`Есть три способа знакомиться с литературой и изучать ее. Первый - чисто критический, который состоит в разборе каждого значительного писателя; второй - чисто исторический, который состоит в обозрении хода развития всей литературы: здесь обращается больше внимания на эпохи и на школы литературы, чем на отдельные действующие лица. Третий способ состоит в соединении, по возможности, обоих первых. Этот способ самый лучший` (В. Г. Б.).
Белинский в совершенстве владел этим лучшим способом анализа. Прекрасный историк литературы и тонкий ее теоретик, он сочетал в анализе широту взгляда на развитие русской литературы с глубиной теоретических обобщений. Статьи Белинского - это целая школа, богатейшие возможности которой необходимо использовать при обучении анализу художественных произведений в единстве содержания и формы. Обращаясь к статьям критика, учащиеся видят разнообразные пути анализа, видят, как раскрываются особенности художественного содержания произведения, его структуры и языка,
Систематически обращаясь к статьям Белинского, учащиеся убеждаются в том, что они углубляют их понимание содержания произведения и его художественных достоинств; дают наглядное представление об особенностях различных приемов анализа; помогают самостоятельно анализировать произведения; чтение статей позволяет сопоставить свои впечатления от художественного произведения до и после знакомства с разбором критика.
Автор: В. А. Глезер Источник: Литература в школе, 1979, №4, с. 34.
|