Учитель в царской россии - Александр Николаевич Лосик
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ
















Статистика


 Просмотров: 22303
 Посетителей: 11952
 Подробности









Александр Николаевич Лосик


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Александр Николаевич Лосик / Блог / Учитель в царской россии


ЗАПИСЬ #3

КОММЕНТАРИИ (19)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


14 августа 2013, 19:03, автор - хозяин блога
Александр Николаевич Лосик

Учитель в царской россии

Ленин говорил: «Народный учитель у нас должен быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял, не стоит и не может стоять в буржуазном обществе. Это — истина, не требующая доказательств».

 Очевидно, Владимир Ильич был уверен, что в царской России учитель беден и унижен.

 Предлагаю ознакомиться с кое-какой информацией по России (к 1913 году)

Во-первых, нагрузка учителя считалась уроками, а не «часами», как сейчас, что вводит в заблуждение обывателей. Эти так наз. современные «часы нагрузки учителя» не имеют ничего общего с астрономическим часом (60 мин.)

 Во-вторых, нормативная нагрузка учителя гимназии (т.е. по-нашему, средней школы) составляла 12 уроков в неделю. Дополнительно разрешалось взять ещё до 6 уроков, т.е.18 часов – это была максимальная урочная нагрузка.

ЧАСТЬ 2.

Ещё при Александре I повысился социальный статус учителей, так как учительские должности в законодательном порядке были соотнесены с чинами Табели о рангах.

 Например:

 - в XIV классе (коллежский регистратор состоял учитель рисования уездного училища;

 - в XII классе (губернский секретарь) - учителя уездного училища, учитель рисования гимназии;

 - в X классе (коллежский секретарь) - учителя языков ("младшие") гимназии;

 - в IX классе (титулярный советник) - учителя наук ("старшие") гимназии, смотрители уездных училищ;

 - в VII классе (надворный советник) - директор гимназии.

 Чин XIV класса в статской службе давал личное дворянство, чин VIII класса (коллежский асессор) - потомственное дворянство, со всеми соответствующими правами и привилегиями.

 Замечание: факт биографии Ленина – он был потомственным дворянином благодаря отцу, который дослужился до должности директора народных училищ в Симбирской губернии (инспектировал начальные школы), награждён орденами Святых Анны, Владимира, Станислава, поэтому имел чин IV класса (действительный статский советник), что соответствовало генерал-майору, и получил потомственное дворянство.

 Вспомните хотя бы одного современного инспектора сельских начальных школ с тремя государственными наградами, пусть даже гипотетически сравнимого с генералом!.

ЧАСТЬ 3.

В 1909 г. Министерство народного просвещения внесло в Государственную думу законопроект "Об улучшении материального положения служащих в средних общеобразовательных учебных заведениях и окружных инспекторов".

 "Едва ли можно сомневаться в том, - говорилось в проекте, - что учительский труд принадлежит, наряду с немногими другими профессиями, к числу наиболее утомительных, тяжелых и истощающих; поэтому и для привлечения к педагогической деятельности желательных лиц необходимо не только дать преподавателям вознаграждение, обеспечивающее им безбедное существование, но и вселить в них уверенность, что, по мере прохождения службы, материальное благосостояние их будет увеличиваться..."

 

 С 1912 г. после принятия закона учителя наук и языков с высшим образованием получали годовой оклад в первые пять лет службы 900 руб., размер пятилетней прибавки равнялся 400 руб., так что преподаватель со стажем 20 лет получал 2500 руб. в год.

 Учителя приготовительных классов и учителя наук и языков без высшего образования начинали с годового оклада 750 руб., размер пятилетней прибавки равнялся 200 руб., так что преподаватель с 20-летним стажем получал 1550 руб. в год.

 Дополнительные уроки (свыше 12-ти в неделю) у первых оплачивались по 75 руб. в год, у вторых по 60 руб. Наконец, классное наставничество стало оплачиваться в размере 600 руб. в год.

 Кроме того существовала система частных уроков (репетиторство), занимались этим в основном студенты.

 Но если нанимали учителя, то оплата была достаточно высокой. Например, у Чехов в рассказе «Учитель словесности» Никитин получал за один частный урок 5 рублей - месячный заработок домашней прислуги.

ЧАСТЬ 4.

 В средней школе существовали и некоторые другие виды выплат. Так, при закрытии учебного заведения учителям должны были не только предоставить другую работу, но и выплатить годовой оклад.

 В случае смерти невыплаченное жалование отдавалось семье покойного. При поступлении на службу выплачивались подъемные в размере 1/3 годового оклада плюс прогонные (оплата проезда к месту будущей службы).

 Пенсионное обеспечение:

 у преподавателей с высшим образованием годовой пенсионный оклад равнялся 1800 руб., у преподавателей без высшего образования - 1100 руб.

 По Уставу 1828 г.: "Директор, Инспектор, и учители Гимназий, а равно и штатные Смотрители и учители уездных училищ, при увольнении от мест, награждаются за 20 лет беспорочной службы половинными, а за 25 лет полными, против получаемаго ими оклада, пенсиями... За служение свыше 25 лет определяется еще соразмерная прибавка к пенсии...

 Полный оклад пенсии выплачивался после 25 лет службы, при этом можно было продолжать службу и получать жалование в полном размере, а за каждые 5 лет работы после основного стажа пенсия увеличивалась на 20%; дети пенсионера бесплатно обучались в любом среднем учебном заведении системы Министерства народного просвещения.

ЧАСТЬ 5.

 Теперь месячная зарплата:

 - учителя (без стажа) старших классов в женских и мужских гимназиях получали 90-100 рублей в месяц (нормативная нагрузка 12 уроков в неделю);

 - учителя (с высшим образованием и стажем 20 лет) старших классов в женских и мужских гимназиях получали 270 рублей в месяц (нормативная нагрузка 12 уроков в неделю);

 - учитель с высшим образованием и 20-летним стажем работы, проводивший 6 дополнительных уроков (сверх нормативных 12-ти) и исполнявший должность классного наставника, – 295 руб. в месяц.

ЧАСТЬ 6.

 Месячное жалованье / зарплаты в Российской Империи к 1914 году были следующие:

 - прислуга от 3 до 10 руб. + жильё и питание;

 - рабочие провинциальных заводов, деревенских мануфактур, а также чернорабочие, грузчики (за 60 и более часов в неделю) - от 8 до 15 рублей в месяц;

 - рабочие на металлургических заводах Москвы и Петербурга - от 25 до 35 рублей;

 - младшие чины государственных служащих, простые служащие почты, помощники аптекарей, санитары, библиотекари - 20 рублей в месяц;

 - врач земской больницы - 80 рублей, у фельдшеров - 35 рублей, заведующий больницей - 125 рублей в месяц;

 - начальники почтовых, железнодорожных, пароходных станций в крупных городах - от 150 до 300 рублей;

 - штабс-капитан - от 93 до 123 рублей, капитан - от 135 до 145 рублей, подполковник от 185 до 200 рублей в месяц;

 - полковник Царской армии - 320 рублей в месяц, генерал в должности командира дивизии имел оклад 500 рублей, а генерал в должности командира корпуса – 725 рублей в месяц.

 - депутаты Государственной Думы - 350 рублей;

 - губернаторы - около одной тысячи рублей,

 - министры и высшие чиновники, члены Государственного Совета – 1.500 рублей в месяц.

ЧАСТЬ 7.

 Таким образом, учитель с высшим образованием со стажем 20 лет, общей нагрузкой 18 уроков (12 часов нормативной нагрузки на ставку + 6 дополнительных уроков в неделю) и классным наставничеством получал зарплату 295 руб. в месяц, что было в 14 раз больше средней зарплаты рабочего, 92% к окладу полковника, 84% к окладу Депутата Госдумы, 60% к окладу генерала Царской армии и совпадало с окладами начальников железнодорожных и пароходных станций в крупных городах.

 Даже начинающий учитель без высшего образования, не исполняя должности классного наставника и не ведя дополнительных уроков, получал за свои 12 уроков в неделю зарплату в 3 раза выше, чем среднестатистический рабочий, который работал 60 часов и более.

 Обычная стоимость съёмной квартиры для семьи со средним доходом (т.е. порядка 80 рублей) была примерно 15 рублей в месяц.

 Учитель гимназии (т.е. средней школы) мог позволить себе снимать квартиру улучшенного качества за сумму около 25 рублей и содержать прислугу (женская – 3-7 рублей, мужская – 5-10 рублей).

 Например, читаем у Чехов в рассказе «Учитель словесности»: «Никитин жил в квартире из восьми комнат, которую он нанимал за триста рублей в год, вместе со своим товарищем, учителем географии и истории Ипполитом Ипполитычем».

 

 



Тэги: учитель и его зарплата



ОБСУЖДЕНИЕ


Ирина Владимировна Рогозина2013-08-14 23:07:25 - Ирина Владимировна Рогозина
Спасибо за интересный материал!
Алла Викторовна Харитонова2013-08-14 23:07:43 - Алла Викторовна Харитонова
ну что сказать, ну что сказать!
Валентина Алексеевна Латышева2013-08-14 23:10:16 - Валентина Алексеевна Латышева
Чудеса!
Александр Владимирович Серолапкин2013-08-14 23:10:17 - Александр Владимирович Серолапкин
В царской России не было обязательного среднего образования, за уши тянуть никого не надо было.
Хочешь быть сапожником - и пожалуйста.
Вероника Васильевна Васильева2013-08-14 23:12:19 - Вероника Васильевна Васильева
спасибо, что теперь нас опустили ниже нижнего предела
Андрей Леонидович Нескребтов2013-08-14 23:18:28 - Андрей Леонидович Нескребтов
и тут на ум приходят `Бесы`....
Александр Владимирович Серолапкин2013-08-14 23:19:54 - Александр Владимирович Серолапкин
Где ж взять столько денег и генералов, чтобы всех
кухаркиных и иных сословий детей учёным наукам обучать. Да ещё когда они в большинстве и не хотят.
Раньше хотели. Кто хотел - тому спопешествовали.
И ладно всё было. А кто не хотел - того не заставляли. Иди вон, бери вилкус, и вози навозикус. Или горшки обжигай, или дома строй. За это деньги давали. И сейчас дают. А за то, чтобы
ослов за уши тянуть, за это зряплату только давать можно. Какую ни на есть. Только кому это надо ?
Однако, верхи не хотят, а низы то ли хотят, то ли
нет, но не все могут. Ленин как сказал ?
Леворюционная ситуация.
Андрей Леонидович Нескребтов2013-08-14 23:21:06 - Андрей Леонидович Нескребтов
всеобуч. с ульяновых времён...
Надежда Николаевна Архипова2013-08-14 23:21:19 - Надежда Николаевна Архипова
Потрясающая информация! Спасибо!
Залина Николаевна Гагкоева2013-08-14 23:23:02 - Залина Николаевна Гагкоева
ИНТЕРЕСНО.
Александр Николаевич Лосик2013-08-14 23:27:23 - Александр Николаевич Лосик
Я, прочитав данный материал, стал уважать учителя!!!
Светлана Сергеевна Лизунова2013-08-14 23:32:18 - Светлана Сергеевна Лизунова
Комментарий отключен модератором
Владимир Николаевич Моисеев2013-08-14 23:34:12 - Владимир Николаевич Моисеев
Кстати, о Чехове..., вот что он изрёк ровно 111 лет назад:

Если бы вы знали, как России необходим хороший, умный, образованный учитель. У нас в России его необходимо поставить в какие-то особые условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожженного кирпича. Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело, а у нас - это чернорабочий, плохо образованный человек, который идет учить с такой же охотой, с которой пошел бы в ссылку. Он должен быть первым человеком, чтобы мог ответить на все вопросы, чтобы дети черпали в нем силу, достойную внимания и уважения, чтобы не мог орать на него тот, кто носит звание инспектора школы, но заботится не о лучшей постановке образования, а только о тщательном выполнении циркуляров.
Нелепо платить гроши человеку, который призван воспитывать народ - вы понимаете?! - воспитывать народ! Отвратительно все это. Какое-то издевательство над человеком, который делает большую, страшно важную работу.

Это А.П.Чехов писал ещё в 1902 году, так что не верю, что за последующие 11 лет всё изменилось коренным образом, согласно информации 1913г.
Константин Борисович С.2013-08-15 00:24:15 - Константин Борисович С.
Ну в принципе и Ленин о том же.
Жаль что Чехов не читал Вашей статьи. Сразу бы понял как он не прав.
Геннадий Семёнович Алёхин2013-08-15 00:27:42 - Геннадий Семёнович Алёхин
http://amnesia.pavelbers.com/Straniza%20istorii%20Rossii%20%2039%20zarplata.htm
Геннадий Иванович Танченко2013-08-15 09:04:37 - Геннадий Иванович Танченко
Что-то депутатов Царь обижал, не любил он демократию. А нынешние завет Ленина выполнили сполна: учителя подняли на невиданную высоту, высоту `ниже плинтуса`.
Светлана Александровна Пивень2013-08-15 09:11:49 - Светлана Александровна Пивень
Потрясающе интересная информация! Спасибо, с удовольствием прочитала...
Надежда Николаевна Омельченко2013-08-15 09:20:31 - Надежда Николаевна Омельченко
В царские времена не каждый мог стать учителем.
Сам учитель обязательно должен был быть богатым и очень образованным. Учитель относился к интеллигенции и был почитаем и уважаем в каждом доме, так как профессия учителя была престижна, не то, что сейчас...
... ... ...2013-11-03 13:46:25 - ... ... ...
При Царе было правильно. Хочешь учись--хочешь нет. Учитель получал хорошую зарплату. Если бы не этот бардак 1917 года, то и зарплата бы не снизилась и люди бы жили хороршо.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Людмила Александровна, до слез...Сердце разволновалось за тетю Марусю... Наверное, такого уже нет... Спасибо за рассказ!
Ирина, я уж к выводу прихожу: хоть посерёдке экрана алгоритм размести... Портал-то не интернет-магазин! А как-то вдруг соцсеть. В которой лента сообщений, в постах комментарии. Только зачем читать, правда?! Конечно, каждый юзает тот боаузер, который удобнее. Но терзают меня сомнения смутные: сейчас Яндекс настолько распространён, что хромистов и оперов не так уж поголовно! Не говорю уж о разной экзотике браузерной. Ну, может кому и подсобит совет. === А вот комментарии о `как скачать` прямо под комментарием о том, как скачать... Я б в троллинг записывал. Ибо это действительно за рамкаии уже)
Очень хорошо, что список в алфавитном порядке. Добавлю книги из библиотечки журнала `Начальная школа` 96,97г: Б. Житков `Про умельцев` сб` О море и моряках`(Митяев `Адмирал Ушаков`, К Станюкович ` Максимка`) Н Чуковский`Морской охотник` Илья Турчинов `Крайний случай` (повесть-сказка про солдата` сб. `У доброй славы большие крылья` (о лётчиках и космонавтах) сб `Нам есть кем гордиться`(в конце сборника к детям обращён вопрос: Кто, когда и чем прославил вашу МАЛУЮ РОДИНУ: деревню, посёлок, город, район, область, край? (Люди достойные никогда не кричат о своих делах сами. Это наш с вами долг узнавать о них, находить их, встречаться с ними или читать о них) Из курских писателей я бы добавила рассказ Евгения Носова `Радуга`: Начинается рассказ так: `В пятидесяти километрах от Курска,в поэтических верховьях речки Тускарь, где некогда вдохновенно творил Фет, живёт мой приятель Евсейка. ` Мне кажется, что таких огромных и ярких:на всё небо радуг нет больше нигде:-))) Для детей записала на видио экскурсию по Курскому Литературному музею. Такие музеи местных писателей думаю есть в каждой области. Важно увидеть родные края через яркие художественные и запоминающиеся образы. Наш край как эта радуга!
Спасибо большое, Татьяна Павловна! Поздравляю всех портальцев с Днём славянской письменности и культуры! Ещё 24 мая родился Иосиф Бродский! Нашла замечательный пост на нашем сайте ПроШколу https://proshkolu.ru/user/mashi/blog/570087
А часики всё тикают и тикают, Что вечного, увы, на свете нет. И вот уж облетели вишни дикие И яблони в траву роняют цвет. Как синь нежна в озёрном отражении! Как в небесах пушисты облака! И, кажется, не терпит поражения Весна, что так прозрачна и легка. Но набирает силу зелень сочная. Но с каждым утром всё теплей земля. Ещё совсем немного (знаю точно я), И пустят пух по ветру тополя. И разомлеет солнце над пригорками, И рой шмелей в люпинах загудит .... С весной расстаться было б горе горькое, Не будь большого лета впереди. ЮЛИЯ ВИХАРЕВА 6753957-a3949665
Саш, терпению твоему нет предела. Долбодятлы (прости, господи) не видят в упор слово `скачать`





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/