ввЕДЕниЕ
Согласно Концепции общего среднего образования, в старшей
школе осуществляется профильное обучение. В средних общеобразовательных
учебных заведениях Украины предусматривается
изучение предметов на уровне стандарта, академическом и профильном
уровнях.
Профильная дифференциация обучения русскому языку реализуется
за счёт изменения целей, содержания, структуры курса.
Научные принципы профильного изучения русского языка на академическом
уровне основываются на основных положениях Национальной
доктрины развития образования Украины в ХХ веке,
Концепции общего среднего образования, Государственного стандарта
базового и полного общего среднего образования, Концепции
профильной учёбы в старшей школе, Концепции языкового образования
и др.
академический уровень предназначается для изучения предметов,
которые не являются профильными, но являются базовыми
или близкими к профильным (Концепция профильного обучения
в старшей школе). Изучение предметов на академическом уровне
должно обеспечить подготовку учащихся к дальнейшему обучению
в высших учебных заведениях и практической деятельности гуманитарного
характера.
В условиях реформирования образования, которое проходит
в контексте демократических изменений в обществе и применения
новых образовательных технологий, наблюдается возрастание требований
к профессионально-научному уровню учителя, его методической
компетентности. В этой связи особое внимание уделяется
профессиональной подготовке учителей-словесников. Курс русского
языка один из основных школьных предметов. Успешное изучение
его способствует не только общеязыковому развитию и формированию
мышления, но и лучшему усвоению других школьных
предметов, поскольку на всех уроках учащиеся пользуются языком
как средством познания.
Данное пособие предназначено для учителей, работающих
в 11-х классах общегуманитарного профиля по новой программе
и новому учебнику. Предлагаемое методическое пособие содержит
подробные разработки всех 70 уроков академического уровня, календарно-
тематический план, отрывки художественных текстов,
схемы, таблицы, методические комментарии.
Содержание пособия построено в соответствии с четырьмя образовательными
линиями речевой, языковой, социокультурной
и деятельностной (стратегической). Языковая и речевая линии
максимально интегрированы.
К традиционным урокам принадлежат, как известно, уроки
изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков,
проверки и контроля приобретённых знаний, умений и навыков,
анализа контрольных работ, обобщения и систематизации выученного,
повторение темы или раздела. Наряду с этими формами
обучения в последнее время широко используются и нетрадиционные
или нестандартные.
интерактивное обучение это специальная форма организации
познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает
таким образом, что практически все учащиеся оказываются
вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать
и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения
учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный
вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной
поддержки, что позволяет учащимся не только получать новые
знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение
выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные
точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное
решение.
Интерактивные формы и приёмы можно применять на всех этапах
урока, многие из них универсальны, хорошо подходят для изучения
материала по многим предметам. Применение интерактивных
форм обучения позволяет учащимся приобретать знания, которые не
достигаются при традиционных методах обучения, они сами делают
свой выбор, проявляют инициативу. Интерактивные технологии
создают комфортные условия обучения, при которых каждый учащийся
ощущает свою успеваемость и интеллектуальную возможность,
что и делает продуктивным сам процесс обучения.
Хорошие результаты даёт работа в парах, в группах, где ведомый,
более слабый ученик чувствует поддержку товарища.
Плюс этой работы заключается в том, что все учащиеся имеют возможность
высказаться, обменяться идеями со своим напарником,
а только потом огласить их всему классу. Кроме того, все вовлечены в работу. Примерами такой работы может быть обсуждение текста,
взятие интервью у напарника, анализ письменной работы партнёра,
разработка вопросов к классу или ответы на вопросы учителя и т. д.
В пособии представлены уроки, проводимые с применением
некоторых интерактивных форм обучения. Это, в частности, уроки-
диалоги, уроки-тренинги, уроки-деловые игры, уроки-практикумы,
благодаря которым учащиеся быстрее и лучше усваивают
программный материал. Автор: Фефилова Г. Е. Источник: Изд. группа Основа, 2011. 415, [1] с. : табл. (Серия 11-летняя школа).
|