Пояснительная записка
к рабочей программе курса информатики
и ИКТ по учебному курсу
«Информатика» (УМК «Школа России») 3 класс.
Рабочая программа
по информатике и ИКТ для 3 класса к учебному курсу “Информатика” А.Л.Семенова,
Т.А.Рудченко создана на основе следующих документов: Закон РФ «Об образовании»;
Федеральный компонент
государственного образовательного стандарта;Закон
«Об образовании» ЯНАО;Федеральный перечень
учебников, рекомендованных (допущенных) в образовательных учреждениях,
реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную
аккредитацию на 2013-2014 учебный год;
авторская
программа начального общего образования по информатике и ИКТ А.Л Семенова, Т.А.Рудченко
- Москва, «Просвещение»,
2011 год.
Данная рабочая программа разработана на
основе авторской программы А.Л Семенова, Т.А.Рудченко «Информатика». На изучение
информатики и ИКТ в 3 классе отводит 35 учебных часа, из расчета 1 час в неделю
(из них 1 час – резерв). Проведение контрольных работ рассчитано на 2 часа (по
1 часу в каждом полугодии).
Общая характеристика учебного предмета
В отличие от большинства
дисциплин начальной школы, роль и место которых в структуре начального
образования, а также содержание изучаемого материала определились достаточно
давно, курс информатики в начальной школе в последние годы вызывал
многочисленные споры. Они касались целей и задач курса, его содержания и
объёма, причём мнения высказывались самые разные.
Главная
цель
данного курса информатики –
развивая
логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку
успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях,
связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и
изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в
формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Задачи
изучения курса – научить ребят:
• работать в рамках
заданной среды по четко оговоренным правилам;
• ориентироваться в
потоке информации: просматривать, сортировать, искать необходимые сведения;
• читать и понимать
задание, рассуждать, доказывать свою точку зрения;
• работать с графически
представленной информацией: таблицей, схемой и т. п.;
• планировать собственную
и групповую работу, ориентируясь на поставленную цель, проверять и
корректировать планы;
• анализировать языковые
объекты;
• использовать законы
формальной логики в мыслительной деятельности.
1-я часть курса («Информатика, 3») изучается во 2 классе,
2-я часть курса («Информатика, 3 – 4») изучается в 3 классе,
3-я часть курса («Информатика, 4») изучается в 4 классе.
Данная рабочая программа ориентирована на
использование
следующего
учебно-методического комплекта:
Для учащихся:
·
Информатика. 3-4 классы. Учебник для
общеобразовательных учреждений.
Часть 2
/ А.Л. Семенов,
Т.А. Рудченко. - 3-е
изд. – М.: Просвещение, Институт новых технологий, 2011. – 104 с.: ил.
·
Информатика. 3-4 классы.
Рабочая тетрадь. Часть 2 / А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко. Пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений.
3-е изд. – М.: Просвещение, Институт новых
технологий, 2011. – 48 с.: ил.
·
Информатика. 3-4 классы.
Тетрадь проектов. Часть 2 / А.Л.Семенов,
Т.А.Рудченко Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
3-е изд. – М.: Просвещение, Институт новых
технологий, 2011. – 12 с.: ил.
Д
ля
учителя: Информатика. Рабочие программы. 1 – 4 классы / А.Л. Семенов, Т.А.
Рудченко.– М.: Просвещение, 2011. – 50 с.
Требования
к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны:
• иметь представление о
цепочке выполнения
программ и
дереве выполнения программ, использовать и строить цепочки
и деревья выполнения программ, строить программу по результату ее выполнения
исполнителем;
• иметь представление об
играх с полной информацией,
правилах игры, цепочке позиций игры, дереве игры;
• уметь использовать и строить
дерево игры
или часть дерева игры с полной информацией;
• иметь представление о выявлении,
построении и использовании
выигрышных стратегий в играх с полной информацией;
• использовать деревья для решения
задач, иметь представление о переборе вариантов по дереву, построении
дерева всех слов данной
длины из букв данного мешка;
• иметь представление о
методе последовательного
приближения;
• иметь представление о дереве
вычисления арифметического выражения со скобками и без скобок;
• иметь представление о
лингвистических задачах,
уметь решать простейшие из них.
Планируемый
уровень подготовки обучающихся 3 класса
В
результате изучения предмета «Информатика» в 3 классе учащиеся должны:
• иметь представление об
исполнителях
, уметь строить для них простейшие линейные программы;
• уметь использовать и строить программы с
конструкциями
повторения;
• иметь представление об
индуктивном
построении цепочки, оперировать понятиями
после каждой бусины, перед каждой бусиной
, уметь строить цепочки по индуктивному описанию;
• иметь представление о
толковании
слов
, смысле текста, полном, неполном
и избыточном толковании;
• использовать и строить
двумерные
таблицы
для мешка, строить мешок по
его двумерной таблице;
• иметь представление об
операциях на
цепочках и мешках
: склеивание цепочки
цепочек, раскрытие цепочки мешков;
• иметь представление о
дереве
и его структуре, использовать и строить деревья по их
описаниям; использовать и строить деревья для классификации, выбора действий,
создания собственного семейного дерева, описания предков и потомков; иметь
представление о деревьях и таблицах турниров и соревнований;
• строить мешок
всех путей дерева
, строить дерево по мешку всех его путей;
• иметь представление об алгоритме
сортировки
слиянием
;
• иметь представление о процедуре поиска одинаковых мешков из большого числа
разных;
• иметь представление об информационных технологиях в окружающем мире, помимо
компьютеров; уметь пользоваться телефоном, справочниками, словарями и пр.;
• уметь самостоятельно проверять соответствие результата выполнения задачи
(включая перечисляемые задачи) поставленному условию, строить пример объекта,
отвечающего требованию «принадлежать к определенному классу» по описанию
данного класса.
Особенности, предпочтительные методы обучения:
проблемно-поисковые методы, фронтальная беседа,
самостоятельная работа с учебником, методы обобщения и систематизации:
словесные, наглядные, игровые, практические.
Образовательные
технологии
§
Технология личностно-ориентированного обучения
§
Коллективные и групповые способы обучения
§
Технология проблемного обучения
§
Поисковые модели обучения
§
Игровые технологии
§
Компьютерные (информационные) технологии
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
Ключевая
компетенция
|
Целевой
ориентир школы в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся
|
Общекультурная
компетенция
|
Способность
и готовность:
- извлекать
пользу из опыта;
-
организовывать взаимосвязь и упорядочивание
своих знаний
|
Социально-трудовая
компетенция
|
Способность и готовность:
-
включаться в социально-значимую
деятельность;
-
организовать свою работу
|
Коммуникативная
компетенция
|
Усвоение основ
коммуникативной культуры личности:
-
умение
высказывать и отстаивать свою точку зрения;
-
овладение
навыками неконфликтного общения
|
Ключевая
компетенция
|
Целевой
ориентир школы в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся
|
Компетенция
в сфере личностного определения
|
Способность
и готовность:
- уметь
противостоять неуверенности и сложности;
-
занимать личную позицию в дискуссиях и выковывать сове собственное мнение
|
Виды контроля:
§
вводный
§
текущий
§
тематический
|
Формы контроля:
§
фронтальный
опрос
§
индивидуальный
опрос
§
самостоятельные
работы
§
контрольные
работы
§
обобщение
в игровой форме
|
Критерии и
нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня
освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего
курса информатики и информационных технологий в целом.
При выполнении письменной контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в
контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала
выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее
на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех
предметных областях выставляете отметка:
-
«5»
ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких
погрешностей;
-
«4»
ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
-
«3»
ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
-
«2»
ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не
владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного
программного материала):
Оценка
устных ответов учащихся
Ответ оценивается
отметкой «5»,
если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме,
предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной
логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной
дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения
конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих
вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и
навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных
вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается
отметкой «4,.
если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом
имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного
содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении
второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3»
ставится в следующих
случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание
материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения,
достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей
программой;
Отметка «2»
ставится в следующих
случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником
большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании
специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не
исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Критерии
оценок для проекта:
-
эстетичность оформления;
-
содержание, соответствующее теме работы;
- полная и
достоверная информация по теме;
- отражение
всех знаний и умений учащихся в данной программе.
1. Деревья — 10 ч. Понятие
дерево. Структура дерева: следующие и
предыдущие бусины, листья, корневые бусины. Уровни дерева. Путь дерева, мешок
всех путей дерева. Дерево раскрытия цепочки мешков.
2. Мешки — 3 ч. Двумерная таблица для мешка. Цепочка мешков, операция раскрытия
цепочки мешков.
3. Цепочки — 6 ч. Длина цепочки, цепочка цепочек. Операция склеивания цепочки
цепочек.
4. Исполнитель Робот — 6 ч. Поле и команды Робота. Программа для Робота.
Конструкция повторения.
5. Язык — 3 ч. Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы,
знаки препинания, дефис, апостроф. Словарный (лексикографический) порядок.
Расстановка слов в словарном порядке. Толковый словарь. Смысл текста. Полное и
избыточное толкование. Лингвистические задачи.
6. Проекты — 6 ч. «Одинаковые мешки» — поиск одинаковых мешков в ситуации
большого количества объектов и мешков. «Лексикографический (словарный) порядок»
— работа с большими словарями, поиск слов. «Генеалогическое дерево» —
построение генеалогического дерева своей семьи. «Сортировка слиянием» —
сортировка большого массива слов с использованием метода сортировки слиянием.
«Турниры и соревнования» — изучение способов проведения спортивных
соревнований, записи результатов и выявления победителя.
Учебно-тематическое планирование
№
|
Название раздела, темы
|
Кол-во часов
|
1
|
Деревья
|
10
|
2
|
Мешок
|
3
|
3
|
Цепочки
|
6
|
4
|
Исполнитель Робик
|
6
|
5
|
Язык
|
3
|
6
|
Проекты
|
6
|
|
Резерв
|
1
|
|
Итого:
|
35
|
Календарно
– тематическое планирование
№ п/п
|
Дата
|
Название
раздела и темы урока
|
Кол-во
часов
|
Форма
контроля и тип урока
|
Элементы
содержания
|
Деятельность
обучающихся
|
план
|
факт
|
1
|
6.09
|
|
ТБ и правила поведения в кабинете информатики. Длина
цепочки.
|
1
|
Ознакомление с новым
материалом
|
Техника
безопасности и правила поведения в кабинете.
Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов.
|
Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о цепочках
цепочек. Определять истинность утверждений о цепочке цепочек. Знакомиться с
важнейшими информационными понятиями (цепочка цепочек). Строить цепочку по
описанию, включающему понятие «длина цепочки». Строить знаково-символические
модели объектов в виде цепочек цепочек. Строить цепочки слов, цепочки чисел,
в том числе по описанию.
|
2
|
13.09
|
|
Цепочка цепочек.
|
1
|
Ознакомление с новым материалом
Урок-лекция с элементами беседы
|
Цепочка цепочек.
|
3-4
|
20.09
27.09
|
|
Проект «Мой лучший друг/Мой любимец»
|
2
|
Урок контроля и коррекции ЗУН
Урок-практикум
|
Правила работы с компьютерными составляющими курса: работа
с собственным портфолио на сайте, с компьютерными уроками.
|
Работать
в компьютерной адаптированной среде:
составлять текст в
письменной форме – небольшой рассказ о своем друге или домашнем любимце.
Использовать программу подготовки презентации – готовить одностраничную
презентацию, включающую графику и текст. Набирать текст с клавиатуры.
Готовить сообщение и выступать с графическим сопровождением.
|
5
|
4.10
|
|
Таблица для мешка (по двум признакам)
|
1
|
Ознакомление с новым материалом
Урок-лекция с элементами беседы
|
Признаки бусин
|
Заполнять двумерную таблицу для данного мешка. Строить мешок по его
двумерной таблице.
Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со
сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые
средства для решения задачи, вести диалог и др. Искать два одинаковых в
большом наборе мешков: представлять информацию о составе мешков в виде
сводной таблицы, обмениваться информацией о составе мешков, искать одинаковые
столбцы в таблице используя общие методы решения информационных задач (в
частности, метод разбиения задачи на подзадачи).
|
6-7
|
11.10
18.10
|
|
Проект «Одинаковые мешки»
|
2
|
Урок контроля и коррекции ЗУН
Урок-практикум
|
Правила работы с компьютерными составляющими курса: работа
с собственным портфолио на сайте, с компьютерными уроками.
|
8
|
25.10
|
|
Словарный порядок. Дефис и апостроф.
|
1
|
Ознакомление с новым материалом
Урок-лекция с элементами беседы
|
Порядок слов
в словаре, дефис и апостроф.
|
Упорядочивать русские слова по алфавиту, в том числе слова, включающие
дефис и апостроф. Искать информацию в словарях: слова на некоторую букву,
определенное слово. Искать и анализировать информацию о размещении слов в
словарях: частные случаи словарного порядка, частотность встречаемости в
словарях слов с разными первыми буквами.
|
9-10
|
8.11
15.11
|
|
Проект «Лексикографический порядок».
|
2
|
Урок контроля и коррекции ЗУН
Урок-практикум
|
Правила работы с компьютерными составляющими курса: работа
с собственным портфолио на сайте, с компьютерными уроками.
|
11
|
22.11
|
|
Контрольная работа 1.
|
1
|
Урок
учета и контроля знаний
|
|
12
|
29.11
|
|
Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.
|
1
|
Комбинированный урок
Урок-лекция с элементами беседы
|
Решение
дополнительных и трудных задач.
|
13
|
6.12
|
|
Дерево. Следующие вершины, листья. Предыдущие вершины.
|
1
|
Комбинированный урок
Урок-лекция с элементами беседы
|
Вершина
дерева, лист дерева
|
Знакомиться с важнейшими информационными понятиями
(дерево). Строить знаково-символические модели реальных объектов в виде
дерева. Выделять и строить дерево по описанию, включающему понятия: следующая
вершина, предыдущая вершина, корневая вершина, лист, уровень вершин дерева.
Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о деревьях. Определять
истинность утверждений о деревьях, включающих эти понятия.
Работать
в компьютерной адаптированной среде:
использовать инструмент
«дерево» для построения дерева в компьютерных задачах.
|
14
|
13.12
|
|
Уровень вершины дерева.
|
1
|
Комбинированный урок
Урок-лекция с элементами беседы
|
Корневые вершины, вершины первого, второго и т.д.
уровней.
|
15
|
20.12
|
|
Робик. Команды для Робика. Программа для Робика.
|
1
|
Комбинированный урок
Урок-лекция с элементами беседы
|
Команды Робика,
начальная позиция Робика
|
Знакомиться с важнейшими алгоритмическими понятиями (программа,
команды, исполнитель). Выполнять программы для Робика – строить его
заключительную позицию. Строить программы для Робика по его начальной и
заключительной позиции. Определять начальное положение Робика по его
программе и заключительной позиции.
Работать в компьютерной адаптированной
среде:
использовать инструмент
«робик» для решения компьютерных задач.
|
16
|
27.12
|
|
Перед каждой бусиной. После каждой бусины.
|
1
|
Комбинированный урок
Урок-лекция с элементами беседы
|
Понятия
«перед каждой бусиной» и «после каждой бусины», «следующая бусина после…»
|
Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о цепочках,
включающие понятия «перед каждой/после каждой». Определять истинность
утверждений о цепочек с этими понятиями. Знакомиться с важнейшими
информационными понятиями (цепочка). Строить цепочку по индуктивному
описанию. Строить знаково-символические модели процессов окружающего мира в
виде периодических цепочек. Склеивать несколько цепочек в одну. Строить
цепочки по описанию и результату их склеивания.
|
17
|
17.01
|
|
Склеивание цепочек.
|
1
|
Комбинированный урок
Урок-лекция с элементами беседы
|
Склеивание цепочек.
|
18
|
24.01
|
|
Контрольная работа 2.
|
1
|
Урок
учета и контроля знаний
|
|
19
|
31.01
|
|
Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач.
|
1
|
Комбинированный урок
Урок-лекция с элементами беседы
|
Решение
дополнительных и трудных задач.
|
20-21
|
7.02- 14.02
|
|
Проект «Определение дерева по веточкам и почкам».
|
2
|
Урок контроля и коррекции ЗУН
Урок-практикум
|
Правила работы с компьютерными составляющими курса: работа
с собственным портфолио на сайте, с компьютерными уроками.
|
Работать
в компьютерной адаптированной среде:
определять название растения
по его веточке. Осуществлять информационное взаимодействие с программой в
интерактивном режиме. Осуществлять познавательную рефлексию: сопоставлять
полученный результат с исходным объектом (растением), проверять правильность
получения результата пошагово.
|
22
|
21.02
|
|
Путь дерева.
|
1
|
Комбинированный урок
Урок-лекция с элементами беседы
|
Путь,
цепочка, корневая вершина дерева, лист дерева.
|
Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (дерево). Выделять
и строить дерево по описанию, включающему понятие «пусть дерева». Работать по
алгоритму: строить все пути дерева с использованием формального алгоритма.
Строить дерево по мешку его путей. Строить знаково-символические модели
реальных объектов в виде дерева, в частности, представлять информацию о
степени родства в виде дерева, использовать родословные деревья для получения
информации о степени родства.
|
23
|
28.02
|
|
Все пути дерева.
|
1
|
Комбинированный урок
Урок-лекция с элементами беседы
|
Путь,
цепочка, корневая вершина дерева, лист дерева.
|
24
|
7.03
|
|
Деревья потомков.
|
1
|
Комбинированный урок
Урок-лекция с элементами беседы
|
Корневая вершина, потомок в истории
|
25-26
|
14.03- 21.03
|
|
Проект «Сортировка слиянием»
|
2
|
Урок контроля и коррекции ЗУН
Урок-практикум
|
Правила работы с компьютерными составляющими курса: работа
с собственным портфолио на сайте, с компьютерными уроками.
|
Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со
сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые
средства для решения задачи, вести диалог и др.
Знакомиться с важнейшими информационными
понятиями (сортировка, упорядоченье) – упорядочивать большой набор слов в
алфавитном порядке. Проводить слияние упорядоченных массивов (работать по
алгоритму), использовать дерево сортировки (представлять реальный процесс в
виде дерева), использовать для сортировки классификацию.
|
27
|
4.04
|
|
Робик. Конструкция повторения.
|
1
|
|
Конструкция
повторения.
|
Знакомиться с важнейшими алгоритмическими понятиями (конструкция
повторения). Выполнять программы для Робика, включающие конструкцию повторения.
Строить программы для Робика, включающие конструкцию повторения.
Работать в компьютерной адаптированной
среде:
использовать инструмент
«Робик» для определения начального положения Робика по его программе,
включающей конструкцию повторения.
|
28
|
11.04
|
|
Склеивание мешков цепочек.
|
1
|
Комбинированный урок
Урок-лекция с элементами беседы
|
Склеивание мешков цепочек.
|
Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (мешок цепочек).
Выполнять операцию склеивания мешков цепочек. Строить мешки цепочек по результату
их склеивания. Строить знаково-символические модели информационных процессов:
представлять процесс склеивания мешков в виде дерева и таблицы, представлять
процесс проведения турниров в виде дерева и таблицы, моделировать
словообразовательные процессы с помощью склеивания мешков цепочек. Заполнять
турнирную таблицу, подсчитывать очки, распределять места.
|
29
|
18.04
|
|
Таблица для склеивания мешков.
|
1
|
Комбинированный урок
Урок-лекция с элементами беседы
|
Таблица для склеивания мешков.
|
30- 31
|
25.04-
|
|
Проект «Турниры и соревнования», 1 часть.
|
2
|
Урок контроля и коррекции ЗУН
Урок-практикум
|
Правила работы с компьютерными составляющими курса: работа
с собственным портфолио на сайте, с компьютерными уроками.
|
32
|
10.05
|
|
Контрольная работа 3.
|
1
|
Урок контроля и коррекции ЗУН
Урок-практикум
|
|
33
|
16.05
|
|
Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.
|
1
|
Комбинированный урок
Урок-лекция с элементами беседы
|
Решение
дополнительных и трудных задач.
|
34
|
23.05
|
|
Проект «Живая картина».
|
1
|
Урок контроля и коррекции ЗУН
Урок-практикум
|
Правила работы с компьютерными составляющими курса: работа
с собственным портфолио на сайте, с компьютерными уроками.
|
Работать
в компьютерной адаптированной среде:
Осваивать способы решения
задач творческого характера (построение объекта с учетом готовых элементов).
Изготавливать компьютерное изображение, включающее хотя бы один движущийся
персонаж: рисовать фон для картины, программировать простое движение объекта
с помощью команд исполнителя.
|
35
|
30.05
|
|
Повторение
изученного
|
1
|
Комбинированный урок
Урок-лекция с элементами беседы
|
|
|
Тэги:
Данная рабочая программа разработана на основе,
Т.А.Рудченко Информатика. На изучение информатики и,
из расчета 1 час в неделю