Русский язык велич и могук - Нина Владимировна Филипенко
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ















Нина Владимировна Филипенко


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Нина Владимировна Филипенко / Блог / Русский язык велич и могук


ЗАПИСЬ #11

КОММЕНТАРИИ (10)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


12 октября 2012, 14:24, автор - хозяйка блога
Нина Владимировна Филипенко

Русский язык велич и могук

                                            «Русский язык велич и могук!»

                                         (заметки учителя -словесника)                                         

 

          « Русский язык велич и могук!» - эта забавная опечатка вспомнилась мне   в связи с дискуссией о русском языке на страницах   «Литературной газеты». Можно ли остановить оскудение русского языка, о котором пишут многие, указывая явные признаки этого оскудения? Да вот, кстати, один из этих признаков: все больше ошибок стало мелькать на страницах газет, они встречаются даже на страницах «ЛГ», чего не было, скажем, года два назад. Что же случилось?  

           Для меня как для учителя русского языка и литературы  школа, школьная жизнь – главный показатель того, что происходит с языком. Приведу пример. В 60-х годах 20 века моя мама работала в интернате для трудновоспитуемых и читала им вслух интересные книжки,  за  что трудновоспитуемые искренне любили ее. Рассказы о Шерлоке Холмсе слушали с горящими глазами.   Лет 15, 10 и даже 5  назад я могла войти в любой, самый дикий класс с интересной книжкой, скажем, на урок – замещение, и успех был обеспечен. Что сейчас? Многие бедные детки не могут слушать чтение вслух! Минуты   идут, и вот в руках замелькали мобильные телефоны, глаза уставились на мелькающие символы…          О вы, чиновники, стремящиеся ко все большей модернизации, компьютеризации, а в итоге к дегенерации! Вы , отменившие устные ответы на экзаменах, заменившие подлинную грамотность решением тестов, как будто в жизни,  в связном тексте человек имеет дело с изолированными словами…   Вы, стремящиеся компьютеризировать полностью экзамен по русскому языку, посмотрите же вы на этих детей!

           Экзамен, от которого зависит поступление выпускника в ВУЗ, теперь является главным показателем труда учителя. Натаскать на ГИА (государственная итоговая аттестация в 9 классе) или ЕГЭ куда проще, чем подлинно развивать речь учеников, заботиться о культуре устной и письменной речи, прививать навык по-настоящему грамотного письма. Зачем развивать устную речь? Надо готовить к ЕГЭ. Зачем ездить на экскурсии и в музеи?   Для новой формы аттестации учителя важно совсем  другое.

       Сегодня в школах еще работают учителя старой закалки, заботящиеся о развитии культуры, развитии речи своих учеников. Но политика власти такова, что приходится уступать дорогу молодым, из которых растят начетчиков, стремящихся не к общению с детьми, а к зарабатыванию баллов по новой системе  аттестации.   Много баллов   может заработать не тот учитель, который занимается детьми, ведет интересные уроки, ходит с детьми в театр, на экскурсии, в походы, а тот, кто именно занимается собиранием баллов .  Начетничеству не место в живой работе с детьми!

          Не стоит такое уж большое значение придавать презентациям на уроках словесности. Никакая самая роскошная презентация не заменит учителя, любящего   родную литературу, родной язык, любящего своих учеников.   Не заменит работы с художественным текстом. А ведь на создание презентаций, работу с информационными технологиями делается основной упор в новой форме аттестации учителя.

   Оскудение языка…   Думаю, мы еще не то получим, если в прежнем ключе будет преобразовываться система образования.   Изменения в нашу школьную жизнь вносятся без учета мнения тех, кто работает в школе. Например, внедрение сервиса «Электронный дневник» произошло без единого опроса тех, кто вынужден   работать с этим сервисом, что еще раз показало неуважение чиновников   к учительскому труду, к   личности учителя. Между тем программа «Электронный дневник» явно нуждается в переработке: в ней масса недостатков, которые очевидны для нас, учителей.

         В «Учительской газете» №28 от 10 июля 2012 года прочла о возможном слиянии предметов   «русский язык» и «литература» в единый предмет «словесность». Ничего хорошего от этого   не жду.   Литература – это наиважнейший урок, порой   излишне пересушенный иным учителем, но все же, быть может, самый важный в школьной программе, не менее важный, чем русский язык. Но кто из чиновников интересовался мнением учителей? Кто-нибудь разве проводил опрос учителей прежде, чем сократить количество уроков чтения в начальной школе до двух часов в неделю?

         Вообще тенденция решения школьных проблем людьми, никогда в школе всерьез        не работавшими, гибельна не только для жизни русского языка, русской литературы, но и для культуры, для нравственности, для жизни страны в целом. А такая тенденция очевидна. Например, Михалков предлагает ввести урок « Сто лучших фильмов». Какое отношение Михалков имеет к школе? Что он знает о школьной программе?                         О перегруженности школьников, которые учатся по шесть уроков каждый день, включая субботу (после уроков курсы, факультативы и прочие дополнительные занятия), по несколько часов делают уроки, в том числе в воскресенье? Что же седьмыми – восьмыми уроками   говорить им о ста фильмах? Или сокращать курс литературы, не приведи Бог? Вот это будет преступление, и наказание, конечно же, последует обязательно.

         Школьный урок идет 45 минут, а лучшие фильмы нужно смотреть целиком. Так       не лучше ли сделать День кино, допустим,   раз в полгода, чтобы посмотреть целиком и обсудить два хороших фильма в год, вместо того, чтобы забивать головы детей информацией о ста фильмах? Но, конечно, мнение учителя никто не спрашивает.   Напрасно. Ведь просмотр и обсуждение хорошего фильма тоже развивают речь, повышают культуру,  дают ребятам   нравственные ориентиры. Как-то на классном часе показала девятиклассникам фильм Чарли Чаплина. Хохотали ужасно! Делились впечатлениями. Оказалось, что многие ребята никогда не видели Чаплина, а некоторые никогда о нем не слышали. Так-то вот.

         Да только опять же: не губите вы наше образование, а то скоро некому будет и кино показывать!  И это наша реальность. Однажды в чужом седьмом классе на уроке замещения хотела показать великолепный приключенческий фильм «Зеленые цепочки» по повести Германа Матвеева. Тот, в котором еще поется песня  про мальчишек блокадного Ленинграда: «И встали со взрослыми рядом мальчишки у стен Ленинграда…»   Не смогли смотреть!  Достали свои мобильные телефоны… И это ведь не трудновоспитуемые! Обыкновенные…

          И в заключение хочу сослаться на статью жителя города Берлина Александра Альтера в том же №28 «Учительской газеты». Статья называется «Главное – правильно заполнять бланки». Она посвящена школьному образованию в Германии. Автор, в прошлом преподаватель МАИ, пишет об одной из лучших немецких гимназий, которую закончила его дочь. В этой школе литературы как предмета просто нет. «Дети не пишут сочинения, изложения, не доказывают теоремы, не поощряется решение задач разными способами», - пишет Альтер. «Почерк не отрабатывается, зато учителя натаскивают детей на письмо печатными буквами», чтобы правильно заполнять бланки. Лучше других успевают дети, которые хотя бы несколько лет учились в российских школах: « Этой российской закваски им хватает на всю жизнь». « Все, что говорят по поводу перспектив образования в России, в Западной Европе уже реализовано, - убежден Александр Альтер. – Надеюсь, что России все же не удастся в обозримом будущем догнать в этом Европу».

        Я убеждена: оскудение языка, обнищание культуры, падение нравственности – все это во многом вызвано неправильной политикой в области образования. И все же…          не могу не вспомнить Тургенева: « Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

 

                                                                  Нина Владимировна Филипенко

                                                      учитель русского языка и литературы, Санкт- Петербург

 

  

  

 



Тэги: оскудение языка



ОБСУЖДЕНИЕ


пользователь отключен2012-10-12 18:30:42 - пользователь отключен
Горько и грустно... Хорошо, что у меня есть возможность хоть как-то приобщать ребенка не только к новым технологиям, но и к книгам-и сама ей читаю, и ей для чтения подбираю хорошую литературу, приобщаю к тому, чтобы обсудить прочитанное.
Олег Викторович Кривошеин2012-10-12 18:34:21 - Олег Викторович Кривошеин
Надеюсь, что России все же не удастся в обозримом будущем догнать в этом Европу.
Будем надеяться.
Нина Владимировна Филипенко2012-10-12 18:35:35 - Нина Владимировна Филипенко
Так каждый из нас может спасти от духовного обнищания своего ребенка, свой класс, но в целом как-то действительно грустно всею
Ирина Геннадьевна Мосина2012-10-12 18:38:08 - Ирина Геннадьевна Мосина
Всё верно и грустно! Иногда на полном серьезе ловлю себя на мысли: `А может `холодная война` еще не закончилась? А закончится, (извините!) с полной и безоговорочной дебилизацией страны?`

Извините, Нина Владимировна, забыла сказать Вам: СПАСИБО ЗА СТАТЬЮ!
Нина Владимировна Филипенко2012-10-12 18:55:42 - Нина Владимировна Филипенко
дебилизации страны мы не допуститм, надеюсь. И Вам спасибо за отклик.
Татьяна Петровна Луценко2012-10-12 19:00:45 - Татьяна Петровна Луценко
Нина Владимировна! Спасибо за статью! Как в кино:`За державу обидно` (ОБИДНО ЗА ОБРАЗОВАНИЕ)
Нина Владимировна Филипенко2012-10-14 22:48:00 - Нина Владимировна Филипенко
Хотят как лучше, а получается как хуже? Или же намеренно разваливают образование? Вот это я еще не поняла пока.
Василий Серафимович Беломестных2012-10-14 23:24:18 - Василий Серафимович Беломестных
`урок Сто лучших фильмов. Какое отношение Михалков имеет к школе?`
начал комментировать этой цитатой,чтобы зацепить народ Вашим правильным материалом!всего 4(четыре )отзыва! редиска под хреном -конечно,здорово,и наши муси -пуси (сам грешен),но ведь реагировать -то надо и на проф.темы!отношения в школе всё более походят на торговые(очень низкой пробы),а мы всё стараемся успеть `В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ`! чьим ? торгашей,менеджеров от культуры и педагогики?
простите-а кому понравилась своей сильной драматической работой Дочь Михалкова в `Цитадели`?
Нина Владимировна Филипенко2012-10-15 18:43:52 - Нина Владимировна Филипенко
Сто лучших фильмов, сто лучших книг - все из одной оперы. Почему 100?
Василий Серафимович Беломестных2012-10-15 23:39:54 - Василий Серафимович Беломестных
это `онес-с` вспомнили про списки для(так и называлось) ` каждого ,считающего себя культурным человеком`.тогда (первый такой список увидел 1978г.)
это было действенным и подвигало на ночные бдения с книгами, а сейчас...

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Валентина Васильевна, не везде так. Работали круглые сутки, смотря по погоде... В селе живу сразу после института с 1976 года... Насмотрелась вдоволь... Ну, и праздновали от души. Главный определить работать или праздновать - погода... А в СССР она везде разная в одно и то же время... Да и в этом году не до лесов: мороз -5 и ....СНЕГ всю ночь... Октябрьский район Оренбургская область, РАЙцентр (специально рай выделила) Кстати, все майские дни галдели мотоблоки: орудия труда вскапывали частные огороды под картошку. И все были рады, что `до снега успели!` Конечно, и скотину кормили-поили, выгоняли на улицу, пастись... дни для семьи пасти овец-коз и в праздничные дни. Пасли. Но и о празднике помнили. По окончании посевной в местном ДК и награды, и концерты, и танцы... От души. Не по приказу... Были `черные` дни, в земле и были праздники с ботинками и туфлями . Улыбаюсь, как увижу те клубные торжества (нас, молодых специалистов, даже домой на праздники не отпускали, находилось для нас, `белоручек` много чего. На уроках всегда учила детей всестороннему подходу к оценке событий. Любых.
Антонина Алексеевна, в нашем возрасте достаточно сказать что жива и на своих ногах) Будьте живы и здоровы!
В деревне никто не работал 1-го мая... все (или в большинстве) гуляли. На демонстрацию собирались с вечера - ветки с почками украшали искусственными цветами, утром - надували шары (бывшие большим дефицитом или жаль было денег на них) и всей семьей выходили из дома в парадных одеждах. Дети шли в школу. Родители шли на своё место работы, там формировались колонны, которые двигались к сердцу села - на площадь... с песнями и от чего-то хорошим настроением! По большому овалу общая колонна двигалась по площади. Когда какая либо организация приближалась к трибуне, её чествовали добрыми словами. Например : `Слава труженикам полей и ферм!`. Самой многочисленной колонной была школа. В репродуктор называли лучших учеников - отличников и сопровождающих нас - учителей. После демонстрации - детям свобода, а взрослым - гульба. Но мы - дети организовывали себя сами. Это был поход в лес, в горы - с сумкой с вареными яйцами, салом и молоком в бутылке. Запомнилось, что бутылка закрывалась самодельной пробкой из газеты. Не боялись никаких клещей... Если случалось, что цапнет - выкопаешь его и помажешь зеленкой (вечером). ещё зароилось в голове множество моментов из нашего детства, которые наверняка были и вашей жизни, друзья. Но однозначно - не работали (отвечаю на вопрос Вадима Ивановича). Был праздник - у каждого свой.
Вчера хоронили Сашу Дерендяева - моего ученика из первого выпуска, который состоялся 41 год тому назад. Саше , значит, на сегодня где-то 55 лет. В таком возрасте пошёл добровольцем на СВО. Мог бы, будучи прекрасным механизатором, технику на СВО ремонтировать, но пошёл на передовую штурмовиком. Правильным был очень. Настоящий патриот. Мама его Татьяна Арсентьевна так правильно воспитала. В классе, когда учился, был самым трудолюбивым и очень аккуратным: белая отглаженная рубашка, красный галстук - всегда, как на парад. Так жалко, что не увижу больше его никогда.(( В коллективе его звали Ленин - вот за просто так ТАК не назовут. Саша Кондратьев Работящий был человек. Это комментарий к моей заметке в `Одноклассниках`. Сегодня мне бывший агроном колхоза сказала: `На нём колхоз держался. Я даже не знаю, когда он спал. Днём на грузовой машине работал, на зернотоке оператором трудился, ночью сторожем в гаражах, параллельно машины ремонтировал.` И это не преувеличение - так и было! И честь, и совесть у людей есть. Никто никуда не побежал из деревень, в отличие от богемы, а многие пошли добровольцами на СВО. И я горжусь своими учениками.
Файл не скачивается. Файл не скачивается.
Понравились законы. Особенно дополнение студентов и армейская аксиома.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/