Сегодня перед педагогами стоит важная задача – разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
Одной из таких технологий является арт-терапия. Арт-терапия не ставит своей целью сделать человека художником или актером. Она направлена, в первую очередь, на решение психологических и педагогических проблем.
Она помогает ребенку справится с психологическим дискомфортом, преодолеть временные трудности.
Арт – терапия (лат. аrs – искусство, творчество, греч. therapeia – лечение, исцеление) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.
Арт-терапия является наиболее естественной формой коррекции эмоционального состояния, снятия накопленного психического напряжения. Её можно применять для того, чтобы успокоиться или просто сосредоточиться.
Для методов арт-терапии характерно то, что в центре внимания находится не столько произведение искусства (продукт творчества), сколько конкретная и уникальная личность автора с ее потребностями, мотивами, ценностями и стереотипами.
Арт-терапевтические занятия помогают детям выражать свои мысли, чувства, настроения в процессе творчества. Работа выстраивается таким образом, что личность и характер ребенка не обсуждаются, его не сравнивают с другими детьми, в общении не применяются негативные оценочные суждения.
Задачи арт-терапии для дошкольников:
- Развитие речевой и познавательной активности.
- Развитие уверенности в себе.
- Стабилизирование эмоционального состояния, умение контролировать свои эмоции.
- Познание себя и окружающего мира.
- Формирование адекватного межличностного поведения.
Существует много техник и направлений в арт-терапии. Основные из них это:
Изотерапия – лечение при помощи средств рисования, изобразительного искусства. Для изотерапии можно использовать любые материалы: бумагу, кисти и краски, карандаши, фломастеры, ручки, мелки и т.д.
Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка.
Сказкотерапия – это воспитание сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Сказка содержит многогранный материал, в основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций.
Игротерапия – процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредствам игры. Игра выступает средством, помогающим развить сенсомоторные навыки ребенка, снизить эмоциональное напряжение. Средствами игротерапии выступают подвижные игра, игры на подражание, игры на снятие психоэмоционального напряжения, игры с песком, динамические игры. Детские игры необходимы для гармоничного развития детей, как в физическом, так и в умственном плане. Игра для детей дошкольного возраста является отражением окружающей его жизни. Игра – это всегда импровизация. А это значит, что ребёнок в игровой деятельности не только обучается жизни, но и живёт своей истинной жизнью. В игре тренируется память, вырабатывается внимательность, усидчивость, настойчивость в достижении цели, умение логически мыслить и предвидеть последствие своих поступков.
Дети на занятиях арт-терапии в созданном воображаемом сюжете активно играют с различными предметами – песком, цветной манкой, волшебными красками и тестом, мелкими бусинками и камешками.
Творчество, в процессе арт-терапии, дает возможность выразить внутренние чувства, переживания, сомнения, конфликты ведь спонтанная изобразительная деятельность способна выражать скрытое содержание психической жизни.