|
|
Вадим Иванович Мелешко
Виктору Шаталову, выдающемуся
педагогу-новатору современности, принадлежит следующая фраза: «Рецепт
успеха ученика прост: нужно верить в ребенка и при малейшей возможности
давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх
отчуждения и осуждения. А во-вторых, учителю нужно очень четко все
объяснять». Но разве все это применимо только к ученикам? И неужели к
самим учителям со стороны их начальников-работодателей отношение должно
быть принципиально иным?
На самом деле тут сложно
ответить однозначно. Ведь ребенок - человек, который только познает
мир, учится всему, приобретает те или иные навыки, овладевает
компетенциями. Сделать все это сразу начисто и набело невозможно, без
ошибок тут никак не обойтись, и вообще учеба - тяжелый труд, путь по
незнакомой местности, где вполне простительно спотыкаться и падать,
главное - понимать, куда и зачем ты идешь, иметь мужество подняться и
двигаться дальше. И, конечно же, очень важно, чтобы рядом был тот, кто
показывает направление пути, мотивирует стремиться к цели, всегда подает
руку упавшему и предостерегает от опасностей.
А вот учитель,
сиречь проводник на этом пути, должен быть профессионалом, его ошибка
стоит куда дороже, в первую очередь для тех, кого он ведет.
Преподаватели любят говорить, мол, всегда надо иметь мужество сказать
своим ученикам: «Я тоже многого не знаю и тоже могу ошибаться». Но не
сможет завоевать авторитет у детей тот, кто на их вопросы то и дело
честно (!) отвечает, что не в курсе, не помнит, не владеет информацией,
забыл и т. д. Дети склонны тянуться к тем, кто знает все, даже если оно
на самом деле и не так. И вообще, коль скоро обучение - это не приятная
прогулка по тенистому парку, а сражение с неграмотностью,
непросвещенностью, заблуждениями и некомпетентностью, в бою солдаты куда
увереннее следуют за тем командиром, который всем своим видом вселяет в
них уверенность в победе (даже если сам в глубине души и боится
погибнуть).
Но давайте просто-напросто слегка изменим слова
Шаталова, чтобы получилось так: «Рецепт успеха учителя прост: нужно
верить в педагога и при малейшей возможности давать ему высказаться,
чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А
во-вторых, директору нужно очень четко все объяснять».
Разве это и в
самом деле не является рецептом успеха для всех, кто работает в системе
образования? Ведь огромное количество (если не подавляющее большинство)
педагогов за последние годы оказались в состоянии перманентного стресса
под гнетом жесточайшего давления, прежде всего со стороны своего
начальства - от директора и выше. То, что на них постоянно «наезжают»
ученики, родители, общественность и т. д., можно было бы пережить и
перенести, если бы учителей защищали их собственные руководители. Но,
увы, очень часто именно они в первую очередь готовы сдать своих
сотрудников, отдать их на растерзание кровожадным правдотрясам, а то и
уволить, чтобы избавиться от проблемы.
Учителям, увы, не верят
те, кто ими руководит. Не верят и постоянно оценивают, стараясь найти, к
чему бы придраться и прицепиться. Потому что, когда ты начальник и у
тебя есть компромат на подчиненного, всегда можно обосновать, почему ты
платишь ему меньше остальных. Очень просто, ведь тут у тебя слишком
много неуспевающих, там твои дети неважно написали ВПР, а здесь на тебя
жалобу накатали…
Так что же делать, чтобы помочь педагогу
преодолеть страх оценки, страх отчуждения и осуждения? Может быть,
технологию Шаталова можно все-таки использовать не только для обучения
детей, но и в организации работы педагогических коллективов?
http://ug.ru/archive/84054
|
| 2020-07-08 17:52:15 - Алевтина Петровна Монастырская Здравствуйте, Вадим Иванович. Вроде бы не должны Вы быть наивным человеком, но всё же. статья эта. очень похожа на статью начинающего стажёра. Не хочу ничуть обижать Вас и сомневаться в вашем профессионализме. Технологию Шаталова, как, впрочем, и Сухомлинского в работе с коллективом нормальные советские директора школ применяли повсеместно, так как была установка `директор школы - это учитель учителей`. А завучи - те вообще были главными инженерами учительских душ. И вот тогда педагогические коллективы творили великие дела - у них были и поддержка, и понимание руководства школы.
А что сейчас? Приведите пример хотя бы одного-двух директоров школ, которые являются учителями учителей, которым не зазорно (не боязно?) провести цикл открытых уроков для своих учителей по распространению педагогического опыта. Нет уже таких давным давно. У нас теперь менеджмент процветает махрово. Никто ничего не организует: ни наставничества, ни благоприятного микроклимата в коллективе, ни простого человеческого участия. . Принцип `разделяй и властвуй` в школах, как и в других организациях, успешно рулит. Да Вы и сами об этом в своей статье говорите. Поэтому на ваш последний вопрос отвечу коротко:`Нельзя!` Просто нужны другие руководители, а их нет и в обозримом будущем НЕ будет, ибо ломать - не строить. | | 2020-07-08 17:58:12 - Валентина Михайловна Жаворонкова Моя невестка директор школы. Вот им так и объяснили на очередном вечернем сборе директоров, что учителем ты можешь не быть, теперь вы просто менеджеры управленческие. |
Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение:
Зарегистрироваться
|
Вакансии для учителей
|
|
|
|
|
Copyright © ПроШколу.ру
2007-2024. Все права защищены.
|
|
|
|
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
|
|
|
|
Поиск по порталу
|
|
| ▫ А вот что было дальше. За труды
Лошадке мало, что спасибо не сказали.
Сказали больше: мол, она, её туды,
Иноахент. Конечно же, признали!
Не так с колен вставала. И она
Подпругу не затягивала туже.
Чего-т за справедливость всё плела,
За выбор за какой-то; типа нужен.
Не удивлялась ценам на бензины
(Но удивлялась удивлявшимся тем ценам).
Кричала: `Не галошами одними
Отметилась советская система!`.
За школу и больницу, когда их
Оптимизировали напрочь по веленью,
С управой билась. За сельчан своих.
За свой колхоз. А не за разоренье.
... Да много там наделала она...
В патриотический угар, опять ж, не впала...
Не слушала SHAMANов. Никогда
В экстазе в воздух чепчик не бросала.
Ну, явный же ахент! А коли так,
То в брехунке районном разъяснили:
Мол, либерал она, овальная она,
Ишь, мол, чего удумала, кобыла!
===
... А председатель тот колхоз доразвалил.
Теперь в облдуме, фракция понятна.
Колхозный луг зятёк его скупил
Как бросовые земли. Ну да ладно,
Чего уж там. Зато в престольный храм
Со свечками - ну прям как так и надо!
А как тут не уверовать, когда
Воцерковлён сам, понимаешь, губернатор?!
Вот так во всём, вот так оно кругом.
Налево, вправо. Выше или ниже.
А в этом `Что вы?! Всё же хорошо!`
Тихонечко грызут плотины мыши..
▫ Тарабарщина какая-то в названии... Разве нельзя было исправить свои опечатки??? ▫ Хороший ответ.
Светлана Рагозина
В колхозе том, что на окраине села,
Трудилось лошадей, коров, свиней немало.
Одна лошадка очень умная была,
Всегда во всём стремилась к идеалу.
Была готова помогать другим,
Всегда на помощь с радостью скакала.
Ну а когда задача трудная была,
То день и ночь в полях она пахала.
Могла одна работать за двоих,
За то в колхозе том лошадку так любили:
На шею ей повесили медаль
И грамоту почётную вручили.
Но сено прошлогоднее жевать
Лошадке, тем не менее, приходилось.
И стала вдруг лошадка понимать,
Что в качестве скотинки лишь ценилась.
И председателем колхоза ей не быть,
Пусть даже за троих пахать лошадка станет.
И молвила лошадка: Ухожу!
Я ускачу отсюда, лишь рассвет настанет!
Поняв, что собралась лошадка ускакать,
Колхоз весь так расстроился, конечно.
Но все давно уж стали понимать,
Что не трудиться ей в колхозе вечно.
А раз уходит лошадь всё равно,
И потому искать замену надо срочно,
Сказал ей председатель: Что ж, пока!
Скачи-ка прочь быстрее, можно даже ночью!
Вот такова вся благодарность за труды
И за здоровье лошади, что отдала колхозу.
Ну а мораль сей басни такова:
Без фанатизма. Даже напоследок не подарят розы.
P.S. Лучше всех в колхозе работала лошадь, но председателем она так и не стала. Автор неизвестен ▫ Меня сегодня мой ученик, которого я готовлю к ОГЭ, спросил: `А почему нас в школе не учат так, как Вы учите.?` Отвечаю, что, когда я работала в школе, то учила своих учеников точно так же , как сейчас работаю с ним. Что же такое происходит в школе сейчас, если она не хочет научить даже тех, кто хочет учиться???
А вчера мама моей питерской ученицы пожаловалась, что дети сейчас учатся в школе ЗАОЧНО, готовятся с репетиторами и в школе постоянно что-то сдают, а обучение `просто нулевое`. Учитель математики ушла из школы и уроки замещают разные учителя. И ЭТО происходит не в глухомани, а в культурной столице. И школа не самая простая, а лицей.
Правнук у меня учится в 6 классе московской школы. Занимаюсь с ним опережающим обучением по программе углублённой математики за 7 класс. Сказать, что он у меня супер-ученик, не могу - самый обычный школяр. Сегодня похвастался, что `у нас в классе среди пацанов только один хороший ученик, да и то это я`.))) Горюет, что класс собираются расформировать - слишком гиперактивные ребята, с которыми невозможно работать. И тоже постоянная смена учителей. ▫ Знаю, помню и надеюсь, что постепенно без большой крови и великих потерь мы снова станем великой страной.
Если каждый на своём месте будет работать на её благо, а не плакать о её былом величии. И ничего при этом не делать. ▫ Жизнь всех подмяла
|
|
|
|
|