| 2015-06-07 18:47:44 - Куралай Айтмухановна Айтмухан Надежда Андреевна,пожалуйста,можете написать что изучают по программе литературы 7 класса по Атамура или Мектеп?, хотелось узнать перечень авторов с их произведениями | | 2015-06-09 18:05:25 - Надежда Андреевна Тихонова Куралай Айтмухановна, сразу ответить не смогу. Давно в 7 классе не работала. А сейчас по причине ухода на пенсию как-то совсем отстранилась от всего. Готовлюсь вместе с детьми к выпускному | | 2015-06-28 20:36:56 - Куралай Айтмухановна Айтмухан Я тоже контакты потеряла со школьными учителями, в интернете черт ногу сломит, не поняла какие художественные произведения в 7 кл в казахстанских школах,а в колледже программа только для 10-11 кл литература, может кто нибудь скажет здесь???
Нашла! правда за 2010 год, надеюсь до 2015 года не изменилась программа?
7 КЛАСС 102 часов
РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ:
МИР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ в казахстанских школах
Введение (4 часа). Понятие о художественном мире как воображаемой реальности, воплощенной в художественном тексте. Отличие мира литературы от мира фольклора и мифа. Автор как творец художественного мира. Реальное и вымышленное в литературе. Личность автора и образ автора в литературе. Модель художественного мира. Образ человека в мире художественной литературы.
Человек и история в литературе
1. Произведения для чтения и изучения
Литература и история (1 час). Исторический сюжет в литературе. Образ и исторический прототип. Художественные приемы воссоздания исторических и вымышленных образов-персонажей.
А.С.Пушкин. Полтава. Вступление к поэме Медный всадник (4 часа). Историческое и вымышленное, историческое и злободневное в поэме. Система образов-персонажей. Образ Петра I в поэмах Пушкина. Авторское отношение к Петру I и созданному им городу на Неве.
М.Ю.Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (4 часа). Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров. Образы-персонажи поэмы. Портретные характеристики. Авторская позиция и идея произведения.
Л.Н.Толстой. Совет в Филях, Наполеон на Поклонной горе, Подвиг капитана Тушина (фрагменты из романа Война и мир на выбор) (4 часа). Пространственная композиция сцен. Исторические и вымышленные образы. Образы Кутузова и Наполеона. Маленький человек на войне. Портретное мастерство Толстого. Авторская позиция и способы ее проявления в художественном тексте.
М.А.Шолохов. Судьба человека (3 часа). Сюжет и композиция произведения. Смысл заглавия рассказа. Характер главного героя. Внешний портрет и психологический портрет героя. Тема жизненных испытаний в рассказе. Организация художественного времени. Авторское отношение к изображаемому.
Стихотворения поэтов XX века о Великой Отечественной войне: А.А.Ахматова. Мужество; С.П.Гудзенко. Перед атакой; Ю.В.Друнина. Качается рожь несжатая...; К.М.Симонов. Жди меня; В.С.Высоцкий. Песня о Земле (2 часа). Человек на войне в русской лирике XX века.
Теория литературы. Понятие о сюжете, элементах сюжета и сюжетной композиции: завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Образ и исторический прототип. Внешний портрет и психологический портрет. Герой и антигерой. Антагонист и протагонист.
2. Произведения для чтения и обсуждения
А.С.Пушкин. Моцарт и Сальери (2 часа). Сюжетная композиция. Художественные образы и их прототипы. Нравственная идея трагедии.
М.Ю.Лермонтов. Св. Елена, Воздушный корабль (1 час). Романтический образ Наполеона в поэзии М.Ю.Лермонтова.
Н.В.Гоголь. Тарас Бульба (4 часа). Исторический колорит повести. Элементы героического эпоса в повести. Запорожская Сечь, ее обычаи и нравы. Главные образы-персонажи. Тема предательства. Эпический и трагический пафос повести. Пейзажные описания.
Н.А.Некрасов. Русские женщины (2 часа). Художественные образы и их реальные исторические прототипы. Сюжеты двух поэм. Героическое и лирическое начала в поэмах. Психологизм в обрисовке образов главных героинь.
М.Д.Симашко. Емшан (в сокращении) (2 часа). Историческая основа повести. Образ главного героя.
Человек и мир природы в литературе
1. Произведения для чтения и изучения
Пейзаж в художественном тексте (2 часа). Функции пейзажа. Пространственно-временная картина жизни природы в литературе.
Художественная картина неба в литературе: Небо (Н.С.Никитин. Небо; О.Э.Мандельштам. О небо, небо...; Н.М.Бараташвили. Цвет небесный, синий цвет...); Солнце (А. С.Пушкин. Зимнее утро; И.А.Бунин. Неуловимый свет разлился над землею...; А.Белый. Солнце; А.Грин. Пропавшее солнце); Луна / Месяц (А.С.Пушкин. Приметы (Я ехал к вам: живые сны...); М.А.Кузмин. Как месяц молодой повис...; В.В.Маяковский. Лунная ночь); Звезды (А.А.Фет. Среди звезд; А.А.Григорьев. Комета; Н.М.Рубцов. Звезда полей; А.А.Вознесенский. Ночь) (3 часа). Небо, солнце, луна /месяц, звезды и их изобразительно-выразительная роль в художественных произведениях.
Виды пейзажей в русской поэзии и прозе XIX-XX веков: Море (А.С.Пушкин. К морю; Ф.И.Тютчев. Как хорошо ты, о море ночное...; К.М.Станюкович. В шторм (фрагмент), Максимка (фрагмент); Лес (А.Н.Майков. В лесу; И.С.Никитин. Лес; И.С.Тургенев. Лес и степь (фрагменты);И.А.Бунин. Листопад (фрагмент); Е.В.Курдаков. Мир полон птичьих голосов...; Т.М.Мадзигон. Стихи и лес); Степь (А.А.Фет. Степь вечером; И.С.Никитин. Весна в степи; И.З.Суриков. Степь; П.Н.Васильев. Затерян след в степи солончаковой...; А.П.Чехов Степь (фрагмент); Горы (А.С.Пушкин. Кавказ; М.Ю.Лермонтов. Синие горы Кавказа, приветствую вас!..; И.С.Тургенев. Разговор; В.С.Высоцкий. Здесь вам не равнина...) (3 часа). Мастерство поэтов и прозаиков в изображении картин природы. Символика пейзажных картин. Идейно-художественные функции пейзажа. Роль пейзажных деталей.
Образы флоры и фауны в поэзии и прозе: Дуб (А.А.Фет. Одинокий дуб; Л.Н.Толстой Война и мир (фрагменты); Береза (П.А.Вяземский. Береза; С.А.Есенин. Зеленая прическа...; А.В.Жигулин. Береза); Тополь (А.А.Григорьев. Тополю; И.А.Бунин. Восход луны); Баобаб (О.О.Сулейменов. Слон флоры); Бабочка (В.А.Жуковский. Узник к мотыльку, влетевшему в его темницу; А.А.Фет. Бабочка; А.А.Тарковский. Бабочка в госпитальном саду); Лошадь (Конь) (Н.А.Некрасов. До сумерек (фрагмент); В.В.Маяковский. Хорошее отношение к лошадям; Б.А.Слуцкий. Лошади в океане; И.А.Бродский. В тот вечер возле нашего огня...); Собака (И.С.Тургенев. Собака; С.А.Есенин. Песнь о собаке; В.В.Маяковcкий. Вот так я сделался собакой) (3 часа). Поэтика пейзажной детали при воссоздании поэтами и прозаиками картин жизни природы. Субъективное и объективное в образном строе художественного текста.
И.С.Тургенев. Бежин луг (3 часа). Человек и природа в рассказе. Поэтизация природы. Пейзажное мастерство писателя. Художественное пространство и художественное время. Образы-персонажи. Образ рассказчика-охотника.
Д.Дефо. Фрагменты из романа Робинзон Крузо. (1 час). Мир природы, не испорченный воздействием цивилизации. Взаимоотношения человека и природы в романе Д.Дефо.
Ю.О.Домбровский. Фрагмент из романа Хранитель древностей. (1 час). Алма-Ата 1930-х годов. Городской пейзаж
А. и Б. Стругацкие. Фрагменты из романа Пикник на обочине Мотивы экологической катастрофы в пейзажных описаниях романа братьев Стругацких. (1 час).
Теория литературы. Виды пейзажей. Пейзажные описания в композиции художественного текста. Понятие о художественном времени и художественном пространстве в литературе.
2. Произведения для чтения и обсуждения
Поэтика изображения живой и неживой природы в художественной литературе: Гроза и дождь (А.П.Майков. Гроза; Н.А.Заболоцкий. Гроза; А.Я.Загородний. Гроза); Образы цветов (А.С.Пушкин. Цветок; И.П.Мятлев. Розы; И.С.Тургенев. Как хороши, как свежи были розы...; А.А.Фет. Осенняя роза; И.В.Северянин. Классические розы; И.А.Бунин. Полевые цветы; А.С.Кушнер. Сирень; А.А.Вознесенский. Сирень Москва Варшава; С.П.Кирсанов. Июньская баллада; А.А.Тарковский. Кактус); Образы птиц (А.А.Двльвиг. Русская песня; К.М.Фофанов. Соловей; А.И.Фатьянов. Соловьи; Ю.П.Мориц. Ворон; А.А.Вознесенский. Оза; Э.По. Ворон); Образы животных и рыб (С.А.Есенин. Корова, Лисица; Н.С.Гумилев. ЖиРАФ; П.Н.Васильев. Верблюд; А.А.Тарковский. Верблюд; У.Блейк. Тигр; В.Хлебников. Годы, люди и народы...; Н.А.Заболоцкий. Меркнут звезды Зодиака...; Г.Мелвилл. Моби Дик, или Белый Кит (фрагменты); Э.Хэмингуэй. Старик и море (фрагменты); З.Н.Гиппиус. Небесные слова (фрагмент из рассказа) (4 часа). Богатство образов природного мира в литературе. Сквозные мотивы и образы в произведениях поэтов и писателей. Фольклорно-мифологический и символический смысл образов. Эволюция традиционных поэтических образов в литературе.
В.В.Набоков. Рождество (1 час). Тема жизни и смерти в рассказе. Исцеление человека через соприкосновение с миром живой природы.
Ю.П.Казаков. Оленьи рога (1 час). Видение зимней природы глазами выздоравливающей девочки. Оптимизм и лирическая интонация рассказа.
Ч.Т.Айтматов. Белый пароход (2 часа). Реальное и фантастическое в повести. Образ мальчика в повести-сказке, его связь с Рогатой матерью-оленихой. Легенда в повести. Слияние ребенка с природой в финале произведения.
А. и Б. Стругацкие. Малыш (2 часа). Фантастический сюжет и образы-персонажи повести. Космические пейзажи. Проблема контакта человечества с внеземной цивилизацией. Неоднозначное прочтение развязки повести.
Человек среди людей
1. Произведения для чтения и изучения
Литературный образ-персонаж (1 час). Человек как вечный образ-персонаж в мире литературы. Виды образов-персонажей и приемы их воссоздания.
Л.Н.Толстой. Детство (главы) (4 часа). Композиция первой части трилогии. Образ Николеньки и другие образы-персонажи. Мастерство Толстого в передаче внутренних переживаний героев. Портретные характеристики. Роль портретных деталей. Автобиографизм повести. Реальное и вымышленное в Детстве.
В.Г.Распутин. Уроки французского (3 часа). Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени. Доброта, душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Роль пейзажных описаний. Художественный смысл заглавия.
М.Е.Салтыков-Щедрин. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил (2 часа). Тема и идея сказки. Комическое в тексте. Авторское отношение к образам-персонажам.
А.П.Чехов. Хамелеон, Толстый и тонкий (2 часа). Смысл заглавия рассказов. Сюжетные композиции в рассказах-сценках Чехова. Живая картина нравов. Образы-персонажи. Роль детали в рассказах. Комическое и трагикомическое в произведениях Чехова.
Л.Н.Андреев. Баргамот и Гараська (1 час). Авторская характеристика образов-персонажей. Принцип контраста в поэтике рассказа. Роль диалога и речевые характеристики персонажей. Элементы сюжетной композиции. Нравственные идеи рассказа.
М.Сервантес. Дон-Кихот (фрагменты из романа) (4 часа). История написания романа. Значение литературной пародии как средства преодоления популярности рыцарских романов. Время и место действия романа. Главные персонажи. Образ Дон-Кихота и его оруженосца. Трагическое и комическое в образе главного героя. Дон-Кихот и дон-кихотство. Санчо Панса и его роль в раскрытии образа главного героя. Дон-Кихот вечный образ мировой литературы. И.С.Тургенев о Дон-Кихоте в своей статье Гамлет и Дон-Кихот.
Теория литературы. Система образов-персонажей в художественном тексте. Понятие трагического, комического и трагикомического. Углубление понятия об эпосе и эпических жанрах.
2. Произведения для чтения и обсуждения
Л.Н.Толстой. Отрочество (2 часа). Отрочество как переходный этап между детством и юностью. Формирование у подростка взглядов на жизнь, вопросы любви и дружбы. Психологическое мастерство писателя.
В.М.Шукшин. Космос, нервная система и шмат сала, Сапожки (другие рассказы по выбору учителя) (2 часа). Мир человеческих отношений в рассказах Шукшина.
А.П.Чехов. Тоска (1 час). Тема одиночества в рассказе. Трагическое и комическое в произведении.
А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц (3 часа). Фантастическое и реальное в сюжете повести-сказки. Образ Маленького принца. Нравственные понятия героя и их столкновение с условностями, господствующими среди людей. Образ автора-повествователя и его размышления о счастье, человеке, ответственности. Другие персонажи повести.
Заключение (1 час). Итоги изучения темы Мир художественной литературы.
Произведения для внеклассного чтения
Человек и история
Г.Р.Державин. Снигирь.
М.Ю.Лермонтов. Наполеон.
Ф.И.Тютчев. Наполеон.
А.Н.Майков. Емшан.
А.К.Толстой. Князь Серебряный.
В.Г.Ян. Юность полководца.
В.Скотт. Айвенго.
Стендаль. Пармская обитель.
П.Мериме. Матео Фальконе.
Человек и мир природы
В.А.Жуковский. Море (элегия), Цветок.
А.С.Пушкин. Земля и море.
А.В.Кольцов. Лес (дума).
П.П.Ершов. Шатер, Гроза.
И.С.Аксаков. Дождь`.
Ф.И.Тютчев. В душном воздухе молчанье, Ты, волна моя морская..., Сияет солнце, воды блещут..., Море и утес и др.
Н.П.Огарев. Береза в моем стародавнем саду..., Весною.
И.С.Тургенев. Воробей.
А.Н.Плещеев. Мой садик, Весна (В старый сад выхожу я, росинки...).
Я.П.Полонский. В дни, когда над сонным морем..., В хвойном лесу, По горам две хмурых тучи и др.
А.А.Фет. Печальная береза..., Растут, растут причудливые тени..., Лес, Ива, Как здесь свежо под липою густою... и др.
А.Н.Майков. Пейзаж.
И.С.Никитин. Дуб, Когда закат прощальными лучами..., Степная дорога, Засохшая береза, Полно, степь моя, спать беспробудно... и др.
С.Я.Надсон. У моря, Снова лунная ночь....
К.М.Фофанов. Звезды ясные, звезды прекрасные..., Ива с дубом, мечтая, росли у пруда.
И.А.Бунин. В степи, Северное море, Сны Чанга, В открытом море, Океаниды, Чатырдаг и др.
Л.Н.Андреев. Кусака.
М.А.Кузмин. Солнце-бык, Новолунье.
В.В.Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче.
И.С.Соколов-Микитов. В горах Тянь-Шаня.
В.В.Набоков. Гроза.
П.Н.Васильев. Джут, По Иртышу, Павлодар, Семипалатинск.
Ф.А.Абрамов. О чем плачут лошади.
Ю.П.Казаков. Никишкины тайны.
Т.М.Мадзигон. Аисты, Деревья хороши всегда....
Л.Д.Лезина. Сирень.
Д.Лондон. Любовь к жизни, Зов предков.
О.Генри. Последний лист.
Человек среди людей
П.П.Ершов. К друзьям.
М.Е.Салтыков-Щедрин. Дикий помещик, Ворон-челобитчик.
Н.Гарин-Михайловский. Детство Темы.
М.Горький. Детство, В людях.
А.Н.Толстой. Детство Никиты.
О.Э.Мандельштам. Я вздрагиваю от холода....
А.Т.Твардовский. В дружбе есть святая проба....
К.М.Симонов. Дом друзей.
Ю.В.Друнина. Кто говорит, что умер Дон-Кихот....
В.Ф.Тендряков. Весенние перевертыши.
Я.В.Смеляков. Если я заболею....
Б.Ш.Окуджава. Возьмемся за руки, друзья.
В.С.Высоцкий. Песня о друге.
Е.А.Евтушенко. Когда взошло твое лицо, Пролог (Я разный я натруженный и праздный), Зависть, Со мною вот что происходит....
А.А.Тарковский. Посредине мира, Четвертая палата, Эвридика.
Р.М.Тамарина. Стихи о войне и о Казахстане.
Г.Уэллс. Человек-невидимка.
Список произведений для заучивания наизусть
А.С.Пушкин. Полтава (отрывок из поэмы); вступление к поэме Медный всадник.
М.Ю.Лермонтов. Отрывок из поэмы Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.
3.И.С.Тургенев. Бежин луг (отрывок) (по выбору учителя и учащихся или стихотворение в прозе).
Одно стихотворение о Великой Отечественной войне (по выбору учащихся).
Одно стихотворение о небе, солнце, луне, звездах (по выбору учащихся).
Одно стихотворение об одном из типов пейзажа (море, лес, степь, горы) (по выбору учащихся).
Одно стихотворение о флоре и фауне (по выбору учащихся).
Стихотворение, посвященное любви и дружбе (по выбору учащихся).
Всего часов 102 часа
Из них:
на введение 4 часа
на чтение и изучение 52 часа
на чтение и обсуждение 29 часов
на заключение 1 час
на внеклассное чтение 8 часов
на уроки по развитию речи 8 часов
|
Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение:
Зарегистрироваться
|