Михайлова Надежда Анатольевна, учитель математики
МОУ «СОШ № 15 п. Березайка» Бологовского района
Тверской области
«Ученик года» и его составляющая – школьный интеллектуальный марафон.
Начиная с 2005 года, в школе традиционно проводится конкурс на звание «Ученик года». Проходит он в три этапа. Первый этап – окончание 1-го полугодия в декабре. Этот этап (тур) – отборочный. Условие: во второй тур переходят учащиеся, окончившие полугодие без «3». Второй тур – интеллектуальный. Проводится он обычно в феврале. Учащиеся 2 – 10 классов приходят на интеллектуальный марафон. Они отвечают на вопросы в форме тестов из различных областей знаний, тем самым набирая рейтинговый балл. Третий тур – изготовление портфолио и самопрезентация. Четвёртый тур – большая интеллектуальная игра. В этот тур проходят самые интеллектуальные, набравшие больше всего баллов.
Для проведения конкурса в школе разработано
ПОЛОЖЕНИЕ.
Принято на совете
«Согласовано»
старшеклассников
Директор_______/
/
«__»_______20
г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О конкурсе «Ученик года»
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15 п. Березайка»
1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Учредителем конкурса является администрация МОУ «СОШ №15 п. Березайка»
Основные цели и задачи конкурса:
- утверждение образования как одного из способов саморазвития и самовыражения личности;
-
стимулирование познавательной активности и творческой деятельности учащихся.
1.3. В конкурсе могут принимать участие учащиеся 2 – 10 классов.
2.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА.
Конкурс проводится в 4 тура.
Первый тур – отборочный. В первом полугодии необходимо иметь средний балл не ниже 4,5. Только в этом случае обучающийся переходит во второй тур.
Второй тур – интеллектуальный. Участники выполняют творческие развивающие задания и отвечают на вопросы по различным областям знаний. Проводится интеллектуальный марафон.
Третий тур – изготовление портфолио и самопрезентация.
Четвёртый тур – игровой. Включает в себя игру – соревнование между участниками, прошедшими все предыдущие туры.
3.
НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ПРИЗЁРОВ.
Победителем конкурса становится участник, набравший наибольшее количество баллов. Он награждается грамотой и ценным призом. Ему присваивается звание «Ученик года». Таких победителей – три / в каждой возрастной группе: 2-4; 5-8; 9-10/
Администрация МОУ «СОШ № 15»
В конкурсе не участвуют ученики 1 и 11 классов. У 1-классников безоценочное обучение, а 11 класс все силы «бросает» на подготовку к ЕГЭ. Ребята сами предложили на Совете старшеклассников освободить их от участия в конкурсе.
Для портфолио участники конкурса оформляют
титульный лист.
МЕНЯ ЗОВУТ:
Я УЧУСЬ В
КЛАССЕ
МОИ УВЛЕЧЕНИЯ В СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ: (например, читаю, коллекционирую/что/, составляю программы на компьютере и т.д.)
МОЁ УЧАСТИЕ В РАЗЛИЧНЫХ СОРЕВНОВАНИЯХ, КОНКУРСАХ, ОЛИМПИАДАХ: (в этом учебном году)
МОИ НАГРАДЫ И ЗАНЯТЫЕ МЕСТА: (например, грамота за 3 место в районной олимпиаде по истории)
К портфолио прикладываются все грамоты и дипломы обучающегося.
Интеллектуальный марафон /февраль
/ позволяет набрать рейтинговый балл. Вопросы подбираются из разных областей и делятся на блоки, соответственно возрасту.
Пример вопросов интеллектуального марафона для 2 – 3 классов /2009г/
1
. Продолжи ряд чисел:
5, 7, 11, 17, 25,…
/ 35, 47 решение: 5+2=7;
7+4=11; 11+6=17…../
2. Три друга Андрей, Коля и Серёжа сели на скамейку в один ряд. Сколькими способами они могут это сделать?
/ 6 способов/
3. Батон разрезали на 10 частей. Сколько разрезов потребовалось для этого?
/ 9 разрезов/
4. Подчеркни слова, в которых звуков больше, чем слогов:
конь, язык, подъём, армия.
/ язык, армия/
5. Установи соответствие и соедини стрелкой:
·
Кот наплакал
очень далеко
·
От горшка два вершка
бездельничать
·
Бить баклуши
маленький
·
Семь вёрст до небес
мало
6. Кто первый нашёл Теремок?
/мышка – норушка/
7. Кто написал сказку «приключения Незнайки»
/ Н.Носов/
8. Назови произведение: «…В домике было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлёбкой…»
/Три медведя,
Л.Толстой/
9. Соедини стрелкой правильные ответы:
·
Животные леса
лось
·
бобр
·
Животные луга
медведь
·
суслик
·
Животные водоёма
крот
·
нутрия
10. Самая большая птица в мире?
/страус/
11. Подчеркни правильный ответ на вопрос: Глава государства, избранный народом, - это царь, президент, император, князь.
/президент/
12. Главный город каждой страны. Это…
/столица/
13. Старинный праздник проводов зимы называется… /масленица/
14. Кто на улице здоровается первым: стоящий или проходящий?
/проходящий/
Вопросы интеллектуального марафона не отличаются повышенной степенью сложности, так как это не олимпиада. Каждое задание оценивается определённым количеством баллов (чем сложнее, тем выше оценка). После проведения марафона комиссия
подводит итоги и вывешивает в школьном информационном уголке «Школьные вести». Итоги подводятся по возрастным группам. Устанавливается переходной балл в следующий тур. Это решает комиссия, в составе которой учебная комиссия Совета старшеклассников, Президент школьной Республики, Председатель НОУ, учитель.
В сводной таблице результатов сразу отмечаются участники марафона, которые переходят в следующий тур конкурса «Ученик года». Ребятам предлагается собрать портфолио к следующему туру /март/. В третьем туре участники выступают с самопрезентацией и знакомят членов комиссии со своим портфолио /все достижения за текущий учебный год/.
В апреле проводится 4-й заключительный тур конкурса. Это обычно большая игра по принципу «Сразись с нацией» или «Самый умный» или «Своя игра» и т.п. Итоги подводятся в конце учебного года, а награды вручаются на торжественной линейке 1 сентября. Это уже школьная традиция.
Ученики школы с удовольствием участвуют ежегодно в конкурсе.
Литература.
1.
Максимова Т.Н. Интеллектуальный марафон: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2009.
2.
Олимпиадный марафон. 9 класс / сост. Н. Н. Некляева. – Волгоград: учитель, 2007
3.
Джуди Галенс, Нэнси Пир. Книга ответов для почемучки. – книжный клуб. Харьков, 2006
|