Учите мальчиков и
девочек по-разному
Говорить с
мальчиками нужно кратко и конкретно. Для максимального эффекта они должны
быть вовлечены в активную деятельность, им просто нельзя сидеть спокойно. У них
столько энергии, что лучше всего постараться направить ее в мирное русло, дать
выход, причем
прямо во время занятий.
Не запирайте их в маленьком замкнутом
пространстве, дайте им простор и возможность двигаться. Кроме того, мальчикам
нужно ставить больше реальных задач, придумывать состязания, а скучных
письменных заданий давать меньше, от них нет никакого толку.
А еще их обязательно нужно хвалить
за любую мелочь. И вот еще один интересный факт: оказывается, мальчики должны
воспитываться в более прохладных помещениях, чем девочки, потому что иначе они
у вас во время занятия просто заснут.
Девочки же любят работать в группе, им
нужен контакт. Они глядят в глаза друг другу и любят помогать учителю. Вот это
очень важно: девочек не надо оберегать от падений и загрязнений, они должны
испытывать
«контролируемый риск». Есть возможность у нее упасть,
пусть упадет и научится справляться с этим.
Девочки очень не любят резкие громкие разговоры, но требуют
непременного эмоционального включения, а еще они любят цветной мир, то
есть класс для занятий у девочек должен быть ярким.
Внимательный индивидуальный подход может из
двоечника сделать отличника. Не все двоечники по-настоящему двоечники,
некоторые из них – Леонардо Да Винчи, навсегда погибшие благодаря гениальным
усилиям учителей.
Делайте перерывы
Обычно считается, что, если в процессе выучивания ребенок
что-то забыл – это плохо, отвлекся – плохо, перерыв сделал – тоже
плохо, а если уснул – вообще кошмар. Это все не правда. Все эти перерывы
не просто не помехи для запоминания материала и обработки информации, а
наоборот, помощь. Они дают возможность мозгу уложить, усвоить полученную
информацию.
Лучшее, что мы можем сделать, если нам что-то нужно срочно выучить
прямо к завтрашнему дню, это прочитать прямо сейчас и быстро лечь спать. Основная
работа мозга происходит в то время, когда мы спим.
Для того, чтобы информация попала в
долговременную память, нужно время и определенные химические процессы, которые
происходят как раз во сне.
Постоянное напряжение
от того, что вы что-то не успели, что-то не получилось, опять ошибки, ничего не
выходит – это худшее, что вы можете себе причинить. Нельзя бояться ошибок.
Чтобы учиться было легче, нужно осознать, что
обучение идет всегда
,
а не только за письменным столом. Если человек просто сидит за письменным
столом и делает вид, что он учится –
ничего полезного не выйдет.
Татьяна Владимировна Черниговска
Психолингвист,
нейробиолог, профессор СПБГУ