Классный час
Лекарство от прогулов
Совместный поиск
решения
Склонность школьников прогуливать занятия – одна из
проблем, которые можно отнести к разряду «вечных». Учителя всего мира пытаются
решить эту задачу. Например, парламент Великобритании начиная с 1997 года
выделил 650 миллионов фунтов на разнообразные программы по улучшению
посещаемости занятий в школах. Но число прогулов лишь увеличилось. Из этого
следует, что карательные меры, даже подкрепленные большими деньгами, не
приносят хороших результатов. Необходимо искать другие способы.
Ч
аще всего именно конфликты, непонимание со стороны преподавателя
провоцируют на то, чтобы ребенок перестал посещать занятия. Страх перед уроком
и в первую очередь перед конкретным учителем «ломает» ребенка, топчет его
психику, извращает сознание, мысли, и ученик приходит на урок, внутренне
готовый к неприятностям либо сбегает с него.
Болезнь проще предупредить, чем лечить, поэтому не стоит дожидаться, когда
дети вашего класса начнут сбегать с уроков. Нам самим необходимо общаться,
учить уважать себя и уважать детей, делать все, чтобы в школе ребятам было
интереснее, чем на улице!
Предлагаю вариант классного часа, рассчитанного на учеников младших
классов.
Сквозняк в голове
Учитель читает стихотворный фельетон.
Если в голове сквозняк,
Ветер с севера подул –
Для здоровья это вредно.
И решился на прогул
В понедельник мальчик вредный.
Вторник. Ветер вдруг с востока –
Вот причина сидеть дома.
«Я не выучил уроков», –
Шепчет маме наш знакомый.
В среду утром вперегонку
С запада помчались тучи.
Как же можно для ребенка
Упустить подобный случай?
А в четверг утихнул ветер.
Штиль и солнце. Кое-как
Поборол он козни эти,
В комнате создав сквозняк.
В пятницу – и грязь, и слякоть,
На дорогах – гололед.
Стал бедняга горько плакать,
Что до школы не дойдет.
Что касается субботы,
Он усвоил как закон:
Нужен отдых от работы…
Отдыхал спокойно он.
В воскресенье отоспался,
Вымылся, сходил в кино,
В школу долго собирался,
Но…
Ветер с севера подул,
Быстро стынет пыл воскресный,
И прогульщик затянул
В понедельник ту же песню.
А в семье царит смятенье,
И решают сгоряча –
Для серьезного леченья
Пригласить скорей врача.
Хмурит брови врач тревожно,
И гласит диагноз так:
«Случай явно безнадежный,
Если в голове – сквозняк».
Учитель.
Подумайте, какие события школьной жизни послужили
основой для стихотворного фельетона? Случалось ли такое в нашем классе и
почему?
Ученики обсуждают, может быть, вспоминают случаи из
жизни класса.
Будни прогульщика
Учитель.
А сейчас я хочу познакомить вас, ребята, с рассказом
Виктора Владимировича Голявкина «Никакой я горчицы не ел» (
Читает рассказ о
мальчике, который прогулял школу.) Почему, по-вашему, мальчику было скучно
в солнечный веселый день? Почему мальчик прогулял школу? Какие у вас
предположения? Хорошо ли прогуливать школу? Почему? Что бы вы посоветовали
сделать мальчику? Давайте смоделируем ситуацию. Что скажет о прогуле мальчика
мама? Учитель? Одноклассники?
Дети выбирают роли, разыгрывают разные ситуации и
обсуждают.
Школа будущего
Учитель.
А теперь давайте продолжим фантазировать. Допустим,
всем нам прямо сейчас предоставляется возможность попасть в Школу будущего.
Представим, что там все прекрасно, дети счастливы, им легко и приятно учиться.
Подумайте, что из сегодняшней школы нужно взять в школу будущего, а также что с
собой брать не стоит. Перед каждым из вас лист бумаги, имеющий два столбца: «+»
– нужно брать, «–» – не нужно брать. Запишите в эти столбцы, что бы вы взяли с
собой из сегодняшней школьной жизни, а что – нет.
Дети выполняют задание в течение 5–10 минут.
Учитель.
В Школе будущего ученики с радостью посещают все
уроки. Интересно, какие предметы нравятся вам?
Классный руководитель раздает ребятам листки со
списком учебных предметов. На доске рисует три рожицы: веселую, грустную и
нейтральную.
Учитель.
Читайте по порядку список предметов, которые вы сейчас
изучаете в школе. Рядом с каждым предметом нарисуйте такую рожицу, которая
больше всего соответствует вашему настроению на этом уроке.
Примечание:
анализ этого задания позволит учителю оценить
эмоциональное отношение учеников к предметам и обучению в целом.
Составление
Конституции
Школы будущего
Учитель.
В Школе будущего каждый ученик имеет право внести на
рассмотрение свой закон, который после обсуждения должны выполнять все: и дети,
и учителя. Уверена, что одним из первых пунктов будет: «Прогуливать школу
нельзя!». А какие пункты закона предложили бы вы?
Совместно составляется Конституция Школы будущего.
Учитель после обсуждения записывает сказанное детьми на доске. После чего
предлагает ребятам оформить Конституцию на ватмане или в специальном альбоме.
Подружить школьника с уроком – задача не одного дня. В педагогике вообще не
бывает ничего быстрого. Главное – последовательность и терпение. Всходы
непременно будут, не стоит только торопить события.