Праздная созерцательность - Елена Валерьевна Мечник
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Елена Валерьевна Мечник


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Елена Валерьевна Мечник / Блог / Праздная созерцательность


ЗАПИСЬ #1

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


04 февраля 2012, 08:38, автор - хозяйка блога
Елена Валерьевна Мечник

Праздная созерцательность

Праздная созерцательность

Маленькая Лялечка набрала полную ладошку божьих коровок: « Мама, смотри божекоровейник!» Лялечка не знала, что такого слова в языке нет, но есть такое понятие. Оно отражено в слове «муравейник» (много муравьёв), вот это «много» и выСВЕТилось огоньком в сознании ребёнка, а до этого перемололось, перетёрлось, дало прекрасный сплав образа и слова и тихонечко улеглось где-то в глубинах языковой памяти.

Лялечка смотрит в окно: «КОрОва пОшла!» И откуда это протяжное оканье?   Понятно откуда: ведь язык - это не просто средство общения, а возможность сохранения в языковой культуре знаний об окружающем мире.

Но вот проблема: Язык - явление НЕМАТЕРИ(Я)альное, и передать его из рук в руки, как каравай, невозможно, и оберегать его от посягательств уже не можем или не хотим: « Ну не в наших это эгоистических правилах думать о других! Смиритесь! За окном 21 век! Процесс глобализации необратим. Давайте согласимся на вероломное вторжение слов-интервентов и космополитов в чистую реку нашего сознания…»

«Мама, смотри спайдерменНИК!»…Дурно, мозги кипят, но образа не возникло, сплошная темень, а из неё так и   прёт славянский образ Кощея Бессмертного (и «много»). Только как бы эта страшная бездуховная, слепая, смердящая бензином и войной ГЛОБАЛИЗАЦИЯ не затоптала обильный урожай, накопленный тысячелетиями.

«Реченька, белочка, веточка, ягодка, солнышко, глазоньки, душенька, рученька, травушка, облачко…» - эти слова современному человеку режут слух, а уж читать описательные моменты в книге (не в современной литературе, конечно же) «душа тонка». Ну, понятно, если «глазоньки»-это уже не зеркало души, а накладные закрученные ресницы.

На уроке ножом по сердцу звучит вопрос: «Е.В., а что такое «ржи» (слово поле пролетает мимо сознания), терпеливо объясняю, что за «веник» у меня в руках, и ёщё из урока в урок, что такое «риза кашки» у С.А. Есенина, «чета белеющих берёз» у Лермонтова. И что словом лох нельзя проверить словом лохматый, что ЛОХЪ - это эфироносный кустарник или деревце с узкими длинными листьями и съедобными плодами-ягодами. А потом, что слово «сволочь» не применимо к живому человеку и к человеку вообще…

Что же не так, почему носители одного языка перестают понимать речь друг друга, и дело не в большом количестве диалектов или языковых сфер, мы безвозвратно теряем связь с природой, и вслед за этим оскудевает наша эмоциональная сфера и прогрессирует душевная катаракта. Мы разучились праздно созерцать, то есть праздновать радость бытия вместе с облаками и морем, речкой и камышом, звёздами и радугой. Теряя облик слова, его эмоциональную и смысловую ценность, мы утрачиваем самих себя и своё высшее предназначение - быть носителем мысли, обличённой в слово.

Снова урок по лексике, даю детям прочитать стихотворение Ксаны Василенко «Свитки, улитки…»

 

 Дождь прошёл, и...
...рожки навыкат - глазки наружу,
Так или наоборот
Бегает в травах, топчется в лужах
Дружит домами народ.
Носят улитки древние свитки,
Что там – попробуй, пойми.
Лоции? Саги садовой калитки?
Винная карта? Памир?
Первое фото Адама и Евы
В Яблочный Спас? ( Серебром
мысли, как змеем охвачено древо,
Спелой клубники ведро,
Ева припала к плечу дорогому.)
Яблоки зреют для нас
На поколения, аж до оскомины.
Свитки - улитковый спас…

 

Конечно, работа со словарями очень развивает эрудицию, но когда я спрашиваю: « Часто ли вы   видите улиток и видели ли их вообще?»

 Вопрос вызывает неестественное замешательство: «Не видели, не наблюдали» Потом работаем со знакомыми образами: гранат, апельсин …

Гранат
Туго набит кошелек из сафьяновой кожи.
Хочешь, откроем, рубины на стол высыпая,
Ветками рук мы всплеснём от восторга: О, Боже!
Сок из разлома по пальцам стекает, стекает...

Солнце
Туман за окнами. Сырые волоконца
Невзрачных сумерек на плечиках осин...
Я через стол тебе бросаю солнце -
Огромный марокканский апельсин.

Без праздной созерцательности таких миниатюр не понять, а чтобы понять такие слова как: «шопинг, диллер, консалтинг, менеджер, имиджмейкер, металитет, тьютер…»- созерцательность вовсе не нужна

Боюсь, что лет через пять с русскими школьниками придётся начинать изучение родного языка с азов: рожь, колос, колодец, журавль…сердце, душа дом, Отчизна». Только вот начинать будет некому.

Английский учёный Дэвид Харрисон в книге «Когда умирают языки» констатирует факт, что языки вымирают быстрее, чем происходит вымирание растений и животных. По его мнению, в красную книгу можно было бы внести 40% языков мира (18% видов-млекопитающих и 8% видов растений). И должно быть, этот порог вымирания не только в количестве носителей языка, но и в их качестве. Может быть, вымирание растений и животных напрямую связано с вымиранием языков: нет слова, понятия, образа – нет и явления (если ты не видел амурского тигра легко убить и последнего), обратная взаимосвязь. Ведь, как ещё замечали древние мудрецы, в словах, в грамматических и синтаксических формах запечатлевает свой образ душа народа: как следы на окаменевших песках от волн давно не существующих морей. Закреплены в языке стремления, склонности, неприязни, верования, первобытные знания о мире, и потеря этих знаний подобна чуме или увечью…

Маленькая Лялечка набрала полную клешню вирусов, потому что божьи коровки примкнули к 99%: «Му-Му-Му…»



Тэги: образное мышление, созерцательность, родной язык.



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Здравствуйте, Алла Олеговна! К сожалению не удаëтся скачать `Вальс выпускной`. Не могли бы Вы выслать файл на мою почту. [email protected] Заранее спасибо!
https://19rusinfo.ru/proekty/pogoda-v-khakasii/66850-troposfernyj-ochag-kholoda-nad-sibiryu-ultrapolyarnye-potoki-okhlazhdayut-vozdukh-v-khakasii вычитала сейчас что за аномалии на юге Красноярского края.
И про нас, но скоро стает снег...
Рабочая тетрадь по истории 5 6813633-a2964208
В переводе с греческого хризантема - золотой цветок. спасибо, Дмитрий Валентинович и Нина Николаевна, за романтическое дополнение к моему постику. Обнимаю.
Красота и забота на каждом сантиметре участка! Спасибо, Дмитрий Валентинович.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/