Ни для кого не секрет, что сила государства не только
в пушках и ракетах, не только в тоннах стали и центнерах зерна, но и в
господстве языка и культуры. Чей язык преобладает, та культура и господствует.
Кончено, нелепо видеть зло в иностранной "жвачке". Но отречение от
родной культуры начинается с малого. И капля за каплей, притупляясь в жвачном
инстинкте, мы уже не разбираем, что "жуём". Низкопробные, неграмотные
тексты рекламы, телевизионных каналов, популярных радиостанций – это уже не
просто "подъездный бардак".
Во всё горло кричим о мировом экономическом кризисе и
скромно умалчиваем о кризисе чтения, грамотности, культуры поведения, кризисе
общения и, как следствие, кризисе души.
От агрессивного насаждения чуждых русскому сознанию
западных ценностей и образа мыслей не сделать прививку школьникам, которых ни
кнутом, ни пряником не заманить в мир "непродвинутых предков". В этой
проблеме трудно найти стрелочника. Кто сможет вернуть заблудшим овцам свет,
пусть не божественный, но хотя бы в конце тоннеля?
"Времена меняются!!!" – возможно, кто-то
возразит, но за этими переменами автоматизируется не только быт, но и сам
человек, неуспевающий ни чувствовать, ни созерцать, ни тем более, думать. А подумать
есть над чем: тотальная унификация личности, человеческой индивидуальности,
эгоистическое потребление природных ресурсов и экологическая катастрофа,
отчуждённость от мира, неопределённость и риск, потеря связи между поколениями,
"порча" носителей языка – стирание этноса!
В чём же искать спасение?! Уповать на современное
образование в решении проблем – опасно. Слишком далеко оно ушло от
"русского сердца" и "русского созерцания". На обломках
Русской Математической школы давно уже выплясывает кан-кан импортированное ЕГЭ.
Русская словесность упёрлась могучим лбом не в слово, убеждающее, наставляющее,
а в "метод научного тыка" средствами муштры.
Техническая революция со всеми своими претензиями на
интеллект тоже ведёт к необратимой деградации, удовлетворяя только эгоистическую
потребность человека в "хлебе и зрелищах". Кто же сможет
противопоставить дикарским воплям духовную пищу и вдумчивое созерцание? Где же
тот Ноев ковчег, который способен не просто держаться на плаву, но и плыть
против течения?
Возможно, есть такой ковчег! Это мудрое материнское
сердце, способное остановит "распад атома", способное подхватить
падающего, и зоркое материнское око, способное увидеть грядущую опасность. Для
этого ему не понадобится крутого имиджа и сверхвысшего образования – достаточно
любить!
И тогда возможно ещё не поздно будет поднять голову и
встать с колен. Ведь ещё на рубеже
XIX
и
XX
веков русский философ И.Ильин писал: "Как бы ни
были велики наши исторические несчастья и крушения, мы призваны самостоятельно
быть, а не ползать перед другими, творить, а не заимствовать; обращаться к Богу,
а не подражать соседям: искать русского видения, русских содержаний, русской
формы, а не ходить, собирая на мнимую бедность. Мы Западу не ученики и не учителя.
Мы ученики Бога и учителя себе самим. Перед нами задача: творить русскую
самобытную духовную культуру – из русского сердца, русским созерцанием…" На
сколько по силам такая задача – покажет время.
А начнём с того, что было в начале, а в начале было
Слово, живое, образное, вдохновляющее, простое и понятное – не спрятанное в
пустословие школьных программ. Будем покупать детям книги, приобщать их к
природе и другим эстетическим ценностям, обсуждать с ними нравственные стороны
бытия, учить их любви и добру. Убережём их от одиночества в толпе, от
ежесуточного "общения" с телевизором и компьютером – иными словами от
бездействия… безделия души и ума. И тогда… Надежда не умрёт последней. Нам есть
что терять: славную, героическую историю и Светлое православие, центнеры зерна
и тонны стали, и наших Детей! И не потеряем – было бы слово! |