Маленькая Лялечка набрала
полную ладошку божьих коровок: « Мама, смотри божекоровейник!» Лялечка не
знала, что такого слова в языке нет, но есть такое понятие. Оно отражено в
слове «муравейник» (много муравьёв), вот это «много» и выСВЕТилось огоньком в
сознании ребёнка, а до этого перемололось, перетёрлось, дало прекрасный сплав
образа и слова и тихонечко улеглось где-то в глубинах языковой памяти.
Лялечка смотрит в окно:
«КОрОва пОшла!» И откуда это протяжное оканье?
Понятно откуда: ведь язык - это не просто средство общения, а возможность
сохранения в языковой культуре знаний об окружающем мире.
Но вот проблема: Язык -
явление НЕМАТЕРИ(Я)альное, и передать его из рук в руки, как каравай,
невозможно, и оберегать его от посягательств уже не можем или не хотим: « Ну не
в наших это эгоистических правилах думать о других! Смиритесь! За окном 21 век!
Процесс глобализации необратим. Давайте согласимся на вероломное вторжение
слов-интервентов и космополитов в чистую реку нашего сознания…»
«Мама, смотри
спайдерменНИК!»…Дурно, мозги кипят, но образа не возникло, сплошная темень, а
из неё так и
прёт славянский образ Кощея
Бессмертного (и «много»). Только как бы эта страшная бездуховная, слепая,
смердящая бензином и войной ГЛОБАЛИЗАЦИЯ не затоптала обильный урожай,
накопленный тысячелетиями.
«Реченька, белочка, веточка,
ягодка, солнышко, глазоньки, душенька, рученька, травушка, облачко…» - эти
слова современному человеку режут слух, а уж читать описательные моменты в
книге (не в современной литературе, конечно же) «душа тонка». Ну, понятно, если
«глазоньки»-это уже не зеркало души, а накладные закрученные ресницы.
На уроке ножом по сердцу
звучит вопрос: «Е.В., а что такое «ржи» (слово поле пролетает мимо сознания),
терпеливо объясняю, что за «веник» у меня в руках, и ёщё из урока в урок, что
такое «риза кашки» у С.А. Есенина, «чета белеющих берёз» у Лермонтова. И что
словом лох нельзя проверить словом лохматый, что ЛОХЪ - это эфироносный
кустарник или деревце с узкими длинными листьями и съедобными плодами-ягодами.
А потом, что слово «сволочь» не применимо к живому человеку и к человеку
вообще…
Что же не так, почему
носители одного языка перестают понимать речь друг друга, и дело не в большом
количестве диалектов или языковых сфер, мы безвозвратно теряем связь с
природой, и вслед за этим оскудевает наша эмоциональная сфера и прогрессирует
душевная катаракта. Мы разучились праздно созерцать, то есть праздновать
радость бытия вместе с облаками и морем, речкой и камышом, звёздами и радугой.
Теряя облик слова, его эмоциональную и смысловую ценность, мы утрачиваем самих
себя и своё высшее предназначение - быть носителем мысли, обличённой в слово.
Снова урок по лексике, даю
детям прочитать стихотворение Ксаны Василенко «Свитки, улитки…»
Дождь прошёл, и...
...рожки навыкат - глазки наружу,
Так или наоборот
Бегает в травах, топчется в лужах
Дружит домами народ.
Носят улитки древние свитки,
Что там – попробуй, пойми.
Лоции? Саги садовой калитки?
Винная карта? Памир?
Первое фото Адама и Евы
В Яблочный Спас? ( Серебром
мысли, как змеем охвачено древо,
Спелой клубники ведро,
Ева припала к плечу дорогому.)
Яблоки зреют для нас
На поколения, аж до оскомины.
Свитки - улитковый спас…
Конечно, работа со словарями
очень развивает эрудицию, но когда я спрашиваю: « Часто ли вы
видите улиток и видели ли их вообще?»
Вопрос вызывает неестественное замешательство:
«Не видели, не наблюдали» Потом работаем со знакомыми образами: гранат,
апельсин …
Гранат
Туго набит кошелек из сафьяновой кожи.
Хочешь, откроем, рубины на стол высыпая,
Ветками рук мы всплеснём от восторга: О, Боже!
Сок из разлома по пальцам стекает, стекает...
Солнце
Туман за окнами. Сырые волоконца
Невзрачных сумерек на плечиках осин...
Я через стол тебе бросаю солнце -
Огромный марокканский апельсин.
Без праздной созерцательности таких миниатюр не понять, а чтобы понять такие
слова как: «шопинг, диллер, консалтинг, менеджер, имиджмейкер, металитет, тьютер…»-
созерцательность вовсе не нужна
Боюсь, что лет через пять с
русскими школьниками придётся начинать изучение родного языка с азов: рожь,
колос, колодец, журавль…сердце, душа дом, Отчизна». Только вот начинать будет
некому.
Английский учёный Дэвид
Харрисон в книге «Когда умирают языки» констатирует факт, что языки вымирают
быстрее, чем происходит вымирание растений и животных. По его мнению, в красную
книгу можно было бы внести 40% языков мира (18% видов-млекопитающих и 8% видов
растений). И должно быть, этот порог вымирания не только в количестве носителей
языка, но и в их качестве. Может быть, вымирание растений и животных напрямую
связано с вымиранием языков: нет слова, понятия, образа – нет и явления (если
ты не видел амурского тигра легко убить и последнего), обратная взаимосвязь.
Ведь, как ещё замечали древние мудрецы, в словах, в грамматических и
синтаксических формах запечатлевает свой образ душа народа: как следы на
окаменевших песках от волн давно не существующих морей. Закреплены в языке
стремления, склонности, неприязни, верования, первобытные знания о мире, и
потеря этих знаний подобна чуме или увечью…
Маленькая Лялечка набрала
полную клешню вирусов, потому что божьи коровки примкнули к 99%: «Му-Му-Му…» |