Главное в общении не только то, что и как сказано, но и то, что и как воспринято; именно воспринятое говорит о нормативности речи (т. е. о соответствии ее системе норм, принятых в литературном языке), о ее целесообразности (т. е. о точности, логичности, образности, краткости, ясности, эстетической выразительности, действенности) о том, как речь повлияет на поступки собеседника и приведет к формированию новых устремлений каждой личности, участвующей в диалоге.
В сочетании нормативность и целесообразность речи образуют ее культуру. Понятие это многогранное.
Культура речи совокупность выработанных на протяжении исторического развития и сохраняемых в обществе норм, правил, способов и приемов оптимального коммуникативного поведения; один из основополагающих элементов культуры общества.
Культура речи характеристика языковой (речевой) личности, владеющей значительными ресурсами литературного языка и способной использовать их в своем речевом поведении, в коммуникативной деятельности.
Культура речи основа речевого мастерства человека, искусства речи, развиваемого риторикой и стилистикой, а также психологией общения.
Культура речи учебная дисциплина, направленная на выработку у школьников правил оптимального речевого поведения и развитие речевой личности.
Язык не зависит от отдельного человека, в то время как речь имеет свои особенности. Более того, речь наиболее полный комплекс характеристик личности; человек обнаруживает свое я в разговоре, в речевой манере: Речь это человек в целом. Каждое высказывание и фактически, и в сознании воспринимающего представляет собой раскрытие всего опыта и характера, намерений и чувств человека [4, с. 78].
Таким образом, речевая личность это человек, владеющий резервами языка и умеющий достаточно грамотно и корректно воплотить их в своем речевом поведении.
Автор: А. А. Мурашов, В. Ф. Русецкий Источник: http://www.prosv.ru/ebooks/Murashov_Kultura_rus_rechi_10-11kl/index.html
|