|
|
Вадим Иванович Мелешко
В последние десятилетия педагоги очень полюбили психологический термин
"рефлексия" - обращение внимания субъекта на самого себя и на свое
сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также
какое-либо их переосмысление. Дескать, любое действия учителя должно
быть осмысленным, человек постоянно должен задавать себе вопрос - а что я
делаю, а для чего и зачем это надо, а как мои действия отразятся на
моих учениках, и как это отражение потом вернётся снова ко мне,
и пр.
Напомню, что сам термин происходит от позднелат. reflexio - обращение
назад, отражение. И его очень активно применяют наши братья-физики, в
частности, при изготовлении разного рода отражателей-рефлекторов.
Например, телескопов.
Странно, что педагоги и психологи до сих пор
не окультурили другой термин - "рефракция", от позднелат. refractio -
преломление. В физике он означает буквально следующее: изменение
направления луча (волны), возникающее на границе двух сред, через
которые этот луч проходит или в одной среде, но с меняющимися
свойствами, в которой скорость распространения волны неодинакова.
А теперь просто попробуйте спроецировать услышанное на нашу сферу деятельности.
И получится очень красивый и изящный термин, который можно и нужно
применять абсолютно всем учителям страны, долго и с наслаждением:
РЕФРАКСИЯ! Рефраксия!! Рефраксия!!! (Почти как "Констанция! Констанция!
Констанция!")
По сути, это обращение внимание субъекта не на самого
себя и на своё сознание, а на те изменения, которые происходят с
исходящими от него словами, идеями, образами, в тот момент, когда они
проникают в сознание других людей.
По-моему, это крайне важно и очень интересно.
Ибо позволяет наблюдать за процессом передачи информации, не
заморачиваясь особо на её источнике, но целиком сосредоточившись на
трансформациях смыслов и значений.
Вы спросите - а как это выглядит на практике?
Не знаю, надо попробовать.
В конце концов, я подарил миру термин и даже подвёл под него новое
значение, а уже мир сам вправе решать, использовать ли этот дар во благо
или выбросить за ненадобностью.
|
| 2018-03-20 16:28:54 - Марина Михайловна Торганова Спасибо, Вадим Иванович. Мало нам терминов. | | 2018-03-20 19:05:38 - Инна Викторовна Полякова `а как это выглядит на практике?
Не знаю, надо попробовать.`
Не нужно пробовать каку.)) | | 2018-03-21 08:30:48 - Татьяна Николаевна Кузнецова Вадим Иванович, не надо изобретать в новых терминов. Под них чиновники от образования изобретут новые отчеты. |
Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение:
Зарегистрироваться
|
Вакансии для учителей
|
|
|
|
|
Copyright © ПроШколу.ру
2007-2024. Все права защищены.
|
|
|
|
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
|
|
|
|
Поиск по порталу
|
|
| ▫ Отлично!
Отлично! ▫ Валентина Васильевна, огромное спасибо за ощущение тёплой ностальгии.
Как Вы верно всё описали, как будто вернули душу в те прекрасные времена.
Сейчас многие пытаются за нас решить, как мы себя тогда чувствовали, как и чем жили, Радость и патриотизм были естественным движением сердец. Было
ли зло? БезусловноБыли ли трудности? Ещё какие! Но только по сравнению с тем, что наш народ пережил во время войны, это были решаемые проблемы.
Я всегда не понимаю, почему при сравнении нашей страны с США этот факт упускается, а ведь это важный ключевой момент Они ведь даже за помощь свою
нам содрали всё до копеечки, а наша страна за короткий по историческим меркам срок, практически сравнялась с ними по мощи и положению в мире
Память всё ещё хранит очень многое из детства и бутерброды в школу с маслом, посыпанным сахаром (до сих пор не могу понять, почему масло не растапливалось до перемены, загадка!), и чернильные пятна в портфеле из непроливашек и смерть Сталина, когда все учителя рыдали, а нас отпустили домой, и мы ходили на шоссе, посмотреть, как остановятся и начнут гудеть все машины и много чего ещё Храню все свои дневники с первого класса по 7-ой с одной циферкой почти сплошь 5-ки.
А потом техникум. Уже с группой хождение на первомайские демонстрации. Однажды попали под жуткий ливень, разулись и счастливые до нельзя скакали до метро Новокузнецкая И пели, пели все, не считаясь с отсутствием голоса. И песни какие были! А ведь песни это история страны. Песни 20-30-х, военные, лирические послевоенные Я тут где-то писал о песне Москва майская - это была культовая майская песня, хотя изначально писалась, как песня о Москве. В общем, была страна, аналогов которой не было в истории, и пусть злятся и пытаются путать карты злопыхатели, это мы, а не они жили в то время, нам и судить.Спасибо, ещё раз, Валентина Васильевна.
Ну а по поводу работы на май - это дело каждого, иной и в будни то не шибко расположен трудом себя радовать, потому как он, труд, ему не в радость, потому как с большим удовольствием несёт пургу за столом, чем, скажем, бревно на субботнике...)))
▫ Спасибо! Нашла только на вашей страничке. ▫ g6:f7+ ▫ Валентина Васильевна, не везде так. Работали круглые сутки, смотря по погоде... В селе живу сразу после института с 1976 года... Насмотрелась вдоволь... Ну, и праздновали от души. Главный определить работать или праздновать - погода... А в СССР она везде разная в одно и то же время... Да и в этом году не до лесов: мороз -5 и ....СНЕГ всю ночь... Октябрьский район Оренбургская область, РАЙцентр (специально рай выделила)
Кстати, все майские дни галдели мотоблоки: орудия труда вскапывали частные огороды под картошку. И все были рады, что `до снега успели!`
Конечно, и скотину кормили-поили, выгоняли на улицу, пастись... дни для семьи пасти овец-коз и в праздничные дни. Пасли. Но и о празднике помнили. По окончании посевной в местном ДК и награды, и концерты, и танцы... От души. Не по приказу... Были `черные` дни, в земле и были праздники с ботинками и туфлями . Улыбаюсь, как увижу те клубные торжества (нас, молодых специалистов, даже домой на праздники не отпускали, находилось для нас, `белоручек` много чего. На уроках всегда учила детей всестороннему подходу к оценке событий. Любых. ▫ Антонина Алексеевна, в нашем возрасте достаточно сказать что жива и на своих ногах) Будьте живы и здоровы!
|
|
|
|
|