ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ
КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
ПОДРОСТКА
.
Принципиально н
овые условия жизни нашей страны, сложившиеся в настоящее время, кардинальным образом изменили содержание активности людей, представления о профессиональном и личностном самоопределении и самореализации в обществе. Эти условия характеризуются тем, что изменились экономические, политические и социальные координаты существования человека.
В настоящее время перед
подростком
стоит один жизненно важный вопрос: «Кем быть?» Именно сегодня он приобретает очень важный смысл, так как жесткая конкуренция на рынке труда заставляет
всё больше и больше
задум
ыва
ться над этим вопросом.
Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий сложно, особенно молодому человеку,
заканчивавшему
школу. Он должен остановить свой выбор на профессии, важной, нужной для общества,
а так же
соответствующей его запросам и интересам. Помочь
старшекласснику
найти свое место в жизни и призвана профориентация.
Профессиональная ориентация - это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.
Она включает в себя:
1)
Профессиональное просвещение
— ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности.
2)
Профессиональное консультирование
— оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности.
3)
П
сихологическую поддержку
— методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.
В
современной
литературе уделяется достаточно внимания определению понятия «профессиональная ориентация».
Но всё же в
се большее значение в самоопределении человека приобретают его личностные
каче
ства.
С
амоопределение представляет собой поиск и утверждение своего пути в
жизни
, своих ценностей и смысла существования
в мире
. В связи с этим весьма актуальной является проблема психологической готовности к личностному самоопределению современных подростков. Старший подростковый возраст - важнейший этап становления личности, он необходим для осознания самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, определения жизненных перспектив
и смыслов
, выработки ценностных ориентаций, формирования психологической готовности к личностному самоопределению.
В первую очередь э
тому способствуют условия современного образования. Девятый класс насыщен эмоциональными переживаниями. Именно в девятом классе современные школьники проходят государственную итоговую аттестацию, именно в девятом классе ученики должны сделать свой первый ответственный выбор по поводу своего дальнейшего образования: остаться в своей общеобразовательной школе в своем классе или перейти в какой-либо профильный класс, или поступить в специализированную школу? гимназию? колледж? училище? Подросток все в большей степени начинает осознавать те чувства и эмоции, которые он испытывает по отношению к миру, социальным явлениям, людям, к самому себе. У него появляется потребность к обретению
своих собственных направлений
взаимодействия с изменяющейся и усложняющейся окружающей реальностью в соответствии с собственным видением и этой реальности, и своего места в ней. Иными словами, подросток все активнее становится субъектом психологической адаптации, которая представляет собой единство и взаимодействие социальной и личностной адаптации. Психологическая адаптация к современной жизни
вместе с
социальн
ыми
и личностн
ыми
аспект
ами подростка
является значимым условием развития психологической готовности
старшеклассников
к личностному самоопределению.
Так же не маловажную роль в формировании профессиональной ориентации, социальной адаптации на рынке труда является а
декватная самооценка подростка.
Главным
фактором
здесь
выступает эмоциональность
подростка, его п
ереживание, эмоциональное отношение к миру, к социальным ценностям, к окружающим людям и самому себе являются главными в многоаспектном содержании психологической готовности к личностному самоопределению.
Особенности психологической адаптации в значительной степени за висят от характера семейных отношений, в которые включен подросток.
Чем выше уровень удовлетворённости подростка в системе семейных отношений, тем легче и быстрее протекает адапт
а
ция к жизни,
к личностному самоопределению личности. Существенным фактором адаптации старших школьников в жизни выступает семья. Выявлено, что большинство подростков не в полной мере удовлетворены отношениями в семье. У них отсутствует ощущение гармонии в семейных отношениях. Обнаружена взаимосвязь психологической адаптации в семье с показателями общей социальной и личностной адаптации к жизни. Эмоционально - личностная напряженность, которую испытывает подросток в
семье, переносится и в сферу широких социальных отношений и убеждений, что ведет к психологической дезадаптации.
Н
аряду с семейными отношениями
з
начимым фактором психологической адаптации, является
и
социо-культурная среда
образовательной организации
. Человек с рождения усваивает социальный опыт, систему социальных связей и отношений — норм, ценностей, традиций, культуры данного общества и ближайшего социального окружения. Он воспроизводит их в своем собственном опыте и в итоге приобретает определенные личностные качества, у него формируются убеждения, ценности, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе, у него формируется характер, складывается мотивационная сфера, он начинает сотрудничать и взаимодействовать с другими людьми. Иными словами, человек постепенно становится социально адаптированным. Социальной адаптацией называют успешное приспособление
личности
к условиям социальной среды,
о
которой
можно судить по совокупности
следующих центрообразующих
показателей: адекватное восприятие окружающей действительности; адекватн
ая
систем
а
отношений и общения с окружающими; активность в учебной, трудовой деятельности.
Следовательно,
социальная адаптация проявляется
через
фактически
е
достижени
я
человека во взаимодействии с окружающими его людьми и в его активной деятельности.
Таким образом,
усвоение социального опыта
носит
субъективный, личностный характер. Социальные нормы входят в индивидуальное пространство личности и там или укрепляются, или преобразуются в соответствии с собственными устремлениями, представлениями, предпочтениями, личностными смыслами и осознанными возможностями самого человека. Социальная и культурная среда, в которой живут подростки, являются внешними условиями их личностного развития. С.Л. Рубинштейн обосновал положение о том, что внешние причины всегда действуют лишь опосредствованно через внутренние условия.
Это и
субъективные переживания школьниками тех проблем, которые существуют и возникают в окружающей их действительности. На основании этих переживаний
появляются
определенные интересы, предпочтения, ценностные ориентации, которые, постепенно укрепляясь и интегрируя, начинают составлять устойчивую совокупность ценностных отношений личности. Индивидуализация - это и есть процесс осознания растущим человеком своей самости, собственных потребностей, мотивов, интересов, чувств, своего отличия от других.
Ч
еловек адаптируется к жизни в обществе в соответствии не только с требованиями этого общества, но и со своими представлениями, позициями, переживаниями, с собственным видением происходящего в окружающем мире и себя в нем. Все это имеет непосредственное отношение к личностному самоопределению.
Из всего вышеизложенного следует
сформулировать следующи
й
вывод:
главнейшее значение в психологической адаптации личности имеют
семья и система образования. Самоопределение личности - это сложный, много
гран
ный процесс, он происходит на протяжении всего жизненного пути человека. Особенности психологической адаптации позволяют судить о степени готовности к самоопределению, осознанному выбору жизненного пути.
Следовательно, с
амоопределение есть определение себя в мире. Старший подростковый возраст очень важен в развитии самоопределения личности. В этот период активно формируются когнитивная и эмоциональная стороны самосознания, вырабатывается собственная независимая система самооценки, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир, определяются ценностные ориентации, складывается жизненная позиция. Подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость.
Главная задача при
современных рыночных отношениях – подготовка
старшеклассников по конкретной специальности, формирование личности готовой правильно осуществить
свой выбор профессии, осознать значение мобильности профессиональных функций в условиях научно-технического прогресса и конкурентной борьбы.
Творить, дерзать, искать – удел молодых, пытливых, знающих.
Привить понятие, что молодой человек нужен государству не просто любой, а с полюбившейся ему профессией, которая отвечает всем возможностям – одна из основных задач
современного обучения.
Цель профессиональной ориентации учащихся —
оказание учащимся поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения. Направления дальнейшего образования, а также создания условий для повышения готовности подростка к социальному и культурному самоопределению. Не правильно выбранная профессия – страдает он сам и страдает государство.
Тэги:
адаптация,
профессиональная ориентация,
подросток