Игра как средство общения дошкольников
Актуальность
В настоящее время игровой
деятельности придается большое значение. Игра занимает важное место в жизни
ребенка. Успешная игровая деятельность является для детей необходимой для
развития психических процессов и функций, а также для овладения социальным
опытом.
Гипотеза
: Развитие общения и воспитания детей в игре будет эффективно, если
обеспечить систему использования игр на занятиях, в повседневной жизни,
комплексное решение задач относительно развития психически познавательных
процессов.
Значение игры в формировании личности
«Давайте поиграем!» Нет в мире
человека, который бы не произносил эту фразу хотя бы несколько раз в жизни. И
нет человека, который десятки раз не приобщался бы к игре. Человек играл даже
тогда, когда не знал, что это игра. На сегодняшний день игра окончательно и
бесповоротно доказывает свою значимость как ценностный вид деятельности. Для
чего играют люди? Для того, чтобы овладеть опытом предыдущих поколений, для
того, чтобы приобрести умения и навыки, для того, чтобы подготовиться к
выполнению своих профессиональных обязанностей, для того, чтобы дать себе
отдохнуть и вдохнуть полной грудью радость жизни.
Играть мы любим очень:
Вы знаете, друзья!
Без игр прожить ребенку
Никак, никак нельзя!
Игра - что может быть значимее и
интереснее для ребенка?
Игра занимает весьма важное, даже
центральное место в жизни ребенка, являясь преобладающим видом его
самостоятельной деятельности. В игре дети должны отражать получаемые им при
ознакомлении с окружающим знания и представления. Игра должна носить
коллективный характер, необходимо каждого ребенка включать в игру. Он должен не
только подчиняться коллективной игре, но и хотеть играть в то, во что хочет
играть вся группа. Главным условием полноценной игры является эмоциональное
состояние ребенка, его умение наблюдать, видеть достоинства товарищей,
веселиться, прощать и любить. Игре нужен сюжет, тема, особенно важно это у
старших дошкольников. В игре ребенок воспроизводит быт и труд взрослых, разные события
в жизни семьи, отношения между людьми. Играя, он учится подчинять свои желания
определенным требованиям - это важнейшая предпосылка воспитания воли. Игра-
источник развития моральных качеств личности. В.А. Сухомлинский считал, что
духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры,
фантазии, сказки, творчества. Без этого он - засушенный цветок. Современные
условия жизни таковы, что часто дети могут играть только в детском саду, дома
на игру не остается времени - родители поставлены в жесткие условия. Они
стараются дать детям как можно больше знаний, помочь получить достойное
образование. Попытаться перенести игровую деятельность в семью, организовать
единое игровое пространство - важная задача педагога. Нельзя изменить ребенка: он
хочет играть с другими детьми и радоваться этому. Ему важно, чтобы с ним
играли, дали возможность поиграть с товарищами, помогли в игре приобрести новых
друзей и испытать очень важное чувство- чувство коллективизма. Важным моментом,
определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является поведение
взрослого во время игры. Воспитатель чаще всего выступает в роли «учителя» -
требует, задает, оценивает. В совместной игре позиция меняется на « игрового
партнера», с которым ребенок чувствует себя на равных, не будет давления со
стороны педагога. Можно сделать вывод, что воспитатель должен играть с детьми
для того, чтобы они овладели игровыми умениями. Комфортная жизнь ребенка в
условиях детского сада зависит еще и от того, сумеет ли он развернуть совместную
игру со сверстниками. Дети должны обговаривать свои действия, момент принятия
той или иной роли, обговаривать события.
Итак, для того, чтобы дети стали
сотрудничать в игре нужно начиная с раннего возраста при формировании игровых
действий одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового
действия, так и на пояснения его смысла. Игра относится к косвенному методу
воздействия: ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, он
является полноправным субъектом деятельности.
Игра – первая деятельность, которой
принадлежит особенно значительная
роль в развитии личности, в
формировании свойств и обогащении его
внутреннего содержания.
В ранние, дошкольные годы жизни
ребенка игра является тем видом
деятельности, где формируется его
личность.
Войдя в игру, раз за разом
закрепляются соответствующие действия:
играя, ребенок все лучше овладевает
ими. Игра становится для него
своеобразной школой жизни. «Без игры
нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное
светлое окно, через которое весь духовный мир ребенка вливается живительный
поток представлений и понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и
любознательности.
В.А.
Сухомлинский.
Игры содержат условия,
способствующие полноценному развитию личности: единство познавательного и
эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и
индивидуальной активности детей. Необходимо, чтобы каждая игра приносила
ребенку новые эмоции, умения, расширяла опыт общения, развивала совместную и
индивидуальную активность.
Классификация игр
В Программе воспитания и обучения в
детском саду дается следующая классификация игр дошкольников:
- сюжетно-ролевые,
- театрализованные,
- подвижные,
- дидактические.
Подвижные игры
– сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность
ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий,
связанных с обязательными для всех играющих правилами.
Подвижные игры, прежде всего
средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать
их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д.
Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц,
способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т.е. повышению
жизнедеятельности организма.
Большое влияние подвижные игры
оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных
качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные
процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и
удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля,
сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх
сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения
успеха. Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для
которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и
занимательность.
Содержание игры определяется
движениями, которые входят в её состав. В программе воспитания в детском саду
для каждой возрастной группы детей предусмотрены подвижные игры, в которых
развиваются движения разных видов: бег, прыжки, лазанье и т.д. Игры
подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять
те или иные движения, соблюдать игровые правила. Правила в подвижной игре
выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность
действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила
обязывают подчинятся цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в
разных условиях.
Дидактические игры
— одно из средств воспитания и
обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской
теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игре как
одному из средств коммунистического воспитания и формирования личности
советских детей: «Игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них —
серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания
окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала,
пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных».
Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных
затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе
большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного
возраста.
Чем содержательнее игровое действие
и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает
возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей: умение действовать
по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников
игры, помогать товарищам в затруднениях. В ходе игры есть возможность
добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной
цели. Однако эти качества личности не воспитываются в ребенке сами по себе, их
нужно постепенно, терпеливо формировать. Если детям любого возраста давать
дидактическую игрушку, не раскрывая четко и ясно правил игры с ней, то игра
протекает сумбурно и теряет свою воспитательную ценность.
Если ребенок взял парные картинки
или кубики с нарисованными на них частями животного и строит из них домик
вместо того, чтобы подбирать пары или складывать из частей целое животное, как
указывают правила игры, то такие игры, хотя в них ребенок и использует
дидактические пособия, не могут считаться дидактическими и не принесут пользы в
обучении и воспитании.
В дидактических играх поведение
ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами.
Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны
хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель.
Особенно это важно делать с самого раннего возраста, тогда постепенно дети
приучаются действовать в соответствии с правилами и у них формируются умения и
навыки поведения в дидактических играх.
Сюжетно- ролевые игры.
Главным компонентом сюжетно-ролевой
игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - это
та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет
собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из
жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутить руль
автомашины, готовить обед, учить рисовать учеников и т.д.) - одно из основных
средств реализации сюжета.
Сюжеты игр разнообразны. Условно их
делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие
профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д.), общественные
(игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т.д.).
Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт.
Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут
раскрывать роли, где развернут игру, и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе
средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в
кресло - «ракету», очутиться на Луне, при помощи палочки - «скальпеля» -
сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии
позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой
деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны.
Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами
устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют
взаимоотношения. Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свое
представление, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту
особенность игры указывал К.Д. Ушинский: «…в игре же дитя - зреющий человек,
пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».
Театрализованные игры
- Самым популярным и увлекательным
направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С
точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об
универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о
коррекционных возможностях театра.
Именно театрализованная деятельность
позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования
выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического
воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками
разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность
глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает
ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Огромно и воспитательное значение
театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу.
Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности
в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт,
раскованность, легкое общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий
комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает. Таким образом,
театрализованная игра способствует развитию творческих способностей и познавательной
активности детей, нравственном развитию дошкольника, формированию
познавательного воображения (проявляющемуся прежде всего в развитии
логико-символической функции ребенка) и эффективного воображения
(способствующего пониманию ребенком смыслов человеческих отношений, адекватному
эмоциональному реагированию, формированию эмоционального контроля и таких
высших социальных чувств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание).
Вывод:
Игровое общение обеспечивает саморазвитие личности. Сущность игры в ее процессе,
игра вырабатывает механизмы саморазвития, ребенок в игре постигает жизненный
смысл, приобщается к ценностям коллектива. Игра конкретна, ситуативна,
неповторима. Роли в игре не назначаются, а выбираются самими играющими. Особое
значение уделяют ролевым играм, в центре которых ставят личностный и
межличностный подход, психологию отношений. Жизненная позиция никем и ничем не
задается, а вырабатывается лично каждым субъектом.
Список используемой литературы:
1.
К. Ю.
Белая, В.М.Сотникова «Разноцветные игры», Линка-пресс Москва 2007.
2.
Развитие
игровой активности дошкольников. Методическое пособие. Творческий центр «сфера»
Москва 2010.
3.
Е.
Ю.Кукушкина, Л.В. Самсонова «Играем и учимся дружить» М.: ТЦ Сфера,2013. (библиотека
воспитателя).
4.
Николай
Шуть «Волшебные ключи игромастера», образовательные проекты. Санкт-Петербург-
Москва, обруч 2013.
5.
Н.
Михайленко, Н. Короткова «Организация сюжетной игры в детском саду». Москва,
Линка-пресс, 2009.
Тэги:
статья,
игра как средство общения