|
Вадим Иванович Мелешко
Умиляют меня порой поэты, а ещё больше - люди, названные рецензентами и критиками стихотворных произведений.
Часто можно услышать от них нечто подобное.
- Вы только вслушайтесь, какие потрясающие слова:
"Здесь
птицы не поют, деревья не растут, и только мы, плечом к плечу, врастаем
в землю тут". Не знаю, как вы восприняли эти строки, но меня зацепило
вот это ВРАСТАЕМ В ЗЕМЛЮ! Гениально! Невероятно точно отражено самое
главное - люди копают окопы и, погружаясь в глину и песок, как бы
отождествляют себя с деревьями, могучими и неподвижными, с дубами и
соснами, стоящими на страже родины, из недр которых они, плоть от плоти,
берут живительные соки! Деревья, образующие частокол - защиту от
неприятеля!
Или вот.
- Казалось бы, очень простые слова:
"Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь". Но вы только
вдумайтесь - гармонь не абы какая, а ОДИНОКАЯ! Человек ОДИН, у него
никого нет, возможно, все родные умерли или были уничтожены в проклятом
ГУЛАГе, возможно, любимая женщина бросила его и ушла к какому-нибудь
мерзкому офицеру НКВД, а он остался и теперь ему невыносимо тяжело
сидеть в опустевшем доме, его влечёт к людям, поэтому он берёт гармонь и
ходит по улицам. Но, обратите внимание, автор мастерски демонстрирует
ещё один пласт трагедии, ибо в его стихотворении одинока именно гармонь,
о человеке же, гармонисте, сказано несколькими куплетами ниже. То есть
ОДИНОКАЯ ГАРМОНЬ - вот что волнует автора в первую очередь! Музыкальный
инструмент - всё, что осталось несчастному, скорее всего, потому, что
остальное у него забрали чекисты. И гармонь вопиет, плачет, страдает,
как и её хозяин - кстати, не исключено, что новый, так как старого, с
огромной вероятностью, расстреляли...
В общем, эти люди обладают
способностью придавать тем или иным словам особое звучание и значение,
видеть не только текст, но и подтекст, о котором даже сам автор не
догадывался.
Я так не умею, увы.
Почему-то вспомнилось нетленное.
"— Что тебе нужно, мальчик?
— Мне нужна коротенькая надпись — тушью, на китайской бумаге. Совсем коротенькая.
///
— Какая тебе нужна надпись, мальчик? Говори — я и тебя осчастливлю.
— Всего три слова, — сказал маленький Насреддин. — Большими буквами: "Зверь, именуемый кот".
—
Как? Повтори… "Зверь, именуемый кот"? Гм… Писец поджал губы и устремил
на мальчика пронзительный взгляд своих остреньких цепких глаз:
— А зачем, скажи, понадобилась тебе такая надпись?
— Кто платит, тот знает, за что он платит, — уклончиво ответил Насреддин. — Какова цена?
— Полторы таньга, — последовал ответ.
— Так дорого? Всего три слова?
—
Зато — какие слова! — отозвался писец. — Зверь!.. — Он сделал
таинственно-зловещее лицо. — Именуемый!.. — Он прошептал это слово,
придав ему какой-то преступно-заговорщицкий оттенок. — Кот!.. — Он
вздрогнул и отпрянул всем телом, как бы коснувшись змеи. — Да кто же
тебе возьмется за такую работу дешевле?"
|
| 2019-11-05 09:40:07 - Татьяна Ивановна . Действительно, меня всегда смущали слова песни
- Мы с железным конём
Все поля обойдём,
Соберём, и посеем, и вспашем.
Смущал порядок действий при выполнении сельхозработ, но теперь после вашей статьи я вот подумала: а ведь всё верно, так и было- при уборке на полях оставалось большое количество зерна, еще больше его просыпалось по дорогам при перевозке, и все это потом запахивалось. А при попытке собрать его жителями села с полей- их приговаривали к 10 годам или к расстрелу, Так что всё верно у поэта. | | 2019-11-05 10:12:10 - Вадим Иванович Мелешко Я думаю, когда автор упоминал железного коня, он тем самым намекал на железного Феликса, то есть недвусмысленно давал понять, что ЧК не дремлет, и у неё есть свои люди везде, в том числе, на полях и пашнях. | | 2019-11-05 10:14:31 - Антонина Алексеевна Каврева Думаю, что иногда смысл слов совсем не тот, что имел ввиду автор. Это уж от опыта жизненного читающего строки зависит...И очень бы удивило автора понимание его текста другим человеком... | | 2019-11-05 11:17:42 - Александр Леонидович Ус А я думаю, что есть антисоветчицы. Вот одна из таких пыжилась-пыжилась, пыжилась-пыжилась: что-бы такого гаденького (по своему обыкновению... другого-то не могёт...) выдумать про советскую песню?
И напыжилась про какие-то `10 лет`, какой-то `расстрел`.
=================
Только, знаете... Когда пыжатся, ЧТО выходит? Вот-вот: именно это самое у неё и вышло. | | 2019-11-05 12:12:21 - Вадим Иванович Мелешко Критики уверены, что знают о произведении гораздо больше, чем даже знает сам автор. Это как психоаналитики, которые смело говорят, мол, если вы обронили или употребили именно это слово, значит, вы имели в виду то-то и то-то, ибо лексику вам подсовывает подсознание. | | 2019-11-05 12:52:37 - Александр Леонидович Ус )) Да уж воспоминания о `разборах` стихотворений остались, да) Прочтёшь, и такой:
- ... Однако...
Вроде оно как про парус написано? В тумане моря. Причём всего про один. Ан нет: чуть не госпереворот, оказывается, планировали-то!
Есть такой анекдот про Фрейда, его дочку и банан (простите). Который ей приснился. В завершении Фрейд и говорит:
- Ох, дочка... Бывают сны. ПРОСТО СНЫ!
Или смешилка про Пастера, его помощника и кастрюльку на горелке. Когда аспирант замучился озвучивать версии на просьбу учёного определить, что же в кастрюльке. Оказалось, там не культура бактерий; не готовящаяся питательная среда; ни какое другое открытие.
В кастрюльке варились ... Сосиски.
=====================
Кстати, о разборе. В 1939 году была популярна песня `Принимай нас, Суоми-красавица`. А в песне есть и такие слова:
Невысокое солнышко осени
Зажигает огни на штыках.
30.11.1939 началась война с Финляндией. Сейчас теплее, хотя и в наши дни в этот период года северо-запад завален снегом, НО.
Но ходит-бродит `история` о том, что слова песни стали известны (в том числе и `тем_кому_надо`) ещё в августе 1939 года.
И пара вот этих вот строк вполне могла быть `указателем` на чуть ли не дату начала боевых действий... | | 2019-11-05 14:27:47 - Александр Геннадьевич Покаевский Критику `Одинокой гармони` напомню слова другой деревенской песни:
`Тем, кто держит свой камень за пазухой,
Ох, и трудно в деревне у нас.`
| | 2019-11-05 14:37:06 - Вадим Иванович Мелешко Камень - булыжник.
Булыжник - орудие пролетариата.
Значит, это подстрекательство к бунту! | | 2019-11-05 15:00:25 - Марина Осиповна Малинина Что будет в сердце, в мыслях и в уме,
Когда, любя таинственно и нежно,
Вампира ты увидишь в полутьме
С глазами, полными, как океан безбрежный?
Я вижу женщину. (русский поэт):-)))
Понимать буквально?
Якось ранньою весною
Козак бравий прискакав,
Милувався довго мною,
А тодi з собою взяв,
Вiн хотiв мене калину
Посадить в своiм саду,
Не довiз i в полi кинув,
Думав, що я пропаду,
Я за землю ухопилась,
Стала на ноги своi,
I навiки залишилась,
Де весна i солов´i,
`Мозг -не тарелка нейронного спагетти
(директор Института перспективных исследований мозга Константин Анохин)Сознание это любой субъективный опыт. Сознание это когда я не только мыслю, но и воспринимаю, воображаю, желаю, переживаю, сомневаюсь, даже нахожусь в состоянии некой пустотности в буддийском понимании этого слова.`
Восприятие поэзии- это субъективный опыт восприятия( толкование),а не буквальное воссоздание ситуации. Стихи- образное мышление.
Пик истины высок неимоверно;
Придется покружить по склону, чтоб
Достичь вершины, - нет дороги в лоб!
Спеши, доколе день, а тьма сгустится -
Тогда уж будет поздно торопиться.
( Джон Донн)
Нет дороги в лоб!
А между тем воображенье
Мне шлет иное наслажденье:
Воображенье - океан,
Где каждой вещи образ дан;
Оно творит в своей стихии
Пространства и моря другие;
Но радость пятится назад
К зеленым снам в зеленый сад.
( Джон Донн) | | 2019-11-06 09:18:03 - Инна Викторовна Полякова Искусство - на то и искусство, чтобы вызывать отклик. А уж что это за отклик, зависит от воспринимающего. Главное - чтобы он, отклик, был. |
Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение:
Зарегистрироваться
|
Вакансии для учителей
|
|