1.Пояснительная записка.
Программа «Родничок» реализует духовно-нравственное
направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования второго поколения.
Реализация
внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению – это обучение
школьников духовным ценностям, культуре поведения и дисциплине, отношению к
себе и другим людям, отношению человека к Родине и родному краю, начиная с раннего
детства.
Актуальность программы:
Мы
живем в условиях глобализации, когда речь идет о выживании культур.
Образовательный процесс находится в
беспредельно открытой социальной среде, где действуют разные культуры,
где добро и зло нередко перемешаны, и различить то и другое бывает крайне сложно. В настоящее время смяты нравственные
ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии,
агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников
связана, по крайней мере, с четырьмя положениями
Во-первых,
наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных
людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых,
в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством
разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и
негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший
интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих,
само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной
воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в
повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения
и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное
составляет главную задачу воспитания».
В-четвертых,
вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют
младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но
и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного
поступка для окружающих людей.
Проблему духовно-нравственного воспитания нужно
решать уже в младшем возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде
детства детей, когда сердца открыты для добродетели. И особенно актуально в этой связи обращение к
опыту православного воспитания детей, когда идет поиск духовного возрождения
России.
Известно, что основой духовно-нравственного
воспитания является культура семьи и образовательного учреждения, той среды, в
которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие, поэтому
программа
«Родничок» предполагает взаимодействие школы и семьи.
Программа
внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению является
комплексной. Воспитательный потенциал программы включает в себя приобщение
к системе духовных культурных ценностей; гражданственности, патриотизма,
уважения к правам и свободам человека; социальной активности; формирование представлений
о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в
соответствии с общепринятыми нравственными нормами; коммуникативных умений и
навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности.
Цели программы:
построение
образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного
и познавательного развития младших школьников, создание условий для достижения
успешности всеми учащимися.
Задачи
, решаемые в рамках данной
программы:
1)
формирование
у учащихся общекультурной и гражданской идентичности младших школьников,
обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного и религиозного
разнообразия российского общества;
2)
ф
ормирова
ние целостного
восприятие мира,
представления о культурном и историческом единстве России и российского народа
и важности сохранения культурно-национального единства;
3)
способствование
целенаправленному
включению обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов,
связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в
контексте отечественной культурной традиции;
4)
расширение
знаний о Родине, родном крае, воспитание гордости за его героическое
прошлое, историческое и культурное наследие;
5)
развитие
навыков коммуникационного взаимодействия и толерантности в детском коллективе,
самоактуализации;
6)
формирование
гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других
людей, способности к саморазвитию;
Нормативно-правовая и документальная
основа внеурочной деятельности:
Закон Российской
Федерации « Об образовании»;
Примерная
программа воспитания и социализации
обучающихся;
Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Концепция духовно-нравственного
воспитания российских школьников;
Концепция
воспитания в Кировской области.
Ценностные ориентиры:
в своей работе педагог должен ориентироваться не
только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его
мотивационной сферы духовного поведения, реализации усвоения знаний и
представлений в поведении. Раскрывать у
учащихся такие способности, как организаторские, творческие, что играет
немаловажную роль в духовном развитии младших школьников. Внеурочные занятия
направлены на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и
востребованность. Методика работы с
детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия
с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую
активность детей с помощью семьи. Содержание
занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.
Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного
возраста. Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения,
лёгкости и радости.
Программа строится на принципах:
доступности и наглядности - содержание курса составлено в соответствии с
возрастными особенностями младших школьников;
коллективности – ребёнок получает опыт жизни в обществе,
опыт взаимодействия с окружающими, с одноклассниками;
патриотизма – идентификация себя с малой родиной и Россией,
её культурой;
толерантности
– воспитание у учащихся терпимого отношения к разным людям, вещам и взглядам;
практической
направленности курса - содержание занятий направлено на развитие у учащихся любви к Родине, ее традициям, обычаям,
культурным ценностям в условиях многонациональной социальной среды;
обеспечение
мотивации - относиться к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к
тебе.
Режим
и место проведения занятий:
место проведения – учебные кабинеты, школьные и
городские музеи и храмы, читальные залы библиотек, улицы посёлка Костино и
города Кирова. Занятия проводятся во второй половине дня, один раз в неделю с
использованием современных компьютерных технологий.
Основные
формы реализации программы:
проблемно-ценностное общение –
диспуты, турниры,
викторины, представление портфолио, поисковые и научные исследования и т.д.;
художественное творчество –
экспозиции, выставки,
фестивали, праздничные мероприятия;
социальное творчество –
акции, смотры-конкурсы,
презентации проектов;
поисково-краеведческая деятельность –
творческие
проекты, экскурсии, посещение храмов, музеев, турпоходы;
игровая деятельность
–к
омандные,
ролевые, интерактивные игры, КВНы, соревнования.
Формы
подведения итогов работы:
участие
в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального,
Всероссийского);
участие
в социальных акциях;
создание
и реализация социальных проектов;
анкетирование детей;
праздники с привлечением
родителей;
конкурс портфолио.
Формы и средства контроля:
Анкета «Необитаемый остров» (приложение 1)
Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой
(приложение 2)
Методика определения самооценки
(Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн) (приложение3)
Изучение самооценки личности младшего
школьника (приложение 4)
Срок
реализации
:
программа рассчитана на 4 года обучения.
Срок
реализации
:
программа рассчитана на 4 года обучения.
2.Планируемые результаты освоения
программы
Предполагаемые результаты реализации
программы
Воспитательные результаты работы по данной программе
внеурочной деятель
ности можно оценить
по трем уровням.
Результаты первого уровня
(1класс);
(приобретение школьником социальных
знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о
духовных,
нравственных, культурных ценностях своего народа;
развитие чувства гордости за свой народ,
страну, край, семью; осознание причастности к судьбе Отечества, его
прошлому, настоящему, будущему;
приобретение навыков коммуникационного взаимодействия и
толерантности в детском коллективе.
Результаты второго уровня
(2-3класс):
(формирование
позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к
социальной реальности в целом): формирование позитивных отношений школьников к
высшим нравственным ценностям: добро, совесть, справедливость,
раскаяние, милосердие, сострадание; приобретение новых знаний и представлений о вере, духовной культуре, о
своем крае
и Родине, о ценности семьи и общества;
развитие навыков конструктивной групповой работы; разработки проектов и организации коллективной
творческой деятельности, самостоятельного поиска, нахождения и обработки
информации.
Третий уровень
- (4класс);
(получение опыта самостоятельного
общественного действия): иметь
знания
о базовых национальных российских ценностях, иметь представления о роли
традиционных религий в развитии государства,
в истории и культуре нашей страны; умение работать над проектами; овладение
основами умения учиться, способности к организации собственной деятельности;
готовности самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей
и обществом; доброжелательности, умение слышать и слушать собеседника,
обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; строить толерантные
отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты
У учеников будут сформированы:
установка
на
коммуникационное взаимодействие и
толерантность в детском коллективе, стремление прислушиваться к мнению других
людей;
этические
чувства на основе знакомства с культурой русского народа;
уважительное отношение к культуре других
народов.
Метапредметными результатами
изучения
курса является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу,
сформулированную учителем;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку
результатов своей деятельности
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
проводить сравнение и классификацию объектов;
понимать и применять полученную информацию при
выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
работать в группе,
учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и
сотрудничество;
слушать
собеседника;
договариваться и приходить к общему
решению;
формулировать собственное мнение и
позицию;
осуществлять
взаимный контроль;
адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
формирование
представлений о истории своей семьи, школы; основных памятных местах малой
родины, о гербе и флаге города Кирова,
названии главной площади города; о
дате основания
города; об основных улицах города; о памятных и исторических местах; о
символике Российской Федерации, о
городах-героях;
формирование мотивации к
уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к
уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений, знания
истории Отечества, истории православной культуры.
3.Содержание программы «Родничок» 1-4класс
(
135часов)
Курс
программы состоит из 5разделов:
1.«Я и мои духовные роднички»
2.«Родительский
дом»
3.«Я
– гражданин и патриот своей Родины»
4."Моя
родная школа"
5.«Родной
Вятский край».
1
раздел –
«Я и мои духовные
роднички» (20 часов)
Ценности:
нравственный
выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; свобода совести и вероисповедования;
Представления:
о вере, духовности, религиозной жизни
человека и общества, религиозной картине мира.
2
раздел –
«Родительский дом»
(20 часов)
Ценности:
почитание родителей; забота о старших и
младших,
родословная,
семейная культура; гендерные семейные роли,
уважение к ним;
Представления:
о себе, своей семье и родословной,
истории семьи; обязанности родителей и детей в семье, права членов семьи,
правила разрешения семейных конфликтов, генеалогическое древо рода, семейные
династии;
3
раздел –
«Я
– гражданин и патриот своей Родины» (21
час)
Ценности:
любовь
к России, к своему народу, к своей малой
родине; правовое государство; гражданское общество; долг перед старшими
поколениями, семьей; закон и правопорядок; свобода и ответственность; доверие к
людям.
Представления
:
о России как
государстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых
страницах истории страны, государственной символике, законам Российской
Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению, о
правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
4раздел –
«Моя родная
школа » (20 часов)
Ценности:
взаимоотношения
в коллективе, уважение достоинства
человека, история школы, знаменитые
выпускники, традиции, трудолюбие;
творчество; познание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; учебное
сотрудничество;
Представления
: опыт ролевого взаимодействия, социальной и
межкультурной коммуникации; позиция Лидера, Оппонента, Критика в групповой
работе;
5
раздел –
«Родной Вятский край»
(20 часов)
Ценности:
малая
родина, храмы на Вятке; родная земля; природа; традиции; культура; почетные люди края;
Представления
:
о традициях и
культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и
патриотического долга; первоначальный
опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и
культуры;
Таким
образом, реализация основных разделов программы позволяет нам решать многие
назревшие проблемы в отношении российских граждан, особенно подрастающего поколения,
причем не только педагогического, но и социального, духовного, гражданского,
нравственного, правого и иного характера.
Содержание программы внеурочной
деятельности «Родничок» соответствует
целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для
обучающихся
1-4классов.