Аргументы по направлению
«Искусство и ремесло»
А.С.Пушкин
«Разговор книгопродавца с поэтом»
А.С.Пушкин в стихотворении «Разговор книгопродавца с
поэтом» выразил своё отвращение от необходимости продавать свои творения. В
этом произведении поэт представляет две противоположные точки зрения.
Книгопродавец – человек деловой, на всё у него есть своя цена, выраженная в
денежном эквиваленте. Ему кажется, что писать «стишки» - это обычная профессия,
ничем не отличающаяся от работы любого ремесленника. По мнению книгопродавца,
главное тут- подогнать свой товар под вкусы нужных людей, чтобы выгодно сбыть
товар. Поэт в начале стихотворения горячо спорит с книгопродавцем, рассказывая
ему о вдохновении, о свободе творчества. Но книготорговец парирует: «Наш век –
торгаш; в сей век железный без денег и свободы нет». Поэт сдаётся, и на смену
возвышенных строк приходит пошлая проза: «Вы совершенно правы. Вот вам моя
рукопись. Условимся».
Н.В.Гоголь «Портрет»
Проблема настоящего
искусства поднимается в повести Н.В.Гоголя «Портрет». В этом произведении
писатель представил нам двух художников, один из которых стремится к
совершенствованию своего таланта и посвящает этому всю свою жизнь без остатка,
а второй растрачивает свой талант в погоне за славой и прибылью. Писатель
говорит о двух путях творческой личности: работать ради денег или служить
искусству без претензий на признание и богатство. Решая данную проблему,
необходимо помнить, что настоящее искусство всегда оставляет след в душах людей
и прославляет художника в веках, а отношение к искусству как к ремеслу даёт
благополучие только в конечном, материальном мире.
И.А.Куприн «Тапер»
В рассказе Куприна «Тапер» изложена незамысловатая история
о том, как бедный юноша-пианист, зарабатывал на праздниках в богатых домах и на
одном новогоднем празднике встретился со знаменитым композитором, проявившим
интерес к его игре и обеспечившим юному таланту блестящее будущее. Проблема
искусства и ремесла раскрывается в этом произведении в явном несоответствии
ремесла тапера манере игры талантливого музыканта. Слово «тапер» в одном из
своих значений называет бесчувственно играющего исполнителя, а Юрий Азагаров
играл вдохновенно, воодушевлённо и очень артистично. Такая игра не могла оставить
равнодушным никого, поэтому знаменитый Рубинштейн обратил на него своё
внимание. Это проблема решена в рассказе в пользу истинного искусства: сколь бы
ни был мал и скромен человек, его заметят, если он вкладывает душу в своё
творчество. Именно такой одухотворённостью отличается искусство от ремесла.
А.П.Чехов
«Скрипка Ротшильда»
Одним из замечательнейших творений А.П.Чехова является
рассказ «Скрипка Ротшильда». Главный герой, гробовщик по имени Яков Матвеевич,
потерял жену и сам оказался на грани жизни и смерти. И вдруг он понял
бессмысленность своего существования. Ему становится жалко свою умершую супругу
и самого себя. В таком состоянии он играет на скрипке, пытаясь выразить в
звуках всё наболевшее и прочувствованное. Тут к нему приходит еврей Ротшильд и
слышит эту изумительную музыку. Впервые в жизни Яков Матвеевич почувствовал
жалость и к этому, презираемому им ранее человеку. Он подарил ему свою скрипку,
а вместе с ней и музыку – настоящее произведение искусства, немыслимое без
духовной зрелости, без открытия истинного смысл жизни – любви к миру и людям.
Скрипка и музыка Якова Бронзы дали Ротшильду известность, признание и новую
жизнь, в которой он уже не ремесленник, а истинный проводник настоящего
искусства.
М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»
В романе М.А.Булгакова одной из главных тем является тема
искусства. С образом Мастера связан мотив истинного творца, которому
противопоставлено литературное общество Москвы. Заглянув в Дом Грибоедова, мы
можем составить полное представление, чем живут члены МАССОЛИТа. Их хлопоты
относительно дачи для отдыха, путёвки в Ялту и пресловутый «квартирный вопрос»
откровенно свидетельствуют о ремесленничестве в сфере искусства. Писатель ни
разу не показал представителей этого общества в творческом процессе, они только
и делают, что сидят в ресторане Дома Грибоедова или бессмысленно проводят время
в пустых разговорах.
Мастер другой - он живёт своим романом. Его
судьба неразделима с судьбой его творения. Когда роман о Понтии Пилате не
опубликовали и даже не опубликованный забили «критикой», Мастер сам был
уничтожен. Этим и объясняется его попытка сжечь рукопись. Эта связь является
главной особенностью истинного творчества, так как настоящий художник
вкладывает в своё произведение душу, чего никак не скажешь о ремесленниках.
http://4ege.ru/sochinenie/56998-argumenty-po-napravleniyu-iskusstvo-i-remeslo.html