Представители системы образования и органов исполнительной власти обсудили особенности подготовки и профессионального развития педагогов, преподающих родной язык и родную литературу
19 ноября 2021 года в г. Сыктывкаре Республики Коми проводился семинар с целью общественно-профессионального обсуждения особенностей подготовки и профессионального развития педагогических работников общеобразовательных организаций, осуществляющих преподавание предметной области «Родной язык и родная литература». Семинар прошел по заказу Министерства просвещения Российской Федерации в рамках реализации проекта «Подготовка федерального корпуса тьюторов для педагогических работников организаций дополнительного профессионального образования субъектов Российской Федерации, реализующих программы повышения квалификации для педагогических работников общеобразовательных организаций предметной области «Родной язык и родная литература» по вопросам использования современных норм русского языка, как государственного языка»». Организатор мероприятия Общество с ограниченной ответственностью «Альмира».
В рамках семинара были выявлены актуальные проблемы преподавания учебных предметов «Родной язык (русский)» и «Родная литература (русская)» и обозначены основные способы их решения, рассмотрены современные образовательные технологии в качестве эффективных инструментов в процессе преподавания предметной области «Родной язык и родная литература», а также выявлены региональные особенности информационной и методической поддержки преподавания этих учебных предметов.
С приветственным словом выступила Мусанова Светлана Семёновна, заведующая кафедрой филологического образования государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Коми республиканский институт развития образования».
С актуальными проблемами преподавания учебных предметов «Родной язык (русский)» и «Родная литература (русская)» участников мероприятия познакомила Шорина Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена». Об инструментах тьюторского сопровождения профессионального саморазвития учителя родного языка и родной литературы рассказала Седых Анна Ивановна, кандидат филологических наук, доцент, международный коуч, тьютор, директор Экономико-гуманитарного колледжа Гуманитарно-педагогической академии (филиала) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» в г. Ялте, Республика Крым.
На мероприятии также выступила тьютор, обученный на курсах повышения квалификации «Изучение традиций и ценностей культуры, истории посредством языковых форм», Ускирева Ирина Дмитриевна с мастер-классом, который пользовался большим интересом у участников семинара.
Учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» с. Койгородок Павлова Наталья Николаевна рассказала об оказании методической помощи молодым специалистам в преподавании родного языка и родной литературы в общеобразовательных организациях, а доцент кафедры иностранной филологии и методики преподавания Института филологии, истории и искусств Гуманитарно-педагогической академии (филиала) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» в г. Ялте Горбова Наталья Викторовна – о тьюторстве как ресурсе современного образования предметной области «Родной язык и родная литература».
Ведущий аналитик Центра развития образования федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия образования» Дугарова Туяна Цыреновна выступила с двумя докладами и познакомила участников семинара с психологическими основами сопровождения индивидуальных маршрутов и проектов, а также с инновационными технологиями и методиками сопровождения тьюторской деятельности педагогов предметной области «Родной язык и родная литература».
Участники семинара также узнали о современной педагогической стратегии изучения родного языка и литературы (Ряузова Ольга Дмитриевна, декан подготовительного факультета русского языка как иностранного Института филологии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет») и об организации работы с текстом на уроках родного языка и литературы как основе формирования социального опыта обучающихся (Мусанова Светлана Семёновна, и. о. заведующего лабораторией развития этнокультурного образования государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Коми республиканский институт развития образования»).
У участников семинара была возможность в рамках экспертной площадки «Открытый микрофон» обменяться мнениями и опытом по обсуждаемым вопросам, высказать свои предложения.