Учитель в царской россии - Александр Николаевич Лосик
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ
















Статистика


 Просмотров: 22303
 Посетителей: 11952
 Подробности









Александр Николаевич Лосик


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Александр Николаевич Лосик / Блог / Учитель в царской россии


ЗАПИСЬ #3

КОММЕНТАРИИ (19)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


14 августа 2013, 19:03, автор - хозяин блога
Александр Николаевич Лосик

Учитель в царской россии

Ленин говорил: «Народный учитель у нас должен быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял, не стоит и не может стоять в буржуазном обществе. Это — истина, не требующая доказательств».

 Очевидно, Владимир Ильич был уверен, что в царской России учитель беден и унижен.

 Предлагаю ознакомиться с кое-какой информацией по России (к 1913 году)

Во-первых, нагрузка учителя считалась уроками, а не «часами», как сейчас, что вводит в заблуждение обывателей. Эти так наз. современные «часы нагрузки учителя» не имеют ничего общего с астрономическим часом (60 мин.)

 Во-вторых, нормативная нагрузка учителя гимназии (т.е. по-нашему, средней школы) составляла 12 уроков в неделю. Дополнительно разрешалось взять ещё до 6 уроков, т.е.18 часов – это была максимальная урочная нагрузка.

ЧАСТЬ 2.

Ещё при Александре I повысился социальный статус учителей, так как учительские должности в законодательном порядке были соотнесены с чинами Табели о рангах.

 Например:

 - в XIV классе (коллежский регистратор состоял учитель рисования уездного училища;

 - в XII классе (губернский секретарь) - учителя уездного училища, учитель рисования гимназии;

 - в X классе (коллежский секретарь) - учителя языков ("младшие") гимназии;

 - в IX классе (титулярный советник) - учителя наук ("старшие") гимназии, смотрители уездных училищ;

 - в VII классе (надворный советник) - директор гимназии.

 Чин XIV класса в статской службе давал личное дворянство, чин VIII класса (коллежский асессор) - потомственное дворянство, со всеми соответствующими правами и привилегиями.

 Замечание: факт биографии Ленина – он был потомственным дворянином благодаря отцу, который дослужился до должности директора народных училищ в Симбирской губернии (инспектировал начальные школы), награждён орденами Святых Анны, Владимира, Станислава, поэтому имел чин IV класса (действительный статский советник), что соответствовало генерал-майору, и получил потомственное дворянство.

 Вспомните хотя бы одного современного инспектора сельских начальных школ с тремя государственными наградами, пусть даже гипотетически сравнимого с генералом!.

ЧАСТЬ 3.

В 1909 г. Министерство народного просвещения внесло в Государственную думу законопроект "Об улучшении материального положения служащих в средних общеобразовательных учебных заведениях и окружных инспекторов".

 "Едва ли можно сомневаться в том, - говорилось в проекте, - что учительский труд принадлежит, наряду с немногими другими профессиями, к числу наиболее утомительных, тяжелых и истощающих; поэтому и для привлечения к педагогической деятельности желательных лиц необходимо не только дать преподавателям вознаграждение, обеспечивающее им безбедное существование, но и вселить в них уверенность, что, по мере прохождения службы, материальное благосостояние их будет увеличиваться..."

 

 С 1912 г. после принятия закона учителя наук и языков с высшим образованием получали годовой оклад в первые пять лет службы 900 руб., размер пятилетней прибавки равнялся 400 руб., так что преподаватель со стажем 20 лет получал 2500 руб. в год.

 Учителя приготовительных классов и учителя наук и языков без высшего образования начинали с годового оклада 750 руб., размер пятилетней прибавки равнялся 200 руб., так что преподаватель с 20-летним стажем получал 1550 руб. в год.

 Дополнительные уроки (свыше 12-ти в неделю) у первых оплачивались по 75 руб. в год, у вторых по 60 руб. Наконец, классное наставничество стало оплачиваться в размере 600 руб. в год.

 Кроме того существовала система частных уроков (репетиторство), занимались этим в основном студенты.

 Но если нанимали учителя, то оплата была достаточно высокой. Например, у Чехов в рассказе «Учитель словесности» Никитин получал за один частный урок 5 рублей - месячный заработок домашней прислуги.

ЧАСТЬ 4.

 В средней школе существовали и некоторые другие виды выплат. Так, при закрытии учебного заведения учителям должны были не только предоставить другую работу, но и выплатить годовой оклад.

 В случае смерти невыплаченное жалование отдавалось семье покойного. При поступлении на службу выплачивались подъемные в размере 1/3 годового оклада плюс прогонные (оплата проезда к месту будущей службы).

 Пенсионное обеспечение:

 у преподавателей с высшим образованием годовой пенсионный оклад равнялся 1800 руб., у преподавателей без высшего образования - 1100 руб.

 По Уставу 1828 г.: "Директор, Инспектор, и учители Гимназий, а равно и штатные Смотрители и учители уездных училищ, при увольнении от мест, награждаются за 20 лет беспорочной службы половинными, а за 25 лет полными, против получаемаго ими оклада, пенсиями... За служение свыше 25 лет определяется еще соразмерная прибавка к пенсии...

 Полный оклад пенсии выплачивался после 25 лет службы, при этом можно было продолжать службу и получать жалование в полном размере, а за каждые 5 лет работы после основного стажа пенсия увеличивалась на 20%; дети пенсионера бесплатно обучались в любом среднем учебном заведении системы Министерства народного просвещения.

ЧАСТЬ 5.

 Теперь месячная зарплата:

 - учителя (без стажа) старших классов в женских и мужских гимназиях получали 90-100 рублей в месяц (нормативная нагрузка 12 уроков в неделю);

 - учителя (с высшим образованием и стажем 20 лет) старших классов в женских и мужских гимназиях получали 270 рублей в месяц (нормативная нагрузка 12 уроков в неделю);

 - учитель с высшим образованием и 20-летним стажем работы, проводивший 6 дополнительных уроков (сверх нормативных 12-ти) и исполнявший должность классного наставника, – 295 руб. в месяц.

ЧАСТЬ 6.

 Месячное жалованье / зарплаты в Российской Империи к 1914 году были следующие:

 - прислуга от 3 до 10 руб. + жильё и питание;

 - рабочие провинциальных заводов, деревенских мануфактур, а также чернорабочие, грузчики (за 60 и более часов в неделю) - от 8 до 15 рублей в месяц;

 - рабочие на металлургических заводах Москвы и Петербурга - от 25 до 35 рублей;

 - младшие чины государственных служащих, простые служащие почты, помощники аптекарей, санитары, библиотекари - 20 рублей в месяц;

 - врач земской больницы - 80 рублей, у фельдшеров - 35 рублей, заведующий больницей - 125 рублей в месяц;

 - начальники почтовых, железнодорожных, пароходных станций в крупных городах - от 150 до 300 рублей;

 - штабс-капитан - от 93 до 123 рублей, капитан - от 135 до 145 рублей, подполковник от 185 до 200 рублей в месяц;

 - полковник Царской армии - 320 рублей в месяц, генерал в должности командира дивизии имел оклад 500 рублей, а генерал в должности командира корпуса – 725 рублей в месяц.

 - депутаты Государственной Думы - 350 рублей;

 - губернаторы - около одной тысячи рублей,

 - министры и высшие чиновники, члены Государственного Совета – 1.500 рублей в месяц.

ЧАСТЬ 7.

 Таким образом, учитель с высшим образованием со стажем 20 лет, общей нагрузкой 18 уроков (12 часов нормативной нагрузки на ставку + 6 дополнительных уроков в неделю) и классным наставничеством получал зарплату 295 руб. в месяц, что было в 14 раз больше средней зарплаты рабочего, 92% к окладу полковника, 84% к окладу Депутата Госдумы, 60% к окладу генерала Царской армии и совпадало с окладами начальников железнодорожных и пароходных станций в крупных городах.

 Даже начинающий учитель без высшего образования, не исполняя должности классного наставника и не ведя дополнительных уроков, получал за свои 12 уроков в неделю зарплату в 3 раза выше, чем среднестатистический рабочий, который работал 60 часов и более.

 Обычная стоимость съёмной квартиры для семьи со средним доходом (т.е. порядка 80 рублей) была примерно 15 рублей в месяц.

 Учитель гимназии (т.е. средней школы) мог позволить себе снимать квартиру улучшенного качества за сумму около 25 рублей и содержать прислугу (женская – 3-7 рублей, мужская – 5-10 рублей).

 Например, читаем у Чехов в рассказе «Учитель словесности»: «Никитин жил в квартире из восьми комнат, которую он нанимал за триста рублей в год, вместе со своим товарищем, учителем географии и истории Ипполитом Ипполитычем».

 

 



Тэги: учитель и его зарплата



ОБСУЖДЕНИЕ


Ирина Владимировна Рогозина2013-08-14 23:07:25 - Ирина Владимировна Рогозина
Спасибо за интересный материал!
Алла Викторовна Харитонова2013-08-14 23:07:43 - Алла Викторовна Харитонова
ну что сказать, ну что сказать!
Валентина Алексеевна Латышева2013-08-14 23:10:16 - Валентина Алексеевна Латышева
Чудеса!
Александр Владимирович Серолапкин2013-08-14 23:10:17 - Александр Владимирович Серолапкин
В царской России не было обязательного среднего образования, за уши тянуть никого не надо было.
Хочешь быть сапожником - и пожалуйста.
Вероника Васильевна Васильева2013-08-14 23:12:19 - Вероника Васильевна Васильева
спасибо, что теперь нас опустили ниже нижнего предела
Андрей Леонидович Нескребтов2013-08-14 23:18:28 - Андрей Леонидович Нескребтов
и тут на ум приходят `Бесы`....
Александр Владимирович Серолапкин2013-08-14 23:19:54 - Александр Владимирович Серолапкин
Где ж взять столько денег и генералов, чтобы всех
кухаркиных и иных сословий детей учёным наукам обучать. Да ещё когда они в большинстве и не хотят.
Раньше хотели. Кто хотел - тому спопешествовали.
И ладно всё было. А кто не хотел - того не заставляли. Иди вон, бери вилкус, и вози навозикус. Или горшки обжигай, или дома строй. За это деньги давали. И сейчас дают. А за то, чтобы
ослов за уши тянуть, за это зряплату только давать можно. Какую ни на есть. Только кому это надо ?
Однако, верхи не хотят, а низы то ли хотят, то ли
нет, но не все могут. Ленин как сказал ?
Леворюционная ситуация.
Андрей Леонидович Нескребтов2013-08-14 23:21:06 - Андрей Леонидович Нескребтов
всеобуч. с ульяновых времён...
Надежда Николаевна Архипова2013-08-14 23:21:19 - Надежда Николаевна Архипова
Потрясающая информация! Спасибо!
Залина Николаевна Гагкоева2013-08-14 23:23:02 - Залина Николаевна Гагкоева
ИНТЕРЕСНО.
Александр Николаевич Лосик2013-08-14 23:27:23 - Александр Николаевич Лосик
Я, прочитав данный материал, стал уважать учителя!!!
Светлана Сергеевна Лизунова2013-08-14 23:32:18 - Светлана Сергеевна Лизунова
Комментарий отключен модератором
Владимир Николаевич Моисеев2013-08-14 23:34:12 - Владимир Николаевич Моисеев
Кстати, о Чехове..., вот что он изрёк ровно 111 лет назад:

Если бы вы знали, как России необходим хороший, умный, образованный учитель. У нас в России его необходимо поставить в какие-то особые условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожженного кирпича. Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело, а у нас - это чернорабочий, плохо образованный человек, который идет учить с такой же охотой, с которой пошел бы в ссылку. Он должен быть первым человеком, чтобы мог ответить на все вопросы, чтобы дети черпали в нем силу, достойную внимания и уважения, чтобы не мог орать на него тот, кто носит звание инспектора школы, но заботится не о лучшей постановке образования, а только о тщательном выполнении циркуляров.
Нелепо платить гроши человеку, который призван воспитывать народ - вы понимаете?! - воспитывать народ! Отвратительно все это. Какое-то издевательство над человеком, который делает большую, страшно важную работу.

Это А.П.Чехов писал ещё в 1902 году, так что не верю, что за последующие 11 лет всё изменилось коренным образом, согласно информации 1913г.
Константин Борисович С.2013-08-15 00:24:15 - Константин Борисович С.
Ну в принципе и Ленин о том же.
Жаль что Чехов не читал Вашей статьи. Сразу бы понял как он не прав.
Геннадий Семёнович Алёхин2013-08-15 00:27:42 - Геннадий Семёнович Алёхин
http://amnesia.pavelbers.com/Straniza%20istorii%20Rossii%20%2039%20zarplata.htm
Геннадий Иванович Танченко2013-08-15 09:04:37 - Геннадий Иванович Танченко
Что-то депутатов Царь обижал, не любил он демократию. А нынешние завет Ленина выполнили сполна: учителя подняли на невиданную высоту, высоту `ниже плинтуса`.
Светлана Александровна Пивень2013-08-15 09:11:49 - Светлана Александровна Пивень
Потрясающе интересная информация! Спасибо, с удовольствием прочитала...
Надежда Николаевна Омельченко2013-08-15 09:20:31 - Надежда Николаевна Омельченко
В царские времена не каждый мог стать учителем.
Сам учитель обязательно должен был быть богатым и очень образованным. Учитель относился к интеллигенции и был почитаем и уважаем в каждом доме, так как профессия учителя была престижна, не то, что сейчас...
... ... ...2013-11-03 13:46:25 - ... ... ...
При Царе было правильно. Хочешь учись--хочешь нет. Учитель получал хорошую зарплату. Если бы не этот бардак 1917 года, то и зарплата бы не снизилась и люди бы жили хороршо.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться









 
Copyright © ПроШколу.ру 2007-2025. Все права защищены.  
О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Спасибо!
Понимаю,что в советское время жила в каком-то другом пространстве и времени. Практика в школе начиналась на третьем курсе,ею руководили преподаватели вуза( имеющие большой стаж работы в школе) и учитель того класса города,в котором свои уроки давали все студенты группы.Учеба в вузе продолжалась, Были зачёты по решению задач школьного курса.К тому времени мы провели много лабораторных работ по опытам,связанным с ведением многих физических величин. И только потом,на 4 курсе мы проходили полноценную практику в школах,где работали(кажется четверть) Учителем (методика) методом проб и ошибок- кривая дорожка. Ну,это мое старческое понимание. Основательность- особенность советской методики преподавания. Система вещь очень нужная. Был курс-НОШКМ(научные основы школьного курса математики) Смотреть с высока:` гораздо успешнее.,, У нас учились ребята с Томска и Новосибирска,некоторые перевелись из вузов из-за здоровья(зрение). Девочки-выпускницы ФМШ (со всего Дальнего Востока.Не думаю,что они были менее успешными. И,скажем, что и в технических вузах есть свои троечники. Есть смутное сомнение,что некоторые из технических вузов просто не дотягивали до работы по специальности,вот и подумали о `лёгких` школьных хлебах.Конечно их `умеренное`колличество:-)))
Хотят как лучше, но, видимо, выйдет как всегда...
А в сельских школах кто сейчас работает? Пенсионеры. Самые стойкие, самые преданные школе, самые (чего уж греха таить) жаждущие денег и просто не готовые уйти на пенсию. Опыт, конечно, громадный. Но! Большинство учителей работают не по специальности. Учитель химии ведёт историю, например. Вы полагаете, она знает историю лучше студента третьего курса? Да ничуть. Или учитель начальных классов - немецкий язык. Даже не учитель начальных классов, а воспитатель детского сада, прошедшая курсы переподготовки, на которых ни методики, ни знания иностранного языка учитель не получает. И чему она может научить, если сама шпрехает и спикает едва-едва. Если вообще шпрехает и спикает. А то и просто читает (часто неправильно) и переводит со словарём. Да что там говорить? Обмельчала наша система образования(
Какие изумительно милые Ваши Анютки, Валентина Васильевна!
Да уж...