|
| По идейно-тематическим и проблемным аспектам школьную прозу можно объединить в отдельные группы. Первая составляет произведения историко-революционной тематики об учителе, о творческом труде педагога, становлении его личности. Вторая включает такие из них, где главный объект художественного исследования - взаимосвязь ученик - учитель и их сложный и противоречивый внутренний мир.
Первую группу представляют романы `Элнет` основоположника марийской литературы Сергея Чавайна, трилогия `На росстанях` основоположника белорусской литературы Якуба Коласа, `Учитель` узбекского прозаика Парды Турсуна, `Жизнь не дается дважды` татарского писателя Эдуарда Касимова, `Весенние грозы` украинского прозаика Валентина Речмедина, `Зеленая ветка мая` Марии Прилежаевой. Особо выделяется и кратко анализируется повесть `Первый учитель` Чингиза Айтматова.
Во второй группе - В. Тендряков, Ю. Збанацкий, А. Алексин, В. Железников, А. Лиханов, О. Гончар, В. Быков, С. Данилов, Й. Микелинскас, Й. Друце и другие.
Более подробно - разбор произведений В. Тендрякова, педагогическую концепцию которого сжато можно сформулировать так: традиционная система обучения и воспитания, основанная на принципах подражания, безоговорочного повиновения ученика учителю, полностью обанкротилась и доказала свою несостоятельность еще в 50-х годах. Оторванность школы от требований современности, от практики, нужд, запросов народного хозяйства родила такую негативную тенденцию, как массовое равнодушие учащихся к учебе. Для многих ребят обязательное семилетие, а позже и десятилетнее образование превратилось в опостылевшую повинность, в бездельничанье за счет родителей и государства. В силу этого авторитет народного учителя, престижность учительской профессии были основательно подорваны. Об этом - в анализе романа `За бегущим днем`, повестей `Расплата` и `Ночь после выпуска`.
Отдельные замечания посвящены повестям Ю. Полякова `Работа над ошибками` и В. Железнякова `Чучело`. И несколько очень важных слов сказано о рассказе Б. Васильева `Экспонат №...`
Автор: В. Г. Волочай Источник: Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1987, №3, с. 49.
| Тэги: Школа, воспитание, взаимоотношения учеников и учителей, Проблемы
|