|
Надежда Васильевна Горнова
Тема
урока
|
Звук
[ ш ]. Буквы «Ш, ш». Сравнение звуков[ ш] и[ ж].
|
Класс
|
1
|
Тип
урока
|
Открытие
новых знаний.
|
Цель
урока
|
Создать условия для
ознакомления учащихся со звуком [ш], буквой
Шш; развития речи,
логического мышления, памяти
|
Планируемые
результаты обучения
|
Учащиеся должны знать и уметь:
·
название
букв алфавита;
·
различия
звука и буквы;
·
различия
гласных и согласных звуков;
·
определять отдельные звуки в словах;
·
определять
количество звуков в словах и их последовательность;
·
различать
звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
·
определять
количество слогов в слове.
|
Предметные
|
Усваивают главные понятия курса
русского языка (фонетические, лексические, грамматические), представляющие
основные единицы языка и отражающие существенные связи, отношения и функции.
Характеризуют звук [ш]; распознают букву
Шш на «ленте букв»; различают печатную и
письменную, заглавную и строчную букву.
Читают текст, соблюдая интонацию и знаки препинания; выполняют
звуковой анализ слова; сравнивают звуки [ш] и [ж]; знакомятся с правописанием
сочетаний
жи–ши.
|
Личностные
|
Овладевают навыками
сотрудничества
со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умением не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
|
Универсальные
учебные действия (метапредметные)
|
Регулятивные:
осваивают начальные формы
самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
Познавательные
:
общеучебные – ориентируются на
разнообразие способов решения задач;
логические – овладевают навыками
смыслового чтения текстов, характеризуют
звук [ш]
.
Коммуникативные
:
определяют общую цель совместной деятельности и
пути ее достижения, умеют договариваться о распределении функций и ролей,
осуществляют взаимный контроль, адекватно оценивают собственное поведение.
|
Основные понятия
|
Твердый глухой согласный звук [ш], буквы «
Ш,ш».
Сравнение звуков [ш] и [ж]. Звуковой анализ слов. Правописание
сочетаний
ши–жи.
|
Используемые
педагогические технологии
|
Проблемно-поисковые технологии, здоровьесберегающие технологии,
технология дифференцированного обучения, деловая игра, ИКТ, использование ЭОР
|
Межпредметные связи
|
Литературное чтение, окружающий мир, русский язык,
технология
|
Образовательные ресурсы
|
Азбука. 1 класс. Электронное приложение к учебнику
Л. Ф. Климановой, С. Г. Макеевой (1 CD). «Лента букв», индивидуальные кассы
букв, Л. Ф. Климанова. Мой алфавит.
Прописи. 1 класс. Материалы сайтов http://fcior.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
|
Технологическая карта урока
Этапы урока
|
Формируемые УУД
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащегося
|
Целеполагание и мотивация
(1 мин)
|
Личностные: Осмысление
внутренней
позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку.
Регулятивные:
самоорганизация и организация своего рабочего
места.
|
Приветствует учащихся.
– Дети, вам тепло?
(Да!)
– В классе светло?
(Да!)
– Прозвенел уже
звонок?
(Да!)
– Уже закончился урок?
(Нет!)
– Только начался
урок?
(Да!)
– Хотите учиться?
(Да!)
– Значит, можно
садиться!
Проверяет готовность
к уроку.
|
Приветствуют
учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных
учебных принадлежностей на столе. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.
Показывают
смайлики, соответствующие их настроению:
|
Актуализация опорных знаний
(2мин)
|
Личностные:
развитие познавательного интереса; формирование
определённых познавательных потребностей и учебных мотивов.
Познавательные:
актуализация
изученных
способов действия, достаточных для «открытия»
новых знаний.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу
|
Показывает карточки со словами.
Просит провести слого - звуковой анализ слов
дятел, жираф.
Учитель предлагает сделать
вывод.
Организация работы с ЭОР.
Постановка учебной задачи.
Речевая разминка.
Учитель просит показать голосом:
– Как жужжит шмель?
–
Как шипит змея?
– Как шипит гусь?
–
Какой новый звук вы произнесли?
– Давайте сформулируем задачу
сегодняшнего урока.
|
Осуществляют слого-звуковой
анализ слов. Выделяют в словах слоги, распознают в них звуки
и характеризуют их.
Различают твердые и мягкие
согласные звуки. Сравнивают звуки. На основе слого-звукового анализа делают
вывод вместе с учителем.
Работа с ЭОР
http://www.fcior.edu.ru/card/23654/glasnye-posle-shipyashih.html
(интерактивное задание)
Гласные после шипящих
Дети
произносят:
Ж-ж-ж
Ш-ш-ш
Ш-ш-ш
[ш]
Формулируют
учебную задачу под руководством учителя Звук [ ш] . Буква Ш.
|
Фиксирование затруднения
(9 мин)
|
Регулятивные:
уметь вносить необходимые коррективы в действие
после его завершения с учётом характера сделанных ошибок; сравнивать свой
ответ с ответом одноклассников.
Коммуникативные:
уметь строить
монологические высказывания по
теме урока, получать нужную информацию, задавать вопросы.
Познавательные:
Ориентирование в условных обозначениях.
Умение читать вслух плавно
по слогам и целыми словами.
Регулятивные:
уметь выполнять учебные действия в устной и
письменной форме в соответствии с
установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения.
|
Характеристика звука
[ ш].
Найдите в словах звук
[ш]. Учитель показывает
картинки с изображением предметов (шляпа, шкаф, рубашка, шапка, камыш,
лягушка, груша, шалаш).
2. Составьте звуковые схемы слов: лягушка, шкаф,
груша.
Произнесите звук.
- Какой он: гласный или согласный?
- Если оглушим звук [ ж], то какой услышим звук? Глухой
или звонкий? Твёрдый или мягкий?
Учитель вывешивает буквы Ш, ш.
- Почему звук один, а букв две?
Выставляет карточку с буквой Ш на ленту букв. Что
заметили?
3. Организация работы с ЭОР.
-Буква Ш особенная. Познакомьтесь с её особенностями
4. Работа по учебнику. Стр.
48. Чтение слогов и слов.
– Прочитайте слоги.
– Прочитайте столбики слов.
Читайте внимательно.
– Какими буквами различаются слова в первом столбике?
5. Смоделируйте букву Ш из палочек и пластилина.
- На что похожа буква?
Г. Виеру
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.
– А поэт Светик из
произведения Н. Н. Носова «Незнайка в солнечном городе» написал вот эти
стихи:
Когда у
расчески три
зуба осталось,
Тогда буква
Ш над ней посмеялась.
– Поэт А. Шибаев увидел
букву
Ш вот так:
Посмотри на букву
Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать
Е и
Ё.
В. Степанов
Шагает кошка
не спеша,
Коготки как буква
Ш
…
Шустро мышь под печку –
Шасть!
Как бы в лапы не попасть.
6. Откройте прописи.
Обведите букву Ш по контуру, напечатайте большую букву Ш и маленькую букву ш
(по строчке).
|
Произносят слова, находят
звук [ш]. Указывают, где стоит звук (в начале слова, в середине, в конце).
Работают в паре. Составляют
звуковые схемы.
Дают характеристику
звука [ш].
Отвечают на вопросы
учителя.
Парные согласные Ж – Ш.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a391b-0a01-0180-0192-7ba118a4fca1/%5BNS-RUS_1-16%5D_%5BMA_138%5D.swf (интерактивный материал)
Друзья и враги.
Читают в разных режимах:
громко, тихо, в разбивку.
Хоровое чтение.
Дети отвечают.
(Буквами
ж – ш.) А во втором -
(Буквами ш – с.)
Моделируют букву. Правильно
произносят букву Ш (ша), и звук «Ш».
Находят букву
Шш
на «ленте букв».
Высказывают свои
предположения. На вилы,
расчёску, на Е, Ё (если повернуть), на лапку кошки.
Обводят по контуру буквы.
Печатают.
|
Выявление места и причины затруднения
(6 мин)
|
Познавательные:
Умение читать плавно по
слогам и целыми словами, передавать интонационно конец предложения, объяснять
название произведения.
Коммуникативные:
уметь высказывать своё мнение, выслушивать мнение
партнёра, владеть диалогической формой речи.
|
1. – Прочитайте слова
с новой буквой
Шш.
– Что объединяет все
эти слова?
– Как выглядит каждый головной убор?
2. Работа с текстом. Откройте учебники на стр. 48.
Прочитайте текст «История одной шляпы». – Прочитайте, что означает слово
«шапокляк»?
– Что нового для себя вы узнали?
3. Работа с пословицей.
Почему такая пословица размещена на нашей странице?
Поспешишь – людей
насмешишь.
Объясните значение
пословицы.
|
Правильно читают слова с
новой буквой. Подводят перечисленные слова под одно понятие. (Головные
уборы). Характеризуют объекты по внешним признакам. Описывают внешний вид
головных уборов.
Открывают учебники на стр. 48. Осмысленно читают,
соблюдая интонацию
и знаки препинания.
Читают пословицу,
отвечают на вопрос учителя. Объясняют значение.
|
Физкультминутка
(1 мин)
|
Личностные:
уметь применять правила
охраны своего здоровья
|
Стали мы учениками,
Соблюдаем
режим сами:
Утром мы,
когда проснулись,
Улыбнулись,
потянулись.
Для
здоровья, настроенья
Делаем мы
упражненья:
Руки вверх
и руки вниз,
На носочки
поднялись.
То
присели, то нагнулись
И опять же
улыбнулись.
А потом мы
умывались,
Аккуратно
одевались.
Завтракали
не торопясь,
В школу к знаниям
стремясь.
|
Используют речь для
регуляции своих действий.
Придерживаются правильного режима дня,
активно участвуют в физкультминутке.
Ориентируются на здоровый образ жизни
|
Построение проекта выхода из затруднения
(5 мин)
|
Познавательные:
Сравнение слов, нахождение
закономерности, использование простейших приёмов анализа, умение
устанавливать аналогии.
Коммуникативные
:
формирование способности
сохранять доброжелательное отношение друг к другу в учебной деятельности.
Регулятивные:
уметь планировать свои действия в соответствии с
поставленной учебной задачей.
|
1. Игра. Стр. 49. Объясняет правила игры.
2. Выразительно прочитайте стихотворения М. Бородицкой
и Э. Мошковской.
3. Прочитайте пары слов. Ответьте на вопросы:
- Чем похожи слова?
-
Чем слова
отличаются?
– Сравните звуки [ж] и [ш].
4.Организация работы с ЭОР
5. Дидактическое
упражнение. Правописание
буквосочетаний
жи–ши.
(Учебник, с. 49).
– Прочитайте слова, вставляя
вместо точек нужную букву.
– Какую букву вы вставили во все слова? Какое правило
можете сформулировать?
6. Ребус. МЫШКА
3 4 5 1 2
|
Принимают участие в игре.
Соблюдают правила.
Правильно читают
вопросительные и восклицательные предложения.
Сравнивают слова и звуки,
характеризуют звуки, находят сходство и различия.
Работа с ЭОР
http://www.fcior.edu.ru/card/23817/glasnye-posle-shipyashih.html
(интерактивное задание)
Гласные после шипящих
Читают слова,
вставляют вместо точек букву
и.
В ходе выполнения
упражнения формулируют правило о правописании сочетаний
жи–ши:
–
Жи–ши пиши
с буквой
и.
Отгадывают ребус. МЫШКА - КАМЫШ
|
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
(3 мин)
|
Познавательные
: знать, чем отличается буква от звука; выделять существенную информацию.
Коммуникативные:
уметь формулировать своё мнение и позицию.
|
Поработайте в парах. Прочитайте скороговорки друг
другу.
- Какая буква повторяется почти в каждом слове?
- А какой звук?
Произнесите скороговорки несколько раз, не заглядывая в
книгу.
- Для чего нужны скороговорки?
Игры со словами «Слова из слова».
Знакомит с правилами игры.
|
Работают в парах. Читают
скороговорки. Заучивают наизусть.
Быстро произносят
скороговорку, четко проговаривают слова.
Тренируют речевой аппарат и
учатся правильно произносить звук. Развивают речь.
Образуют новые слова из
слова в ходе соревнования.
|
Физкультминутка для глаз «Пароходик»
(1 мин)
|
Личностные:
учиться
позитивно относиться к своему здоровью, овладевать способами физического
самосовершенствования.
|
Просит посмотреть
на экран и выполнить движения
глазами за пароходиком.
|
Повторяют
упражнения для снятия
напряжения.
Осуществляют
профилактику утомления.
|
Включение в систему знаний и повторений
(5 мин)
|
Познавательные:
уметь осуществлять анализ объекта с выделением
признаков, принимать и интерпретировать знаки, символы, сравнивать рисунки с
содержанием текста.
Коммуникативные:
уметь договариваться и приходить к общему решению,
учитывать мнение партнёра.
Познавательные:
уметь выделять нужную информацию из текста, находить
значения незнакомых слов в словаре. Уметь проводить аналогии между учебным
материалом и собственным опытом, понимать и интерпретировать знаки и символы.
|
Выполните самостоятельно задания, предложенные на СД к
уроку «Буквы Ш ш. Звук [ ш] .
Прочитайте
тексты, выберите соответствующую
картинку.
Дифференцированная работа. Учитель просит разбиться на
три группы.
Посмотрите на экран. Прочитайте стихотворение М.
Яснова.
1. - Найдите схожие по звучанию слова в конце строк.
2. Прочитайте вопросительные предложения.
3. Задание повышенной сложности. Старуха Шапокляк
украла гласные из слов, оставила только согласные.
- Можно ли по ним восстановить слова?
- Какое из данных слов есть в стихотворении?
|
Работают
с электронным приложением самостоятельно, выполняют задания.
Осмысленно читают,
соблюдая интонацию
и знаки препинания.
Определяют жанр
литературного произведения. Соотносят с картинками.
Работают в группах.
1. Находят рифмы: ша
– шурша, в кашке – букашки, ша – шалаша. Правильно называют букву «Ш» (ша).
Если неправильно назвать букву «Ш» (ше), то исчезнет рифма.
2. Читают с
правильной интонацией.
3. Добавляют только
гласные звуки и восстанавливают слова: шалаш(и), шиповник, Шапокляк, букашка,
шишка, шоколадка.
|
Рефлексия учебной деятельности
(2 мин)
|
Личностные:
определять своё эмоциональное состояние на уроке.
Регулятивные
: уметь осознанно строить речевое высказывание.
Уметь прогнозировать
результаты уровня усвоения изучаемого материала.
|
Продолжите любое
предложение:
- На сегодняшнем
уроке я узнал …
- На этом уроке я
похвалил бы себя за …
- Сегодня я сумел …
Подведение итога:
– С какой буквой вы
познакомились сегодня на уроке? Какой звук она обозначает? Назовите парный
звук по звонкости – глухости.
– Дайте
характеристику этому звуку.
– Что особенно
понравилось? Почему?
– Что вызвало
затруднение? Почему?
Оцените себя.
Спасибо за урок.
|
Дети
выбирают предложение и продолжают.
Отвечают
на вопросы.
Показывают
смайлики:
|
|
| 2016-09-24 03:54:30 - Валентина Васильевна В Прочитала, представила... соответствует ФГОС! Благодарю, Надежда Васильевна! |
Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение:
Зарегистрироваться
|
Вакансии для учителей
|
|