КАК
ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЕНКА ПО ТИПУ ТЕМПЕРАМЕНТА.
Безусловно, все дети разные. К каждому ребенку необходим индивидуальный подход,
каждая мама и каждый папа знают и чувствуют что лучше для ребенка.
Однако, есть общие поведенческие особенности, опираясь на которые, вы сможете
понять чему именно важно уделить повышенное внимание в воспитании.
Под общими поведенческими особенностями мы будем иметь виду тип темперамента,
который можно определить уже у маленьких детишек, просто понаблюдав.
Темперамент ребенка определяется силой или слабостью нервных процессов,
уравновешенностью или неуравновешенностью, подвижностью или регидностью нервной
системы)
Ребенок-Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный)
В качестве примера этого типа темперамента у ребенка можно привести всем
известного Винни-Пуха.
Позитивный, активный, легкий в общении. Ему до всего есть дело, легко
приспосабливается к любой ситуации, разрешает конфликты. Легко включается в
любую деятельность, но также легко переключается на что-то другое. Легко
осваивает возрастные навыки. Движения – уверенные, точные. Речь –
выразительная, живая, с мимикой и жестами. Редко и недолго грустит. Среди
сверстников обычно занимает положение лидера.
Как воспитывать Сангвиника:
- Стремиться выработать у него устойчивые интересы.
- Учить упорству, терпению, умению доводить начатое до конца.
- Учить аккуратности и сконцентрированности, при появлении небрежности и
поверхностности при выполнении заданий.
Ребенок-Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный)
Пример этого типа темперамента у ребенка– Сова из того же «Винни-пуха».
Спокойный «копуша», не выносит спешки. Все делает неторопливо, с толком, с
расстановкой, проверенными способами. Вполне способен долго и нудно делать
что-то одно, не испытывая при этом утомления. Упорно идет к своей цели,
преодолевая все препятствия. Свои решения он не меняет, его сложно переубедить.
Такой ребенок невероятно устойчив к внешним раздражителям. Он всегда сдержан, и
кажется малоэмоциональным, но если к кому-то привязался, ни за что не предаст.
Все возрастные навыки формируются у флегматика долго и с трудом, но зато
надолго и качественно. Речь спокойная, неторопливая, без жестов и всплесков
эмоций, часто встречаются паузы, хоть словарный запас и в норме. Медленно и не
без труда привыкает к новой обстановке, не любит перемен.
Как воспитывать Флегматика:
- Вырабатывать любознательность, побуждать сообразительность и воображение,
поощрять его инициативу.
- Учить правильно распределять внимание и время при выполнении различных
заданий.
- Учить полнее выражать свои чувства: как быть добрым, как жалеть кого-то,
радоваться, огорчаться, прививать навыки общения и развивать
коммуникабельность.
- Не раздражаться черепашьим темпам, а ускорять их, применяя игровую
деятельность, хотя бы игры наперегонки.
Ребенок-Холерик (сильный неуравновешенный, с преобладанием возбуждения) Пример
этого типа темперамента у ребенка – поросенок Пятачок.
Всегда яркий, колоритный, всегда «чересчур». Подвижный, заводится с
пол-оборота, его энергия неиссякаема и шалости неизмеримы. Борец, задира,
несмотря на неудачи и трудности, после каждого падения встает и снова движется
к своей цели, если ему это необходимо, но не всегда доводит начатое до конца,
может бросить все ради чего-то другого, не менее интересного. По натуре
командир, часто конфликтует со сверстниками, хотя не может без них жить. Речь
холериков отрывиста, быстра, они часто глотают слова и окончания, однако
говорят очень эмоционально и громко. Настроение легко меняется, в зависимости
от обстоятельств. Такие дети легко приспосабливаются к новой обстановке, но с
трудом – к новым правилам. Спокойно воспринимают словесные наказания, но не
переносят ограничения свободы.
Как воспитывать Холерика:
- Направить бьющую ключом энергию на нужные, полезные дела.
- Учить
обдумывать свои решения, оценивать возможности. Воспитывать настойчивость и
сдержанность, учить владеть собой, гасить в зачатке агрессию.
- Подбирать такие игры, которые укрепляют процессы торможения: спокойные, где
все зависит от внимания и нужен минимум эмоций.
- Учить
вежливости и учитывать, что непосредственность холерика нередко выливается в
бестактность.
- Не уговаривать, холерик не воспринимает уговоры, в отличие от
требований.
Ребенок-Меланхолик (слабый) Пример этого типа темперамента у ребенка – ослик
Иа-иа.
Такие дети на редкость чувствительны и ранимы, хотя при этом добры и отзывчивы.
Легко отвлекаются, быстро устают. Чутко реагируют на громкие звуки, окрики…
Чуть что – в слезы. Всего боятся, особенно чего-то нового, смены обстановки,
новых людей. Застенчивы, робки, нерешительны. «Зацикливаются» на собственных
неудачах, воспринимают наказания как трагедию. Легко и часто обижаются. Речь их
тихая, но интонационно выразительная, движения неуверенны, бедны и часто
суетливы. Возрастные навыки усваивают своевременно, но склонны к регрессу во
время адаптации к новым условиям. Но в знакомой обстановке способны превзойти
себя и достичь значительных результатов.
Как воспитывать Меланхолика:
- Быть с ним поласковее, помягче. Не требовать, а просить. Поддерживать и
одобрять.
- Нацеливать его только на выполнимые задания, помогать их вовремя
исполнить.
- Поддерживать его самостоятельность, учить преодолевать застенчивость,
искоренять неуверенность в себе.
- Помогать и учить избавляться от страхов и ни при каких обстоятельствах не
запугивать специально. Не требовать от меланхолика того, что для него
невыполнимо.
Кроме того, можно выделить и общие правила, которые необходимо учитывать при взаимодействии
со всеми детьми, вне зависимости от типа их темперамента, особенно если тип
темперамента у родителя и у ребенка отличается, и ребенок вечно ведет себя «не
так»:
- Не подавлять ребенка, а управлять его темпераментом. Учитывать не только
минусы, но и плюсы типа темперамента ребенка
- Не раздражаться оттого, что ребенок «не такой», не ругать ребенка за его
темперамент
- Стараться все-таки научить ребенка тому, чего ему не хватает.
текст взят с интернета ВКонтакте