Физическая эстафета
Эпиграф:
Владея
опытом естественных наук,
Изучим все, что есть в подлунном мире.
Тогда лишь станет ясным все вокруг
И пониманье человеческое шире.
(физическая игра, 10 класс)
Цели:
развивать активность и самостоятельность учащихся; реализовывать их творческие
способности; активизировать интерес к физике как к предмету.
Задачи
: развивать познавательный интерес к изучению
физики; снизить уровень тревожности учащихся; создать условия для повышения
мотивации, для проявления активности и самостоятельности учащихся, для развития
взаимоуважения и взаимовыручки.
Участники:
учащиеся 10 класса, ведущий (учитель).
Игра
состоит из различных конкурсов:
Конкурс для определения названия команд
«Почемучки-стишочки»
1.
Он
всем несет тепло и свет
Щедрей его на свете нет
К аулам, селам городам
Приходит он по проводам.
2.
Качается
стрелка туда и сюда
Укажет нам
север и юг без труда
А в лес как с ним я заберусь
То с пути уж не собьюсь
3.
Белой
чайкой паря.
Полетел он за моря
И без разговору
он облетает
гору.
4.
В
нашей комнате одно
Есть волшебное окно :
В нем летают чудо птицы
Бродят волки и лисицы
5.
Сей
прибор тебе известен
Он в электричестве уместен
Им силу тока измеряют,
Если что-то в нем сдвигают
6.
Я
в Астане, мой друг в Париже
Может дальше, может ближе
В разных городах сидим
И разговариваем с ним
7.
Я
скажу – вот это да!
Без особого труда
Он откачает воду
И подает по трубам
8.
Есть
машина у людей,
Заменяет лошадей
Что надо вам, - весь разговор
Он привез, свалил во двор
9.
Я
долблю, долблю, долблю
И ничуть не устаю
Человек же так устал
Меня бросил, я упал.
( ток, компас, самолет, телевизор, реостат, телефон,
насос, самосвал, лом)
После первого конкурса та команда , которая больше
набрала очков имеет право первая выбрать
название для своей команды.
« сила» девиз « сила есть, ум добавим»
« свет» девиз « Ученье – свет, а не ученье тьма»
« звук» девиз « слово не воробей, вылетит не
поймаешь»
1 конкурс « Дальше- дальше»
Вопросы
команде
_______
10а класса_______.
1. Можно ли на Луне
ориентироваться с помощью компаса?
(Нет, на Луне нет магнитного поля.)
2. Древнегреческий ученый, в сочинениях
которого впервые появилась слово «физика»
(
Аристотель)
3.
Является ли человек источником
света?
(Да, рассеянного.)
4. Мера инертности тела?
( Масса)
5.
«Конь бежит, а щука лежит». О
каком физическом явлении идет речь?
(Река подо льдом.)
6.
Точка отсчета температуры
( нуль)
7. Почему нельзя встать со стула, не наклоняясь?
(Смещение центра тяжести.)
8. Смесь газов, из которых состоит
земная атмосфера
( воздух)
9.
Будет ли таять лед, если в
комнате температура ноль градусов?
(Да.)
10. Набор гирь разной массы ( разновес)
Вопросы команде
_____
10б____________.
1. Что видно, если ничего не
видно?
(Туман.)
2. Наука о неживой природе
( физика)
3. В честь какого ученого названа одна
из основных единиц измерения?
(Сила тока – в честь Ампера.)
4. Как называются одним словом
изменения в природе?
5.
Какого цвета водяной пар?
(Бесцветный.)
6.
Чем, кроме числового значения, характеризуется скорость тела
?(
направлением)
7.
В каком случае выброшенная из
вагона вещь долетит до земли раньше: когда вагон в покое или когда он движется?
(Одинаково.)
8. Орган зрения
( глаз)
9. Что
защищает от холода
лучше: деревянная стена
или слой снега?
(Снег, так как теплопроводность снега в два с
половиной раза меньше, чем у дерева.)
10. прибор для измерения силы
( динамометр)
Вопросы
команде
_______
10в__________
_.
1. В честь какого ученого
названа единица измерения
сопротивления?
(Г. Ом.)
2.
Прибор для определения массы
тела
( весы)
3. Камень, брошенный в воду, порождает
волны, разбегающиеся кругами. Какой формы получатся волны от камня, брошенного
в текущую воду?
(Круговые, так как волны передвинуты параллельным
перемещением.)
4. Атмосферные осадки в виде частичек
льда
( град)
5. Какой воздух богаче кислородом:
которым дышим мы или которым дышат рыбы?
(Которым дышат рыбы, так как в
воздухе кислорода
21 %, а в воде – 40 %, но и углекислого газа в воде
больше.)
6. Прибор для отсчета времени
( часы)
7. Тело служащее источником теплоты (
нагреватель)
8. Чему равно число «пи»?
(3,14)
9. Центральная часть атома
( ядро)
10. внесистемная единица объема
( литр)
2
конкурс Эволюция
Я принесла 7 вещей , вот они: компас,
замок, микроскоп, ножницы, ртутный термометр,
шариковая ручка, телефонный аппарат.
Из этих предметов составьте лестницу технологической эволюции, то есть разместите
в хронологическом порядке эти вещи по векам их изобретения, вам даётся (3 мин)
век
|
предметы
|
4 век до нашей
эры
|
замок
|
1 век до нашей
эры
|
ножницы
|
12 век
|
компас
|
17 век
|
микроскоп
|
18 век
|
Ртутный термометр
|
19 век
|
телефон
|
20 век
|
Шариковая
ручка
|
Конкурс
болельщиков «Сказка становится былью»
. Вы
должны ответить на вопрос: какой аналог в современной жизни мы можем найти
сказочным персонажам и вещам.
Далее ведущий называет сказочных персонажей и предметы, а
болельщики дают аналог этим персонажам и предметам в современной жизни.
Например:
«Ковер-самолет»
– самолет, аэроплан, вертолет и т. д.
«Сапоги-скороходы»
– автомобиль и т. д.
Выигрывает
та команда болельщиков, которая подберет большее количество аналогов. Та
команда, болельщики которой выигрывают, получает 5 баллов.
Предметы
и аналоги:
Ведущий
. Дудка-самогудка.
Ученик
. Магнитофон, радио.
Ведущий
. Волшебное колечко.
Ученик
. Компас. Не дает заблудиться.
Ведущий
. Скатерть-самобранка.
Ученик
. Столовая, ресторан.
Ведущий
. Топоры-саморубы.
Ученик
. Электрическая пила
.
Ведущий
. Ведра с водой у Емели.
Ученик
. Водопровод, водовоз.
Ведущий
. Телега без коня у Емели.
Ученик
. Машина.
Ведущий
. Волшебная палочка.
Ученик
. Пульт управления.
Ведущий
. Живая вода.
Ученик
. Лекарство.
Ведущий
. Марья-искусница.
Ученик
. Станки, которые ткут ковры, ткани.
Швейная машина
.
Ведущий
. Ступа Бабы Яги.
Ученик
. Вертолет, самолет.
Ведущий
. Яблочко на тарелочке.
Ученик
. Телевизор.
3 конкурс «
Задачи по
загадкам»
Ведущий
. Каждая команда получает загадку. Той
команде, которая отгадает загадку, предоставляется право ответить на вопрос
физического содержания. На обдумывание дается 60 секунд. Если команда отгадала
загадку, ей присуждается 2 балла, если же она ответила и на вопрос, то получает
еще 3 балла.
Загадки
1. Летом навзничь лежат, зимой в гости ездят.
(Сани.)
Вопрос
. Почему сани используют
зимой, а телегу – летом?
(Летом трение скольжения полозьев намного больше,
чем трение качения колес телеги.)
2. Не зная броду, лезу смело в воду. На большой глубине лишь по
пояс мне.
(Корабль.)
Вопрос
. Как изменится посадка
корабля при переходе из пресной реки в море?
(Уменьшится, так как
увеличивается плотность воды, а следовательно, увеличивается сила Архимеда,
выталкивающая корабль.)
3. Крыльями машет, а улететь не может.
(Ветряная мельница.)
Вопрос
. Какое преобразование
энергии происходит при работе ветряной мельницы?
(Кинетическая энергия ветра
превращается в кинетическую энергию вращательного движения.)
4. Вода по воде плавает.
(Лед.)
Вопрос
. Почему лед плавает по
воде?
(Плотность льда меньше плотности воды.)
5. Дерево даешь – съедает, от воды же умирает.
(Огонь.)
Вопрос
. Какие виды теплопередачи
отвечают за нагревание тел вблизи огня?
(Излучение, теплопроводность.)
6. Мир обогревает, усталости не знает.
(Солнце.)
Вопрос
. Как энергия Солнца
достигает Земли?
(Путем излучения.)
4
конкурс «ПЕРЕВЕРТЫШИ»
Ведущий
. Каждой команде
предлагается вспомнить пословицы, поговорки, используя перевертыш. Все
перевёртыши записаны на бумаге и раздаются всем командам
(1 балл за
правильный ответ; за помощь болельщиков – 0,5 балла.)
1.
Громче пара – выше леса.
(Тише воды – ниже травы.)
2.
Гладь дерево, пока холодно.
(Куй железо, пока горячо.)
3.
Представился рыжиком – вылезай из кабины.
(Назвался груздем – полезай в
кузов.)
4.
У леса кипарис валялся.
(Во поле береза стояла.)
5.
Плоха вилка на завтрак.
(Хороша ложка к обеду.)
6.
Тащится как колбаса в воде.
(Катается как сыр в масле.)
7.
Стоять на одном острове.
(Идти за три моря.)
8.
Не всегда в математике сахар.
(Только в физике соль.)
9.
Яйца весной не считают.
(Цыплят по осени считают.)
5 Конкурс «Шифровка».
(
Конкурс для всех остальных членов команды, кроме капитанов).
Задания:
1)
В слове, состоящем из 14 букв, 4 буквы известны, а вместо остальных поставлены
точки: адве.
Отгадайте это слово, означающее действие тел друг на друга.
(Взаимодействие.)
2)
В слове, состоящем из 9 букв, 3 буквы известны, а вместо остальных поставлены
точки: кря. Отгадайте это слово, означающее величину,
характеризующуюся не только числовым значением, но и своим направлением.
(Векторная.)
3)
В слове, состоящем из 6 букв, 2 буквы известны, а вместо остальных поставлены
точки: ьо. Отгадайте это слово, означающее единицу силы
в СИ.
(Ньютон.)
4)
В слове, состоящем из 9 букв, 2 буквы известны, а вместо остальных поставлены
точки: вд. Отгадайте это слово, означающее падение
тела, когда сила сопротивления воздуха пренебрежимо мала по сравнению с силой
тяжести.
(Свободное.)
5)
В слове, состоящем из 10 букв, 3 буквы известны, а вместо остальных поставлены
точки: иже. Отгадайте это слово, означающее причину
падения всех тел на землю.
(Притяжение.)
6)
В слове, состоящем из 14 букв, 2 буквы известны, а вместо остальных поставлены
точки: вя. Отгадайте это слово, означающее постоянную в законе
всемирного тяготения.
(Гравитационная.)
7)
В слове, состоящем из 10 букв, 3 буквы известны, а вместо остальных поставлены
точки: ерц.
Отгадайте это слово, означающее изменение формы или размеров тела.
(Деформация.)
8)
В слове, состоящем из 9 букв, 2 буквы известны, а вместо остальных поставлены
точки: уо. Отгадайте это слово,
означающее коэффициент пропорциональности в законе Гука.
(Упругость.)
9)
В слове, состоящем из 10 букв, 2 буквы известны, а вместо остальных поставлены
точки: ае. Отгадайте это слово,
означающее прибор для измерения силы.
(Динамометр.)
Удар гонга. Время (5 минут) завершается с ударом
гонга. Ведущий считает правильно разгаданные слова.
Конкурс капитанов
(Каждому игроку выдается
по две таблички, на одной из которых с двух сторон написано: «Сила тяжести», а
на другой – «Вес».) Я буду читать вам информацию и на счет «три» нужно
поднять одну таблички, две или ни одной. Итак, приступаем к последнему
испытанию. Играем до первого проигрыша.
1)
Уменьшается при увеличении
расстояния от Земли.
(Сила тяжести.)
2) Величина
векторная.
(Сила тяжести, вес.)
3) Приложено к
опоре или подвесу.
(Вес.)
4) Измеряется в
ньютонах.
(Сила тяжести, вес.)
5) Сила, с
которой Земля притягивает все тела, находящиеся на ней или вблизи нее.
(Сила
тяжести.)
6) Равна
mg,
если тело относительно Земли покоится или движется равномерно и прямолинейно.
(Сила
тяжести, вес.)
7) Под действием
этой силы, мяч, брошенный в горизонтальном направлении, через некоторое время
оказывается на земле.
(Сила тяжести.)
8) Измеряют
динамометром.
(Силу тяжести, вес.)
Ведущий подводит
итоги и объявляет победителя.
Вам желаем Ума- чтоб
хорошо учиться,
Усидчивости – чтобы
научиться.
Решать, считать, и
думать, и мечтать,
И на вопросы отвечать
Спасибо за игру!