Аргументы по направлению «Отцы и дети»
И.
С. Тургенев, «Отцы и дети»
1.
В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» герои находятся по
разные стороны баррикад, потому что они – представители разных поколений. Их
конфликт происходит, казалось бы, на ровном месте, но под ним кроются серьезные
причины, которые дают о себе знать не одно столетие. Каждый раз, каждый век
отцы и дети ссорятся и не находят общего языка. Так и в книге: Евгений и Павел
Петрович невзлюбили друг друга с первого взгляда. Хозяин дома даже не подал
руки, а гость грубо и насмешливо вносил свой устав в чужой монастырь.
Аристократ видел в разночинце невоспитанного и наглого выскочку, а ученый и
медик считал праздного барина никчемным и пустым человеком. А все потому, что
времена меняются, и отцы не могут приспособиться к переменам, а дети не желают
перенимать их опыт из-за самоуверенности. Павел Петрович мог бы многому научить
Евгения Васильевича, а именно такту, сдержанности и манерам. А Базаров мог бы
ввести стариков в новый мир преобразований. Но оба поколения не могут понять и
услышать друг друга, и причина этого конфликта – бескомпромиссность и
категоричность отцов и детей.
2.
В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» раскрываются некоторые
причины, которые объясняют нежелание многих детей перенимать опыт старших. Из
личной истории Анны мы узнаем, что их отец разорился от бессмысленных и
чрезмерных кутежей. В результате мужчина оставил детей на произвол судьбы, ведь
женщины в то время не могли работать, а без капитала в качестве приданого они
не могли выйти замуж. Он своей безответственностью перечеркнул их будущее.
Из-за него Одинцова фактически продала себя, став женой нелюбимого человека.
Она сделала это, чтобы обеспечить младшую сестру. Конечно, после этого доверие
детей к отцам сильно ослабевает, и они уже не хотят ничему у них учиться. Таким
образом, старшее поколение порой само дискредитирует себя перед потомками,
поэтому они разрывают исторические связи между прошлым и будущим.
Н.
В. Гоголь, «Мертвые души»
§
В поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» рассказывается о детстве
главного героя. Его отец коренным образом повлиял на его мировоззрение.
Маленький Павлуша учился у него строжайшей экономии, а также усвоил с малых лет
важность денег. Завет «Береги копейку» он запомнил на всю жизнь. Также мужчина
научил сына угождать начальникам, дружить только с богачами и больше всего на
свете ценить «копейку», ибо одна она не продаст и не обманет. Желая, видимо,
порадовать отца, мальчик начал заниматься предпринимательством еще в школе, и
там же обрел беспринципность, которая позволила ему в дальнейшем перейти к
серьезным махинациям. Так, неправильное воспитание привело к плачевному итогу:
Чичиков превратился в мошенника и афериста, который так и не обрел
по-настоящему близких людей.
§
В поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» рассказывается трагедия
семьи Плюшкиных. После смерти своей доброй и хлебосольной супруги глава
семейства стал сходить с ума. Из бережливого и трудолюбивого хозяина он стал
превращаться в жестокосердного скупца. Его подозрительность и жадность стали отражаться
на детях. Старшая дочь убежала из дома, а отец проклял ее, но потом все же
простил, когда она привезла ему внуков. При этом он наотрез отказался помогать
ей и ее детям, хотя у него кладовые ломились от припасов. Судьба сына была еще
трагичнее. Когда он попросил денег на мундир, устроившись в армии, старик с
гневом послал ему проклятие. Молодой человек залез в карточные долги, но и
тогда отец даже не подумал выручать сына, хотя юноше грозило бесчестье. Младшая
дочь помещика умерла, оставшись с ним в доме. Не удивительно, что Плюшкин
прозябал в одиночестве, ведь он сам разогнал всех своих детей, да еще и уморил
голодом половину слуг. Таким образом, родители не всегда лишаются поддержки
детей из-за эгоизма молодого поколения. Порой они сами становятся виновниками
своего несчастья.
А.
С. Пушкин, «Станционный смотритель»
§
Неблагодарность к родителям – это всегда трагедия, как для
отцов, так и для детей, просто не все вовремя осознают ее пагубное влияние на
судьбу человека. Такой пример описал А. С. Пушкин в книге «Станционный
смотритель». Дуня счастливо жила с отцом и вела их скромное хозяйство, пока к
ним не пожаловал очередной гость. Это был ротмистр Минский, которого сразу же
поразила красота героини. Она была голубоглазой блондинкой с кокетливыми манерами
и прелестным лицом. Мужчина внезапно заболел и остался у смотрителя в доме на
несколько дней, а дочка Самсона простодушно ухаживала за ним. Отец ничего не
подозревал и отпустил дочь в церковь, куда ее подвез ротмистр после
выздоровления. Однако девушка так и не вернулась домой. Она поехала в столицу
искать лучшей жизни, став любовницей офицера. Разумеется, Вырин выпросил
отпуск, чтобы найти девочку и отвезти обратно. Однако там его ждал холодный
прием. Минский не захотел отдавать Дуню, а она при виде отца потеряла сознание.
Самсона выставили за дверь. Потеряв надежду, он спился и вскоре умер от тоски.
Спустя несколько лет на его могиле рыдала госпожа Минская. Она поздно осознала,
как несправедлива была к любящему отцу.
§
А. С. Пушкин в книге «Станционный смотритель» описал пример,
из которого мы можем сделать вывод, что правильное воспитание – важнейшая
наука, которую должен освоить каждый родитель. Самсон Вырин очень баловал свою
дочь, всегда доверял ей, хотя она была кокетливой и нескромной для своих юных лет.
Она вольно общалась с гостями, рассказчику даже позволила поцелуй. Поэтому
читателя не удивил тот факт, что она уехала с ротмистром, не предупредив отца.
Всему виной неправильное воспитание, ведь Вырин никак не контролировал беседы
гостя и Дуни, не говорил с ней о том, чем опасны мужчины, предлагающие
целомудренным девушкам побег из отчего дома. Естественно, девушка не устояла
перед красноречивыми обещаниями роскошной жизни, ведь она была неопытна и
слишком юна. Если бы отец больше времени уделял ее воспитанию, если бы сильнее
контролировал дочь, то, возможно, трагедии не случилось бы. Поэтому очень важно
не только заботиться о детях, но и формировать их чувство ответственности,
совести и добропорядочности.
А.
С. Пушкин, «Дубровский»
§
А. С. Пушкин в книге «Дубровский» описал конфликт отцов и
детей, который завершился трагически для обеих сторон. Троекуров решил выгодно
выдать дочь замуж за богача Верейского, который еще и жил неподалеку. Однако
его не смутило то обстоятельство, что этот брак был неравен: Маша была юной
девушкой, а ее жених — стариком. Конечно же, героиня бросилась отцу в ноги с
мольбой избавить ее от ненавистного бремени. Она полюбила Дубровского и хотела
стать его женой. Но Кирилла Петрович был не из сентиментальных отцов и просто
запер дочь дома в ожидании свадьбы. Тогда Маша отправила письмо Верейскому с
просьбой о расторжении помолвки, но это лишь ускорило подготовку к венчанию
пары. Владимир не знал о переносе даты и прибыл поздно, героиня уже была
повенчана и отказалась идти с ним. Так, отец обрек родную дочь на полную горя
жизнь в объятиях нелюбимого человека. Вряд ли она когда-нибудь его простит,
отношения в семье навсегда испорчены. Вот, к чему ведет противостояние
поколений, если его вовремя не прекратить.
§
А. С. Пушкин в книге «Дубровский» привел пример того, как
отец и сын могут хорошо понимать друг друга, если они оба являются честными и
благородными людьми. Владимир любил своего родителя и по первому его зову
приехал в Кистенёвку. Оба героя очень похожи: горды, смелы и принципиальны.
Старший Дубровский не вынес оскорбления и умер, но с достоинством отстаивал
свою независимость от богатого соседа. Он один не любезничал с всемогущим
Троекуровым, а держался с ним наравне, как будто разницы между ними и не было.
Таким же вырос и Владимир. Он не пытался попросить врага отступить, не просил и
не умолял, хотя эти земли были его единственным достоянием. Герой выгнал
Троекурова прочь, а потом сжег родной дом, который присвоил себе сосед. Без
сомнения, его дальнейшие поступки были бы полностью оправданы отцом, он гордился
бы своим мальчиком. Поэтому я не согласен с тем, что отцы и дети непременно
должны враждовать или же не находить общего языка. Это не вечный конфликт всех
со всеми, а частные случаи, которые легко исправить, если захотеть.
И.
А. Гончаров, «Обломов»
§
Отцы во многом определяют судьбы своих детей, потому что они
в ответе за то воспитание, которое формирует мировоззрение их отпрысков.
Хороший пример описал И. А. Гончаров в романе «Обломов». Главный герой стал
ленивым и праздным человеком без перспектив, потому что семья с детства
подталкивала его к этому. В Обломовке никто из хозяев толком ничего не делал. С
утра все кушали, потом пили чай, затем спали и снова кушали, а до вечера и
полежать можно, пока снова еду не накроют. Такое существование усыпило изначально
активного и любознательного мальчика. Он просто не смог вести себя по-другому,
когда переехал в город. Привычка к сытой и праздной трясине дней так и осталась
в сознании Обломова идеалом, который он искал во всем и нашел в доме Агафьи
Пшеницыной. Его судьба была предопределена родителями, которые с самого начала
баловали и портили ребенка.
§
Будущее детей во многом зависит от
прошлого отцов, которые вложили в потомков то, что хотели. Например, И. А.
Гончаров описал в романе «Обломов» пример правильного воспитания подрастающего
поколения. Штольц-старший не баловал сына, но заботился о его образовании. Дома
он получил все необходимые для жизни навыки и умения. В юности Андрей
отправился покорять большой город без денег и протекции отца. Старик мудро
рассудил, что дорогу юноша должен пробивать себе сам. Эта суровая наука
дисциплинировала и мотивировала героя. Он стал успешным предпринимателем,
который добился всего самостоятельно. У него развились полезные качества:
умения экономить и договариваться, обходительность и рассудительность,
деловитость и трудолюбие. В отличие от своего друга Обломова, Штольц реализовал
свой потенциал и двигался вперед. Очевидно, что правильное воспитание может
сделать будущее ребенка безоблачным.
Д.И.Фонвизин «Недоросль»
Тема отцов и детей является одной из
главных в комедии Фонвизина. Чтобы раскрыть данную тему, стоит обратиться к
значению имени «Митрофан», что означает «похожий на мать». Сходство
просматривается во всем, например, в отношении к учёбе. Простакова довольна учителями,
которые её сыночка не неволят, в её понимании дворянину вообще не нужна никакая
образованность. Главное, как считает она, - это производить нужное впечатление
на людей. Мать и сын схожи и в отношении к людям: к зависимым - грубость и
деспотизм, к вышестоящим – лесть и подхалимство. К отцу Митрофан испытывает
жалость, но страх перед матерью не позволяет ему в этом признаться. Он не
уважает отца, не считается с ним. Что же говорить о других людях! Учителей
Митрофан обзывает, угрожает им, своей нянькой помыкает. Лишившаяся власти мать,
также не удостаивается слов поддержки и сожаления. Конфликт родителей и детей в
комедии – следствие дурного воспитания, морального уродования человека.
Н.В.Гоголь
«Тарас Бульба»
В повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголь обращается
к теме отцов и детей, повествуя о трудном военном времени. В отношении Тарас
Бульбы к сыновьям нет ни «нежбы», ни добрых слов. С самого же первого момента
встречи он начинает подзадоривать сыновей, вынуждая их вступить с отцом в
открытое противоборство. Об особенностях воспитания мы можем судить по словам
Бульбы: «Не слушай, сынку, матери, она ничего не знает». Опасаясь влияния жены,
он сразу же решает отправиться с сыновьями в Запорожскую Сечь: «Вот где наука
так наука! Там вам школа; там только наберётесь разуму». Отец гордится
сыновьями, что не мешает ему воспитывать их в строгости. Главным бесчестием для
отца является измена товариществу, общему делу, служению Родине. Когда он узнал
о предательстве Андрия, сын перестал существовать для него, появился самый
ненавистный враг и личный позор, поэтому Тарас безжалостно убивает Андрия. С
этого времени единственной его надеждой становится Остап, который всецело
разделяет убеждения отца. Настоящей гордостью становится для Тараса избрание
сына атаманом, а казнь Остапа вселила в его сердце ещё большую отвагу и
беспредельную ненависть к врагу. Гоголь хотел донести до нас мысль, что в
трудные времена не бывает конфликтов отцов и детей, а есть только
соратники-товарищи и враги - недруги.
literaguru.ru/category/obrazovanie/sochineniya/