|
|
Юлия Михайловна Лоновенко
открытый урок по русскому языку
|
|
|
| Тема: Склонение имен существительных. (Закрепление)
Цели:
закрепить понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;
повторить типы склонения по окончанию и по роду;
Развивать орфографическую зоркость, связную речь, мышление, внимание, познавательный интерес;
Воспитывать трудолюбие, аккуратность, взаимопомощь.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Проверьте рабочие места, настройтесь на рабочий лад. Тихо сядьте.
2. Проверка домашней работы.
3. Оформление рабочей записи.
- Откройте тетради, запишите число, `классная работа`.
4. Минутка чистописания. (На доске)
- Написание каких букв мы будем сегодня отрабатывать?
(Строчные буквы в, л, т, д)
- Назовите соединения.
(Нижнее, верхнее, нижнее)
- Обратите внимание на высоту букв по отношению к строке. Назовите лишнюю букву.
(л - непарная согласная, т - обозначает глухой звук)
5. Словарная работа.
- Переходим к повторению словарных слов.
5.1. Устная работа.
д: рога
л:сица
г:зета
х:зяйство
л:пата
5.2. Письменная работа.
- Определите слово по его лексическому значению, запишите, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
1. Приём пищи в середине дня.
(Обед)
2. Растение семейства бобовых с круглыми семенами-зёрнами. (Горох)
3. Одна из четырёх сторон света противоположная югу. (Север)
4. Многолетнее травянистое растение, дающее сладкие ягоды красного цвета. (Земляника)
5. Пространство между рядами домов для прохода и проезда. (Улица)
- Пользуясь ключом, проверьте и оцените работу. Поставьте оценку за словарную работу на полях
Взаимопроверка.
`5` - нет ошибок
`4` - 1 ошибка
`3` - 2 ошибки
`2` - 3 и более ошибок
- Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Кто не справился с работой? Какую работу нужно выполнить?
- Мы будем продолжать работу на следующих уроках. И я думаю, вскоре все ребята будут писать словарные слова без ошибок.
6. Сообщение цели урока.
- Какой частью речи являются записанные слова?
(Имя существительное)
- Найдите имена существительные в предложении.
Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.
(Автобус, по улице, Кирова, по площади, Свободы)
- Определите падеж существительных и выделите окончания в словах по улице, по площади.
(Дательный падеж)
- Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом?
- Вот на этот вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке.
7. Работа по теме урока.
Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, Витя, стол, окно, степь.
- Прочитайте слова, найдите общее.
(Существительные в единственном числе, в именительном падеже)
- Разделите существительные на группы, ориентируясь на указания:
- Назовите существительные женского рода с окончаниями - а, - я.
(Вода, земля)
- Назовите существительные мужского рода с окончаниями - а, - я.
(Юра, Витя)
- Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода.
(Стол, конь)
- Выделите в них окончания.
- Назовите существительные среднего рода и выделите у них окончания.
(Окно, море)
- Назовите оставшиеся имена существительные. Определите род. Какая буква на конце слов?
(Существительные степь, дочь женского рода с мягким знаком на конце)
Сущ. ж. р.Сущ. м. р.Сущ. м. р. Сущ. ср. р.Сущ. ж. р.
водаЮраконьокностепь
земляВитястолморедочь
/_________________//____________________//__________/
1 склонение2 склонение3 склонение
- По каким признакам мы сгруппировали существительные?
(По роду и окончанию)
- С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.
- Сделайте вывод, какие существительные относятся к первому склонению, ко второму склонению, и к третьему склонению.
Вывод: К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями - а, - я в именительном падеже.
Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями - о, -е в именительном падеже.
К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.
8. Упражнение в определении склонения имен существительных.
Определите склонение следующих существительных: яблоко, ягода, молоко, лошадь, товарищ, книга, письмо.
10. Составление алгоритма действий при определении склонения имени существительного.
- Как определить склонение имени существительного в именительном падеже?
Алгоритм действий при определении склонения имени существительного
Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:
1.Определить род.
2.Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.
3.По роду и по окончанию определить склонение.
Образец рассуждения.
Тетрадь - она, моя - существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание; значит существительное тетрадь третьего склонения.
11. Физминутка.
- Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать. Если это существительное 1скл., вы должны присесть, руки вперёд. Если это существительное 2 скл. - наклон вперёд, руки должны достать носочки. Если 3 Автор: Лоновенко Юлия Михайловна
| Тэги: склонение
|
Вакансии для учителей
|
|
|
|
|
Copyright © ПроШколу.ру
2007-2024. Все права защищены.
|
|
|
|
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
|
|
|
|
Поиск по порталу
|
|
| ▫ Люблю(?!?!?!), когда сходят с ума потихоньку,
Не полностью, нет,
По чуть-чуть, полегоньку.
Гордятся, что с детством они не расстались,
Как были с чудинкою,
Так и остались.
Трамвай оседлают,
Промчатся со звоном
И ... скажут такое!!!
Читаешь со стоном.
И квакают, крякают, блеют и лают...
И нас, постаревших, стихом одаряют...
На этом нам с ними пора бы проститься:
На Вербное многое может случиться.
Яка людина, такая й мова!
Велика справа- мовчання.
За поэта помолился:
`Тiльки щоб нi удавився!
(Если долго так писать, можно разум потерять)
▫ Не всякий вас, как я поймёт,
К беде неопытность ведёт.
А.С. Пушкин
Школьницы влюбляются во взрослых,
Не всегда порядочных мужчин.
Вспомнить о таком приятно прошлом,
Если не было для слёз причин.
Сохранить свое влеченье в тайне
Удаётся деве не всегда.
А Москва (Как это ни печально!)
Нет, не верит вообще слезам.
С Вербным воскресеньем, Людмила Александровна. ▫ Вот так же отцветем и мы
И отшумим, как гости сада...
Коль нет цветов среди зимы,
Так и грустить о них не надо.
Сергей Есенин ▫ Здравствуйте, дорогая Альбина Степановна! К сожалению потеряла с вами связь и на долго! Работаете ли вы в школе? Желаю вам крепкого здоровья, долгих лет жизни! Всего самого доброго и надёжного! Ваша Эльвира Фаридовна! ▫ Здравствуйте! Это роспись на стене школы? делали дети? Очень позитивно! Спасибо! ▫ http://samlib.ru/e/eross/cvetyzapozdalye.shtml
|
|
|
|
|