся формируется и через содержание уроков.
При подборе упражнения, задания, предпочтение
отдается не репродуктивным формам работы (списать, вставить букву,
подчеркнуть), а тем, которые активизируют речевую и мыслительную деятельность
ученика. При этом используется разнообразная система сигналов обратной связи:
символы, схемы, карточки, движения, т. е. формирование операций письма без
тетради и ручки. Корригируя звуковую сторону речи, они способствуют активизации
словарного запаса, развитию внимания, памяти, способности к переключению.
Задача сегодняшней школы
состоит в том, чтобы помочь каждому ученику раскрыть свой потенциал в полной
мере, развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья ребенка
и таким образом
осуществлять
личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании. Поэтому на уроках
русского языка и литературы при чтении текстов художественных
произведений стараемся развивать мотивацию к
саморазвитию.
Тэги:
Здоровье,
мотивация,
ЗОЖ