АДАПТАЦИЯ
ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
Очень сложным для первоклассников
является период адаптации к школе. Как помочь ребенку адаптироваться к новой
жизненной ситуации? Учитель и родители заинтересованы в том, чтобы быстрее и
легче дети вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил
место положительным эмоциям, связанным со школой.
Адаптация человека в новых условиях
жизни и деятельности, как правило, связана с напряжением его душевных и физических
сил. Чем младше человек, чем меньше его социальный опыт, тем более неадекватным
будет это напряжение – либо малым, либо чрезмерным. Что же такое адаптация?
Г.А.Дорофеева говорит: «Адаптация – сложный многофакторный процесс включения
человека в новые условия жизнедеятельности, в новую систему требований и
контроля, в новый коллектив». В жизни не только ребенка, но и любого взрослого
человека наступают моменты адаптации к чему-либо (т.е. привыкание к
изменившимся условиям). Это проблема для любого человека, но мне хочется
остановиться на адаптации первоклассников. Работая в школе уже не первый год, я
знаю, как трудно дети привыкают к школе, учителю, коллективу. Надеюсь, что мои
наблюдения и опыт работы по данной проблеме помогут учителям в их работе.
Адаптационный период – это временной
отрезок, в течение которого происходит привыкание первоклассников к условиям,
требованиям, системе обучения в школе.
Этапы
адаптации:
1 этап
(первая - вторая недели) –
ориентировочный. Значительное напряжение всех систем организма.
2 этап
(третья – четвёртая недели) –
неустойчивое, постепенное приспособление.
3 этап (пятая –
шестая недели) – относительно устойчивое приспособление.
В начальный период обучения в первом
классе учитель должен создать благоприятные условия для адаптации ребёнка к
школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и
воспитание.
Учителю начальной школы, обучающему
первоклассников, приходится одновременно контролировать и вопросы общения детей
друг с другом, и самочувствие, и течение учебного процесса, и многое другое.
Основными критериями адаптации
первоклассника являются:
- положительное
отношение к школе;
- адекватное
восприятие школьных требований;
- умение входить
в контакт со взрослыми и сверстниками;
- проявление самостоятельности
и творческого начала при выполнении учебных и иных поручений;
- легкое
усвоение учебного материала;
- благоприятное
статусное положение в класс и др.
Степень тяжести адаптации зависит от
многих факторов, среди которых есть такие, которые школа не может устранить:
- исходные на
начало обучения уровни состояния здоровья и развития ребенка, во многом
определяющиеся факторами биологического и социального анамнеза;
- уровень
адаптационных возможностей в социальном плане и др.
Но есть и такие факторы, которые
возможно регулировать:
- оптимальный
возраст обучения каждого ребёнка;
- режим работы в
классе и в гпд;
-
санитарно-гигиенические и материально-технические условия обучения;
- учет
индивидуальных особенностей детей, их самобытности и др;
- величина
суммарной учебной нагрузки.
Показатели трудностей адаптации.
«Школьный стресс»:
- Выраженное
утомление.
-
Неврозоподобные реакции (нарушение сна или аппетита, страх перед школой,
головные боли, боли в животе).
- Ухудшение
состояния здоровья.
- Изменения в
поведении (агрессивность, слезливость, капризность, вялость или
перевозбуждение, раздражительность).
-Трудности в
усвоении программы.
- Проблемы в
отношениях со сверстниками, учителем.
В адаптационный период некоторые
дети очень шумны, кричат, без удержу носятся по коридору, на уроках часто
отвлекаются, с учителем ведут себя довольно
развязно.
Другие, напротив,
зажаты, скованны, излишне робки, стараются держаться незаметно,
смущаются, когда к ним обращается учитель,
при малейшей неудаче или замечании плачут; у некоторых детей нарушается сон,
аппетит, они становятся очень капризны, вдруг возрастает интерес к играм,
игрушкам, книжкам для совсем маленьких детей, увеличивается количество заболеваний.
Все эти нарушения вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребёнка,
его организм в связи с резким изменением образа жизни, значительным увеличением
и качественным усложнением тех требований, которым ребёнок должен отвечать.
Конечно, не у всех детей адаптация сопровождается подобными отклонениями, но
есть первоклассники, у которых наблюдаются множественные функциональные
отклонения.
Принято считать, что труднее всего
адаптируются к школе дети «домашние», не посещавшие ранее детский сад, мало
общавшиеся со сверстниками. Практика, однако, показывает, что это не
соответствует действительности. Значительные трудности в адаптации могут испытывать
и дети, посещавшие ранее детский сад.
Большинство детей адаптируются к школе
достаточно быстро, однако есть первоклассники, у которых этот процесс сильно
затягивается, а у некоторых полноценной адаптации к школе на первом году
обучения так и не происходит (это может происходить на фоне хорошей
успеваемости). Такие дети часто и долго болеют, причем болезни во многом носят
психосоматический характер; эти дети составляют «группу риска» с точки зрения
возникновения школьного невроза. Дети с затянутым процессом адаптации во всех
отношениях нуждаются в особом внимании со стороны учителя.
Самое важное – это восстановление у ребёнка
положительного отношения к повседневной школьной деятельности, ко всем лицам,
участвующим в учебном процессе ребёнка. Когда учёба приносит радость, школа не
является проблемой.
Успешность адаптации зависит от
готовности к обучению в школе в свете Федеральных Государственных
Образовательных Стандартов, что предполагает сформированность у первоклассника
универсальных учебных действий:
1. Социальная готовность – (
коммуникативные УУД) – предполагает
развитие у детей
сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать
партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,
распределять роли, взаимно корректировать действия друг друга, договариваться,
вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу
и эффективно сотрудничать, строить отношения как с учителем, так и со
сверстниками.
2. Личностная готовность –
предполагает, что первоклассник должен понимать и выполнять нормы и правила
поведения в школе, быть в ладу с самим собой, сдерживать, контролировать себя.
По новым стандартам это звучит так:
личностные
УУД – осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, ориентировка
в нравственных нормах и правилах, выработка своей жизненной позиции в отношении
мира.
Главное в первом классе – это
формирование учебной мотивации: развитие познавательных («Хочу всё знать») и
социальных («Хочу стать взрослым…») мотивов у первоклассника способствует возникновению
внутренней позиции школьника, освоению статуса ученика.
3.
Предполагает и сформированность
регулятивных
УУД – умение управлять познавательной деятельностью.
Первоклассник должен быть готов:
- Внимательно
слушать задания, инструкции.
- Ставить цель
перед выполнением задания.
- Планировать
способы его выполнения.
- Контролировать
правильность выполнения.
- Корректировать
(исправлять) свои действия.
- Оценивать
успешность своей работы.
4. Интеллектуальная, умственная
готовность предполагает сформированность
познавательных
УУД:
- исследование,
поиск, отбор и систематизация необходимой информации;
- моделирование,
структурирование;
- обобщение и
практическое применение изучаемого материала;
- развитие
мыслительных операций.
Важно не учить ребёнка читать, а
развивать речь и способность различать звуки, не учить писать, а развивать мелкую
моторику. Важно
качество мышлений, а не сумма знаний.
Для того чтобы помочь каждому ребёнку
из моего класса адаптироваться к новой жизненной ситуации я строю обучение с
учётом особенностей организации деятельности детей данного года жизни. Особое
внимание со
стороны учителя
требуют первые дни пребывания ребенка в школе. Необходимо помнить, что такие
качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая
отвлекаемость, неумение управлять своим поведением связаны с особенностями их
психики. Важно не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться
фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика. Не допустим
авторитарный тип общения. Я всегда подчёркиваю достоинства и успехи детей, стараюсь
наладить их отношения со сверстниками. В первые месяцы учебного года я не
вызываю к доске детей, не уверенных в себе, стеснительных. Учу детей
органи-зовывать свою деятельность, планировать свои действия. Особое внимание
уделяю структуре урока. Для первоклассников актуальны виды деятельности,
которыми они занимались в дошкольном возрасте. Это игра. Принципиально важно
обратить внимание на два вида игр – ролевые и дидактические. Особенно в первые
недели учебы дидактические игры должны присутствовать на каждом уроке,
заполнять перемены и динамическую паузу. Ролевые игры очень важны для формирования
произвольного поведения, воображения, творчества ученика. Ш. А. Амонашвили
считает, что было бы очень хорошо, если бы ребенок включался в учение с таким
же желанием, с каким он включается в игру. Учебная работа должна быть
организована как разнообразная деятельность, в которой даже первоклассник сам
добывает знания, проводит опыты, наблюдает, исследует, делает выводы, свободно
высказывает свои мысли и впечатления. Такой учебный труд требует усилий,
напряжения всех внутренних сил, а потому доставляет радость и удовольствие.
Используя на уроках дидактические
игры, я позволяю детям подвигаться. В зависимости от характера заданий, дети
могут на уроке вставать из-за парт, свободно перемещаться, подходить к столу
учителя, к игрушкам и т. д.
Школа, урок – продолжение жизни
ребёнка. Ребёнок никогда не расстается с тем, что его огорчает, что он любит, к
чему стремиться. Он идёт в школу не только за знаниями, которые даёт учитель,
но и для встречи с друзьями, для общих игр, для обмена впечатлениями.
Когда на глазах у первоклассников с
цифрами происходят удивительные приключения, а со словами и слогами – забавные
истории и превращения, когда задачи звучат как загадки, а рассказ – как
путешествие, учиться маленькому ученику интересно, потому что учение становится
продолжением общего радостного мироощущения ребенка.
Чтобы создать ощущение «радости
жизни», не надо бояться обвинения в развлекательности, наоборот, считает
Ш.А.Амонашвили, именно эти «отступления», временное перенесение внимания на
события, волнующие кого-то из детей, наполняют урок важным для них смыслом.
Поздравить именинника, обменяться мнениями, посоветоваться, пошутить, вспомнить
весёлую историю и т. д. – всё это и создаёт непринуждённую обстановку на уроке.
Для сплочения детского коллектива и
создания благоприятного климата в классе большую роль играют внеклассные
мероприятия и праздники, на которые приглашаются родители.
Адаптационный период совпадает по
времени с сезоном года благоприятным для проведения экскурсий и целевых
прогулок, в ходе которых происходит знакомство детей с окружающим миром. Тем
самым обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений,
которые очень важны для успешного познания окружающего. Прогулки и экскурсии
провожу с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и
наблюдательности, а также сбора природных материалов.
Используя всё это, учитель
значительно облегчит прохождение адаптационного периода у учащихся,
способствует созданию доброжелательной атмосферы, позволяющую школьникам и учителю
понять друг друга, создать атмосферу сотрудничества учитель – родитель.
Проблема адаптации первоклассников к
школе является актуальной для всей системы образования. В настоящее время
многие учителя считают, что и детям, и учителям сейчас очень трудно учить и
учиться, чем раньше. Изменилось всё: и дети, и их родители, и отношение семьи к
школе. Для многих детей очень трудным становится взаимодействовать с другими.
Изменилась и атмосфера в семьях, поменялась школа ценностей, изменился круг
интересов детей.
И поэтому, сегодня усилия многих людей: родителей, воспитателей ДОУ,
учителей и психологов направлены на создание позитивного отношения будущего
первоклассника к школе, а также на сохранение психофизического здоровья
ребенка. Для большинства, школа – это важный жизненный опыт. Школа ставит
первоклассника в «жёсткие рамки правил и требований», которые он должен
соблюдать, у некоторых детей эти правила вызывают сопротивление. Это связано с
тем, что некоторые правила им не всегда понятны.
Важное значение успешной адаптации играет
соблюдение режима дня первоклассника:
суточный сон – 11,5 часов, подъём, утренняя гимнастика, питание,
прогулки – 3-3,5 часов в день, занятия дома – с 16 до 20 часов, не более одного
часа с перерывами через 20 минут. Внешкольные занятия – по состоянию ребёнка,
спокойно, без спешки., игры, любимые занятия, посильная помощь по дому, общение
с родными, за компьютером – не более 15 -20 минут с гимнастикой для глаз и
осанки. Обязательно, совместная подготовка к школе с вечера: собрать портфель,
приготовить одежду, обсудить меню завтрака, отход ко сну – в одно и то же
время, после спокойных игр и гигиенических
процедур. Спать ребёнок должен при полной тишине и темноте.
В нашей практике нередки были
случаи, когда трудности ребёнка в адаптации к школе были связаны с отношением
родителей к школьной жизни, к школьным успехам ребёнка. Это, с одной стороны,
страх родителей перед школой, боязнь, что ребёнку в школе будет плохо,
опасения, что ребёнок будет простужаться, болеть. С другой стороны, это
ожидание от ребёнка только очень высоких достижений и активное демонстрирование
ему своего недовольства тем, что он с чем-то не справляется, чего-то не умеет.
Терпение и доброжелательность,
эмоциональная поддержка и похвала, любовь и участие родителей – залог успешной
адаптации первоклассника.
Современному учителю необходимо
стать мудрее и ближе к ребёнку, чтобы обучение стало ценным и позитивным и
способствовало бы личностному развитию ребёнка, а так же установлению
положительного эмоционального контакта между учеником и его первым учителем.
Адаптация ребёнка к школе происходит
не сразу. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением
всех систем организма. Поэтому в период адаптации должно быть тесное сотрудничество
учителя – психолога – родителя. Их совместные усилия должны быт
направлены на
то, чтобы этот период прошёл как можно быстрее и более безболезненно для ребёнка.
Тэги:
Очень сложным для первоклассников является период