Методическое пособие поможет учителю в работе над учебни
ком для общеобразовательных учреждений Литература. 9 класс
В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина, И. С. Збарского.
Пособие в качестве ориентира для учителя предлагает темати
ческое планирование уроков литературы в 9 классе.
В разработках уроков большое внимание уделяется подготовке
к итоговой аттестации в 11 классе и мотивации учебной деятельно
сти школьников.
Личностно ориентированный подход реализуется в системе во
просов, творческих работ и индивидуальных заданий.
Книга для учителя Уроки литературы в 9 классе входит
в учебнометодический комплект, соответствующий Про
грамме литературного образования. 511 классы (базовый
и профильный уровни) под редакцией В. Я. Коровиной.
Изучение литературы с девятиклассниками это заклю
чительный этап литературного образования в основной шко
ле. В 9 классе, наряду с обобщением знаний, полученных
в 58 классах, ведется работа по подготовке школьников к
усвоению курса литературы на историколитературной ос
нове, совершенствуются важные умения, необходимые в
старшей школе: интерпретировать лирическое стихотворе
ние, эпизод прозы или драмы, отвечать на вопрос проблем
ного характера, выполнять исследовательские и проектные
задания.
Именно в 9 классе происходит интенсивное формиро
вание ценностной ориентации школьников. В этой ситуа
ции повышается роль личности учителя, становятся осо
бенно важными нравственные проблемы, поднимаемые
литературой. На первый план выходят способы мотивации
учебной деятельности: различные виды самостоятельной
работы, продуктивные виды деятельности, методы эмоцио
нального стимулирования, нестандартные виды работы.
Изучение литературы в 58 классах уже подготовило
учеников к восприятию и истолкованию художественных
произведений в 9 классе. Девятиклассники имеют гораздо
меньше времени для выразительного чтения на уроке,
больше времени уделяют выявлению проблематики произ
ведений, работают с особенностями художественной фор
мы. Большое внимание учитель уделяет углублению вос
приятия и истолкования прочитанного. В 9 классе широко
представлены новые писатели и произведения и все шире
привлекаются материалы критической, мемуарной и спра
вочной литературы.
Особую роль играют формы работы, которые помогут
интегрировать знание художественной литературы со знания
ми по истории Отечества и истории мировой художественной
культуры. Учитель организует семинары, дает задания для
самостоятельной исследовательской работы учащихся, тре
бующей привлечения различных источников информации.
Большое значение имеют обобщающие уроки, на которых мы
рекомендуем использовать активные методы работы.
При изучении каждого литературного произведения пе
дагогу важно учитывать все стадии знакомства и дальней
шей работы ученика с текстом: мотивацию, подготовку к
восприятию, первичное восприятие и понимание, анализ, Автор: Н. В. Беляева, О. А. Ерёмина. 2 Источник: Просвещение, 2011.