МОУ «Тугустемирская СОШ» расположено в сельской местности с историческим прошлым, с высокой долей пожилого населения, в которой основной процент домов составляет частный сектор, где не осуществляется строительство новых домов и отсутствуют промышленные предприятия. Население села составляют главным образом пенсионеры, работники бюджетных организаций (образование, здравоохранение) и сельскохозяйственного ООО «Металлург», имеющие относительно низкую заработную плату и доходы семей ниже прожиточного минимума. Поэтому не каждая семья сегодня может обеспечить достойное образование своему ребёнку после окончания школы. Всё больше наших выпускников остаются в селе без профессионального образования, а, следовательно, и без работы. Нередки становятся случаи безнадзорности, правонарушений, других асоциальных явлений. Получается так, что школа не может обеспечить сегодняшнему выпускнику успешность в жизни. А ведь школа – оплот надежд селян.
Где же найти выход из сложившейся ситуации? Как развить сельского ребёнка до уровня самодостаточности, развить так, чтобы он сумел обеспечить себя и свою семью в будущем?
На мой взгляд, возможны два пути решения данной проблемы. Первый - в расширении школьной системы дополнительного образования детей, в активной организации внеаудиторной занятости учащихся – кружках, спортивных секциях, различного рода творческих объединениях. Второй - в конкретной профилизации обучения с получением учащимися соответствующего документа.
К сожалению, в содержании образования современной общеобразовательной школы лишь частично представлены некоторые виды профессиональной деятельности, элективные курсы дают только теоретическую подготовку. Ни объём, ни содержание, ни организационные формы, в которых дополнительное образование даётся ныне, не могут быть признаны достаточными для решения проблемы развития профессиональных качеств выпускника. Наша школа не располагает возможностями организовывать творческую деятельность детей в области искусства, экологии, техники на достаточно высоком уровне. Она не обладает для этого ни дополнительными учебными часами, ни необходимой материальной базой, ни кадрами. Нам необходимо налаживать тесную связь с предприятиями района и села через приглашение работников на классные часы, организацию вечеров, экскурсий, социальных проектов профессинальной направленности. Ведь выпускники школы не желают возвращаться в село после учёбы, т. е. молодёжная политика и патриотическое воспитание оставляют желать лучшего.
Если идти по первому пути решения проблемы, то в нашем селе немало народных умельцев, пусть и без педагогического образования (а это поддерживает проект Национальной образовательной инициативы «НАША НОВАЯ ШКОЛА»), способных научить ребят зарабатывать деньги – столярному делу, ремонту обуви, плетению изделий из ивовых прутьев, валянию валенок, макраме, шитью, вязанию и т.п. Вопрос только в том, кто будет оплачивать их труд?
Если реализовывать второй предложенный путь, то возможен выпуск из школы ученика с удостоверением тракториста, токаря – станочника, повара, швеи и т.п. Но для этого нужна материальная база для отработки практических навыков.
Решив данную проблему, можно было бы «убить несколько зайцев»: обеспечить тесную связь учебно-воспитательной и профессионально-образовательной работы в единую систему, обеспечить выпускнику работу и успешность в жизни, предотвратить правонарушения, сохранить в селе молодые кадры. Сейчас в стране поощряется малое предпринимательство. Вполне возможно, что после окончания школы выпускник останется в родном селе и организует малый бизнес.
Предложенные пути решения нашей проблемы следует адресовать Муниципальному образованию Тюльганский район Оренбургской области и отделу образования администрации Тюльганского района, которые могли бы оказать помощь в создании необходимой материальной базы и в документообороте.