|
| Эпоха нравственного самоуглубления, сосредоточенное внимание подростков к проблемам нравственного выбора и оценки окружающего мира побуждают сделать лейтмотивом программы 7 класса тему поиска смысла жизни. В той или иной степени эта тема присутствует в каждом из произведений, включенных в программу: порой открыто, как в Нагорной проповеди, Поучении... Владимира Мономаха, Песне о Соколе, порой опосредованно, как в Одиссее, Тарасе Бульбе, Снегурочке, рассказах М. А. Шолохова и В. М. Шукшина. Однако, обостряя нравственный акцент курса литературы, необходимо помнить, что художественный текст не просто трамплин для этических бесед, что сам процесс общения с литературой, если он совершается эстетически правильно, способствует нравственному воспитанию. Забота о преодолении субъективности интерпретаций и оценок, свойственной читателям этого возраста, определяет внимание к таким понятиям теории литературы, как эпос, лирика, драма. Сопоставление литературных родов как определенных типов отношения к миру и своеобразных эстетических форм его воплощения в искусстве слова помогает ученикам увидеть ограниченность любой крайней позиции, необходимость широкого, всеохватного, объективного отношения к жизни и литературе.
Седьмой класс как начало нового этапа литературного образования предполагает переход от изучения отдельного произведения к осознанию своеобразия идейно-художественной позиции писателя. Сопоставление произведений разных авторов в пределах каждого литературного рода (эпос, лирика, драма) подчеркивает связи и отличия художественных индивидуальностей.
Напряженность нравственных конфликтов, возникающих при чтении произведения в сознании читателя, побуждает в процессе анализа постоянно обращаться к проблемным ситуациям, специфика которых в данном классе состоит в сопряжении эстетического и этического, литературного произведения в его исторической и художественной конкретике и острейших нравственных проблем времени, которыми живут подростки.
Преодолевая однолинейность мышления и нравственный максимализм, свойственный возрасту, следует особое внимание обращать на противоречивость, многомерность оценки писателем героев и событий, учить воспринимать позицию художника целостно, в сложном диалектическом единстве. Для этого важно добиваться аргументации оценки героев и событий всем строем художественного произведения от отдельного тропа до композиции, выделять основной конфликт произведения и последовательно прослеживать его развитие на всех уровнях художественной системы. Для более объективного представления о позиции автора важно показать учащимся движение поэтической мысли писателя от замысла произведения к его художественному осуществлению. Автор: Под редакцией В. Г. Маранцмана Источник: http://www.prosv.ru/ebooks/Marancman_Literat_7kl_Metod/index.html
|
|