Ленин говорил: «Народный учитель у нас должен быть поставлен
на такую высоту, на которой он никогда не стоял, не стоит и не может стоять в
буржуазном обществе. Это — истина, не требующая доказательств».
Очевидно, Владимир
Ильич был уверен, что в царской России учитель беден и унижен.
Предлагаю
ознакомиться с кое-какой информацией по России (к 1913 году)
Во-первых,
нагрузка учителя считалась уроками, а не «часами», как сейчас, что вводит в
заблуждение обывателей. Эти так наз. современные «часы нагрузки учителя» не
имеют ничего общего с астрономическим часом (60 мин.)
Во-вторых,
нормативная нагрузка учителя гимназии (т.е. по-нашему, средней школы)
составляла 12 уроков в неделю. Дополнительно разрешалось взять ещё до 6 уроков,
т.е.18 часов – это была максимальная урочная нагрузка.
ЧАСТЬ 2.
Ещё при Александре I повысился социальный статус учителей,
так как учительские должности в законодательном порядке были соотнесены с
чинами Табели о рангах.
Например:
- в XIV классе
(коллежский регистратор состоял учитель рисования уездного училища;
- в XII классе
(губернский секретарь) - учителя уездного училища, учитель рисования гимназии;
- в X классе
(коллежский секретарь) - учителя языков ("младшие") гимназии;
- в IX классе
(титулярный советник) - учителя наук ("старшие") гимназии, смотрители
уездных училищ;
- в VII классе
(надворный советник) - директор гимназии.
Чин XIV класса в
статской службе давал личное дворянство, чин VIII класса (коллежский асессор) -
потомственное дворянство, со всеми соответствующими правами и привилегиями.
Замечание: факт
биографии Ленина – он был потомственным дворянином благодаря отцу, который
дослужился до должности директора народных училищ в Симбирской губернии
(инспектировал начальные школы), награждён орденами Святых Анны, Владимира,
Станислава, поэтому имел чин IV класса (действительный статский советник), что
соответствовало генерал-майору, и получил потомственное дворянство.
Вспомните хотя бы
одного современного инспектора сельских начальных школ с тремя государственными
наградами, пусть даже гипотетически сравнимого с генералом!.
ЧАСТЬ 3.
В 1909 г. Министерство народного просвещения внесло в
Государственную думу законопроект "Об улучшении материального положения
служащих в средних общеобразовательных учебных заведениях и окружных
инспекторов".
"Едва ли можно
сомневаться в том, - говорилось в проекте, - что учительский труд принадлежит,
наряду с немногими другими профессиями, к числу наиболее утомительных, тяжелых
и истощающих; поэтому и для привлечения к педагогической деятельности
желательных лиц необходимо не только дать преподавателям вознаграждение,
обеспечивающее им безбедное существование, но и вселить в них уверенность, что,
по мере прохождения службы, материальное благосостояние их будет
увеличиваться..."
С 1912 г. после
принятия закона учителя наук и языков с высшим образованием получали годовой
оклад в первые пять лет службы 900 руб., размер пятилетней прибавки равнялся
400 руб., так что преподаватель со стажем 20 лет получал 2500 руб. в год.
Учителя
приготовительных классов и учителя наук и языков без высшего образования
начинали с годового оклада 750 руб., размер пятилетней прибавки равнялся 200
руб., так что преподаватель с 20-летним стажем получал 1550 руб. в год.
Дополнительные уроки
(свыше 12-ти в неделю) у первых оплачивались по 75 руб. в год, у вторых по 60
руб. Наконец, классное наставничество стало оплачиваться в размере 600 руб. в
год.
Кроме того
существовала система частных уроков (репетиторство), занимались этим в основном
студенты.
Но если нанимали
учителя, то оплата была достаточно высокой. Например, у Чехов в рассказе
«Учитель словесности» Никитин получал за один частный урок 5 рублей - месячный
заработок домашней прислуги.
ЧАСТЬ 4.
В средней школе
существовали и некоторые другие виды выплат. Так, при закрытии учебного
заведения учителям должны были не только предоставить другую работу, но и
выплатить годовой оклад.
В случае смерти
невыплаченное жалование отдавалось семье покойного. При поступлении на службу
выплачивались подъемные в размере 1/3 годового оклада плюс прогонные (оплата
проезда к месту будущей службы).
Пенсионное
обеспечение:
у преподавателей с
высшим образованием годовой пенсионный оклад равнялся 1800 руб., у
преподавателей без высшего образования - 1100 руб.
По Уставу 1828 г.:
"Директор, Инспектор, и учители Гимназий, а равно и штатные Смотрители и
учители уездных училищ, при увольнении от мест, награждаются за 20 лет
беспорочной службы половинными, а за 25 лет полными, против получаемаго ими
оклада, пенсиями... За служение свыше 25 лет определяется еще соразмерная
прибавка к пенсии...
Полный оклад пенсии
выплачивался после 25 лет службы, при этом можно было продолжать службу и
получать жалование в полном размере, а за каждые 5 лет работы после основного
стажа пенсия увеличивалась на 20%; дети пенсионера бесплатно обучались в любом
среднем учебном заведении системы Министерства народного просвещения.
ЧАСТЬ 5.
Теперь месячная
зарплата:
- учителя (без стажа)
старших классов в женских и мужских гимназиях получали 90-100 рублей в месяц
(нормативная нагрузка 12 уроков в неделю);
- учителя (с высшим
образованием и стажем 20 лет) старших классов в женских и мужских гимназиях
получали 270 рублей в месяц (нормативная нагрузка 12 уроков в неделю);
- учитель с высшим
образованием и 20-летним стажем работы, проводивший 6 дополнительных уроков
(сверх нормативных 12-ти) и исполнявший должность классного наставника, – 295
руб. в месяц.
ЧАСТЬ 6.
Месячное жалованье /
зарплаты в Российской Империи к 1914 году были следующие:
- прислуга от 3 до 10
руб. + жильё и питание;
- рабочие
провинциальных заводов, деревенских мануфактур, а также чернорабочие, грузчики
(за 60 и более часов в неделю) - от 8 до 15 рублей в месяц;
- рабочие на
металлургических заводах Москвы и Петербурга - от 25 до 35 рублей;
- младшие чины
государственных служащих, простые служащие почты, помощники аптекарей, санитары,
библиотекари - 20 рублей в месяц;
- врач земской
больницы - 80 рублей, у фельдшеров - 35 рублей, заведующий больницей - 125
рублей в месяц;
- начальники
почтовых, железнодорожных, пароходных станций в крупных городах - от 150 до 300
рублей;
- штабс-капитан - от
93 до 123 рублей, капитан - от 135 до 145 рублей, подполковник от 185 до 200
рублей в месяц;
- полковник Царской
армии - 320 рублей в месяц, генерал в должности командира дивизии имел оклад
500 рублей, а генерал в должности командира корпуса – 725 рублей в месяц.
- депутаты
Государственной Думы - 350 рублей;
- губернаторы - около
одной тысячи рублей,
- министры и высшие
чиновники, члены Государственного Совета – 1.500 рублей в месяц.
ЧАСТЬ 7.
Таким образом,
учитель с высшим образованием со стажем 20 лет, общей нагрузкой 18 уроков (12
часов нормативной нагрузки на ставку + 6 дополнительных уроков в неделю) и
классным наставничеством получал зарплату 295 руб. в месяц, что было в 14 раз
больше средней зарплаты рабочего, 92% к окладу полковника, 84% к окладу
Депутата Госдумы, 60% к окладу генерала Царской армии и совпадало с окладами
начальников железнодорожных и пароходных станций в крупных городах.
Даже начинающий
учитель без высшего образования, не исполняя должности классного наставника и
не ведя дополнительных уроков, получал за свои 12 уроков в неделю зарплату в 3
раза выше, чем среднестатистический рабочий, который работал 60 часов и более.
Обычная стоимость
съёмной квартиры для семьи со средним доходом (т.е. порядка 80 рублей) была примерно
15 рублей в месяц.
Учитель гимназии
(т.е. средней школы) мог позволить себе снимать квартиру улучшенного качества
за сумму около 25 рублей и содержать прислугу (женская – 3-7 рублей, мужская –
5-10 рублей).
Например, читаем у
Чехов в рассказе «Учитель словесности»: «Никитин жил в квартире из восьми
комнат, которую он нанимал за триста рублей в год, вместе со своим товарищем,
учителем географии и истории Ипполитом Ипполитычем».
Тэги:
учитель и его зарплата