Конспект урока русского языка в 3 классе по
учебнику Л
. Ф. К
лимановой, Т. В. Бабушкиной. Москва. «Просвещение». 2015 г.
Технологии:
технология
проблемного обучения, ИК - технологии.
Оборудование:
учебник русского языка,
рабочие тетради на печатной основе, компьютер, индивидуальные карточки с
заданием,
CD
-диск.
Цели
: Дать определение термина
«неопределённая форма глагола». Познакомить с особенностями глаголов в
неопределенной форме. Познакомить с суффиксами глаголов в неопределённой форме;
учить детей находить глаголы неопределенной формы в тексте; организовать
наблюдение за грамматическим значением глаголов
в неопределенной форме совершенного и несовершенного вида.
Планируемые результаты: Учащиеся научатся распознавать в речи
глаголы неопределённой формы; наблюдать, анализировать языковые явления;
устанавливать в словах наличие изученных орфограмм; применять правила
правописания; контролировать и оценивать свою работу.
Ход урока
1.
Мотивация на учебную деятельность.
Личностные
УУД:
Самоопределение
необходимости и интереса предстоящей работы.
-
Объясните смысл пословицы:
Когда
сумеешь взяться за дело -
и
снег загорится, когда не сумеешь - и масло не вспыхнет.
(
Обучающиеся воспринимают на слух пословицу, анализируют и сравнивают свои
ответы с ответами одноклассников.)
-
Почему на уроке вспомнили эту пословицу?
-
Что необходимо вам делать, чтобы много знать?
/Эта
пословица о трудолюбии. Если человек
старается, то он может сделать почти невозможное (снег не горит)
Нам
нужно стараться делать в жизни все хорошо, в том числе учиться в школе./
-
Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете стараться и благодаря старанию
приобретете новые знания и умения.
2.
Актуализация знаний
(ситуация успеха)
Познавательные УУД:
Решение
частной задачи, применение известного способа решения
Регулятивные УУД:
Выделение
и осознание учащимися того, что уже хорошо усвоено, осознание качества усвоения
знаний.
Умение
планировать свою деятельность.
Соотносить цели и результаты своей
деятельности.
Вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности работы.
Умение
сохранять заданную цель, сохранение познавательной цели в и регулирование
в течение всего процесса выполнения.
Работа
по карточкам.
Задание:
найти в тексте и подчеркнуть глаголы, определить число и время.
Обучающиеся самостоятельно узнают в тексте
глаголы, как слова, обозначающие действия, в тексте и правильно определяют грамматические признаки
глаголов.
-
В каком порядке вы будете выполнять это задание?
/ 1.
По вопросу определю, что это глагол
2.
Подчеркну
3.
Определю число
4.
Определю время по вопросам.
5.
Если это глагол прошедшего времени
единственного числа, то определю еще и род./
-
Как вы думаете, трудное задание вас ожидает?
/
Нет, так как мы уже хорошо умеем определять грамматические признаки
глаголов./
-
Какие умения проверяем?
/
Умение находить в тексте глаголы
Умение
определять число
Умение
определять время
Умение
определять род в нужных глаголах./
-
Эту работу вы должны оценить. Давайте подумаем, во сколько баллов можно
оценить это задание?
/
Умение находить в тексте глаголы - 1б
Умение
определять число - 1б
Умение
определять время - 1б
Умение
определять род в нужных глаголах - 1 б
Итого:4
балла./
Самостоятельная
работа.
-
Проверьте, пожалуйста, вашу самостоятельную работу, дайте оценку. (Самооценка).
3. Проверка
выполненного задания.
Регулятивные
УУД:
Соотносить
цели и результаты своей деятельности.
-
Перечислите все глаголы, которые вы выписали, оцените правильность
выполненного задания.
-
Расскажите о каждом глаголе, оцените правильность выполненного задания.
-
Кто доволен своим результатом?
-
Продолжите выписывать глаголы и определять грамматические признаки.
4. Возникновение
проблемной ситуации. Решение проблемы.
(Открытие новых знаний).
Познавательные УУД:
Анализ
объектов с целью выделения признаков, выдвижение гипотез, обоснование.
Регулятивные УУД:
1.Умение
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
2.Высказывать
предположения (гипотезы).
-
У всех ли глаголов вы определили время и число? /Нет./
-
С каким глаголом возникла проблема? /С
глаголом
нарушить./
-
Какое затруднение возникло? Почему у глагола нарушить не получается определить
ни число ни время?
/Не
смогли задать нужный вопрос./
- Есть ли предположения, как можно назвать
такие глаголы, у которых нельзя определить время и число?
/Высказывания
детей/.
5. Самоопределение к
деятельности.
Регулятивные УУД:
самостоятельное
(или с помощью учителя) формулирование темы урока;
самостоятельное
выделение и формулирование цели урока
Познавательные УУД:
подведение
под понятие.
-
Итак, сформулируйте тему нашего урока.
/
Неопределенная форма глагола./
-
Попробуйте определить цель урока.
/
Развивать умения находить глагол в неопределенной форме среди других глаголов и
в тексте, правильно задавать вопрос к глаголу./
6. Физкультминутка.
Личностные: уметь
применять правила охраны своего здоровья.
/
Проводится электронная физкультминутка «Панда». В течение всего урока обращаю внимание на
осанку, положение тетради на парте./
7. Работа по теме урока.
Познавательные УУД:
Выдвижение
гипотез, их обоснование, построение логической цепочки рассуждений,
доказательство, подведение под понятие.
Умение
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Обогащение словарного запаса, умение применять в
жизненных ситуациях фразеологические обороты.
Коммуникативные УУД:
Умение
с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами
языка. Уметь слушать собеседника, формулировать собственное
мнение и позицию.
Регулятивные
УУД:
Уметь определять цель
учебной деятельности.
-
Ребята, а может быть такой глагол всего лишь
один в русском языке? / Думаем, что нет/.
а) Выявление новых знаний о глаголах неопределенной формы.
-
Я нашла одно стихотворение, вы, конечно, его все знаете, в котором много таких
глаголов. Я начну его, а вы, если сможете, продолжите.
Как
хорошо уметь читать!
Не
надо к маме приставать,
Не
надо бабушку трясти:
«Прочти,
пожалуйста! Прочти!»
Не
надо умолять сестрицу:
«Ну,
почитай ещё страницу».
Не
надо звать,
Не
надо ждать,
А
можно взять
И почитать!
-
Прочитайте последнее предложение.
/
Не надо звать,
Не
надо ждать,
А
можно взять
И
почитать!/
-
Давайте выпишем глаголы пока только из этого предложения.
/
Что делать? звать
Что
делать? ждать
Что
сделать? взять
Что
сделать? почитать./
- Какие вопросы ставили к этим глаголам? / Что делать? Что сделать?/
- Запишите эти вопросы. Чем они отличаются в написании? /
В одном из них есть приставка С/.
-
Чем похоже написание этих глаголов? Выделите
его. / Все глаголы имеют суффикс -ть./.
- Вспомните, что вы знаете об этом суффиксе? / Формообразующий
суффикс, значит, в основу не входит./
-
Назовите грамматические признаки глаголов.
/ Нельзя определить./
-
Значит, в какой форме стоят эти глаголы?
/ В неопределенной форме./
-
Как еще можно назвать эту форму? / Начальная форма глагола./
-
Именно в такой форме глаголы стоят в словаре, причем в любом словаре: толковом,
орфографическом, фразеологическом. Я и предлагаю вам вспомнить некоторые
фразеологизмы, т. е устойчивые сочетания слов, которые мы употребляем в речи.
- Прочитайте правило по модели. (За белым прямоугольником скрыт ЧЬ).
/Глаголы
в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? Что сделать?, имеют
формообразующие суффиксы ть, ти./
б)
Организация работы с ЭОР.
http://www.fcior.edu.ru/card/23817/glasnye-posle-shipyashih.html
(интерактивное задание)
Неопределённая форма
глагола. «Узнай фразеологизм».
Задание:
по иллюстрации узнайте фразеологизм, можете сразу обсуждать с соседом.
Работа в паре.
Сесть
в лужу – Оказаться в неловком, смешном положении. Зарубить на носу – запомнить
Носить
воду в решете – попусту тратить время.
Взять быка за рога – смело и сразу взяться за самое главное в трудном
деле.
/дети
называют фразеологизм и сразу объясняют смысл, в каких ситуациях так говорят./
-
Как вы думаете, почему мы выполняли такое задание?
/
Во всех фразеологических оборотах есть глагол в неопределенной форме./
-
Докажите.
/
Дети ставят вопрос к каждому глаголу./
в) Выполнение задания, предложенного на
CD-диске к уроку «Неопределённая форма глагола». Подбери
к глаголам неопределённую форму.
Выявление
новых знаний о глаголах неопределенной формы (ТИ – еще один суффикс
глаголов НФ).
Познавательные УУД:
Умение
классифицировать объекты (слова) по заданному основанию,
Построение
логической цепочки рассуждений, доказательство.
-
Как вы думаете, какое задание предстоит вам выполнить?
/
Распределить глаголы по столбикам, по
временам./
-
Каким умением вы здесь воспользуетесь?
/Умение
задавать вопрос к глаголу./
Работа
в паре. Обучающиеся участвуют в
учебном диалоге, употребляют в речи усвоенные термины и в
соответствии с темой.
- Какой глагол остался? /Нести/.
-
Что можно сказать про этот глагол? / Этот глагол
стоит в неопределенной форме./
- Чем он
отличается от других глаголов в НФ? / У него нет суффикса ть. У глагола суффикс ти./
- Может быть,
это не глагол неопределенной формы? /
Глагол в НФ, так как отвечает на вопрос что делать?/
- Сделайте вывод.
/ У глаголов НФ есть еще и суффикс ти. /
8.
Физкультминутка для глаз «Кораблик».
Личностные
УУД: учиться позитивно относиться к
своему здоровью, овладевать способами физического самосовершенствования.
9. Продолжение работы
по теме урока.
Личностные УУД:
Формирование
нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный рост ученика.
Познавательные УУД:
Уметь
ориентироваться в тексте, находить нужную информацию.
Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия.
Регулятивные УУД:
Умение
проводить анализ способов решения задачи и выбор наиболее эффективного
способа.
Контроль в форме сличения собственного результата с эталоном,
самооценка
выполненного задания (прогностическая и ретроспективная).
Коммуникативные:
уметь строить
монологические высказывания по теме урока, получать
нужную информацию, задавать вопросы;
уметь высказывать своё мнение, выслушивать мнение
партнёра, владеть диалогической формой речи;
формирование способности сохранять доброжелательное
отношение друг к другу в учебной деятельности;
уметь формулировать своё мнение и позицию;
уметь договариваться и приходить к общему решению,
учитывать мнение партнёра.
-
Откройте
учебник на странице 74. Упр. 135.
Одна
из целей нашего урока: развивать умение находить глаголы в неопределенной форме
в тексте. Легко находить, когда их много. Труднее, когда в большом тексте
их очень мало.
За
минутку вам надо постараться найти эти глаголы. Каждый глагол – 1 балл.
Ребята,
а как быстро в таком большом тексте найти все глаголы да еще и в
неопределенной форме?
/
Глагол обозначает действие
предмета.
Глаголы в неопределенной форме имеют
суффикс ть./
Самостоятельная работа.
-
Сколько глаголов нашли? Оцените.
-
Как вы письменно докажете себе, родителям, мне, что вы нашли глагол в
неопределенной форме?
-
Поднимите руку те ребята, кто нашел все эти глаголы, не добавил лишние?
Молодцы!!! Теперь поставьте то количество баллов, которое вы на самом деле
заработали.
-
Какой
глагол мог вызвать сомнение? /беречь/.
Почему?
/ Нет суффикса -ть. Но отвечает на вопрос
глагола неопределенной формы./
-
Предположите, что обозначает -ЧЬ?
/Обучающиеся
высказали предположения (гипотезы):
1.
Суффикс
2.
Часть корня./
-
Как докажем,
что такое ЧЬ? /Разберём по составу./
Поработаете
в парах. Разберите этот глагол по составу и сделайте вывод. Он должен быть
четким, коротким и ясным для всех.
/ Дети работают в парах. Организуется
исследовательская работа, в результате сделали вывод: ЧЬ – входит в корень.
Значит, глагол неопределенной формы может оканчиваться на ЧЬ./
10.
Обобщение знаний по теме урока.
-
Давайте
вспомним цель нашего урока.
/ Развивать умения находить глагол в неопределенной форме
среди других глаголов и в тексте, правильно задавать вопрос к глаголу./
- Смогли мы достичь цели? / Да. Не можем сказать, что это
умение отработано, но знаем, как нужно выполнять данное задание./
-
Сможем мы теперь определить глаголы в неопределенной форме?
/ Да, по вопросам. Суффиксам и Чь./
Выполнение задания в рабочей тетради. Упр. 128. Стр. 79.
Самостоятельная работа. Коллективная проверка.
11.
Рефлексия.
Личностные УУД:
определять
своё эмоциональное состояние на уроке.
Регулятивные УУД:
Осуществлять
познавательную и личностную рефлексию.
Соотносить
цели и результаты своей деятельности.
Уметь осознанно
строить речевое высказывание.
Уметь
прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Коммуникативные
УУД:
Умение
слушать собеседника и вести диалог.
Признавать возможность существования различных
точек зрения и право каждого иметь свою.
Научатся излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
-
Какие же открытия вы
сделали сегодня на уроке?
/У
глагола есть неопределенная форма. Знаем суффиксы глаголов неопределённой
формы. Глаголы могут оканчиваться на ЧЬ. Это часть корня./
Работа
по карточкам.
-
выпишите глаголы в неопределённой форме. Поставьте в скобках вопрос.
/Учащиеся
проверяют себя по обратной стороне карточки и оценивают свою работу./
12. Подведение итогов
урока.
Личностные УУД:
Желание
осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном
процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена
коллектива.
Познавательные УУД:
Умение
систематизировать и структурировать учебный материал. Умение осознанно и
произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Регулятивные УУД:
Выделение
и осознание учащимися того, что уже хорошо усвоено и что еще нужно усвоить,
осознание качества усвоения знаний, определять степень успешности работы.
Коммуникативные УУД:
Умение
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической
и диалогической формами речи.
-
Как называется форма глагола, с которой мы сегодня познакомились?
-
На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?
-
Какие суффиксы могут иметь глаголы в неопределённой форме?
-
Какое задание на этом уроке было самым интересным?
Продолжите любое предложение:
- На сегодняшнем уроке я узнал …
- На этом уроке я похвалил бы себя за …
- Сегодня я сумел …
Оцените свои знания по теме урока. Если максимальное
количество 5 баллов.
-
Есть
такие ребята, кто поставил себе 5 баллов? Как быть тем ребятам, кто поставил
себе оценку ниже?
/
Обучающиеся, которые оценили свои знания ниже 5 баллов, намечают план работы по
пройденной теме, что им необходимо доучить об этой части речи./
Домашнее
задание.
Стр.
73. Упр. 134.
Вы
молодцы сегодня. Спасибо за урок.