Формирование безопасного поведения – важный этап педагогического процесса, на котором происходит принятие культуры безопасного поведения. Формирование основ безопасности является актуальной и значимой проблемой. Это обусловлено необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения в быту. Ребенка необходимо не только оберегать от опасности, но и формировать представление о необходимости соблюдать меры предосторожности. Для этого надо сформировать основы по сохранению и укреплению здоровья; по воспитанию безопасного поведения, а также формировать способность предвидеть опасности, стараться избегать их, а если сложилась опасная ситуация, то знать, как правильно действовать в данной ситуации.
Дошкольники в силу своих физиологических особенностей не могут проанализировать сложившуюся опасную обстановку и спрогнозировать последствия своих действий, поэтому взрослые должны защитить их и дать элементарные знания основ безопасности.
Можно условно выделить основные источники опасности для ребенка-дошкольника:
• опасности, с которыми он может столкнуться дома (или бытовые);
• опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице);
• опасности, с которыми он может столкнуться на улице и на дороге;
• опасности на природе.
Чтобы избежать те или иные источники опасности, важно:
- обучить правилам использования предметов домашнего быта (домашние приборы);
- сформировать осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека и окружающего мира ситуациям;
- приобщить к правилам безопасного поведения, правилам поведения в общественных местах;
- передать детям знания о правилах безопасного дорожного движения;
- сформировать знания о ядовитых растениях, об опасных животных.
Методы и приемы, через которые можно донести ребенку основы безопасности жизнедеятельности – это художественная литература, дидактические игр, беседы и т.д.
Обучение детей основам безопасности должно проходить в тесном контакте с родителями. Это общая цель
сформировать у ребенка умение действовать в тех или иных ситуациях; помочь ему выработать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности, а также бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.
Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Подводя итог, можно выделить этапы работы по формированию основ безопасности у дошкольников:
1.
Систематизация знаний о правилах безопасности.
2.
Тренировка применения правил при возникновении тех или иных опасных ситуаций.
3.
Распознание опасностей и их источников.
4.
Разработка предупредительных мер.
5.
Ликвидация возможных последствий.
Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Главное в формировании навыков безопасного поведения детей — личный пример воспитателей и родителей.
Список используемых источников:
1. Белая К.Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников»
2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
3. Токарева О. И. Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации (Выпускная квалификационная работа)
4. www.maam.ru/
5. dohcolonoc.ru/