Адаптивная программа по предмету Здоровье и ОБЖ - Ольга Борисовна Уланова
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Ольга Борисовна Уланова


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Ольга Борисовна Уланова / Блог / Адаптивная программа по предмету Здоровье и ОБЖ


ЗАПИСЬ #4

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


26 мая 2014, 12:26, автор - хозяйка блога
Ольга Борисовна Уланова

Адаптивная программа по предмету Здоровье и ОБЖ

Примерная программа

по предмету «Здоровье и ОБЖ»  

для 1 – 12 классов

школ VIII вида – 2 вариант обучения

Пояснительная записка.

   Данная программа составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой (Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011). Программа предназначена для специальных (коррекционных)   образовательных учреждений VIII вида.

   Современный человек живет в мире опасностей, постоянно угрожающих его здоровью и самой жизни. В этих условиях главная задача учителя на уроках ОБЖ   заключается в том, чтобы вооружить   учащихся специальными знаниями, сформировать умения и навыки выживания в чрезвычайных ситуациях и в повседневной жизни, навыки внутренней готовности к действиям в опасной ситуации.

   В современном мире все более важным становится вопрос о получении знаний по ОБЖ, чтобы подготовить детей к встрече с разными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить, подробно разъяснить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, и четко следить за их выполнением, так как от этого зависит безопасность, жизнь и здоровье детей. Однако, безопасность и здоровый образ жизни – это не только сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.

  Ежеминутно каждый ребенок может оказаться в неожиданной ситуации. Бывает, что даже известные вещи, полезные предметы, обычные ситуации могут стать опасными. Чтобы обезопасить себя, выжить, необходимо знать и выполнять  элементарные правила (правила поведения в обществе, правила поведения дома, правила дорожного движения, противопожарные, правила поведения на воде и у воды, правила взаимодействия с окружающей средой и животными). Задача учителя ОБЖ – подготовить учащихся к встрече с различными ситуациями, вооружить необходимыми знаниями и умениями как можно раньше.

   Но что делать, если ребенок с нарушением интеллекта? Он не может сам себя обслужить, одеться, причесаться, понять, какое действие нужно выполнить в данный момент. Такой маленький гражданин подвержен еще большей опасности со стороны окружающей среды и социума. Поэтому назрела необходимость ввести предмет «ОБЖ» в классах «Особый ребенок». Также необходимо составить программу по предмету «ОБЖ», так как методическая литература, пригодная для изучения в специальных учреждениях по этому предмету, отсутствует. Кроме того нужно определить и систематизировать важные для изучения темы, составить примерное тематическое планирование.

  На уроках ОБЖ необходимо уделить большое внимание пониманию и распознаванию детьми опасных ситуаций. Для ученика общеобразовательной школы не обязательно напоминать элементарные правила поведения, это он впитал еще с младенчества и оперативно владеет этими знаниями и умениями. Для ученика школы VIII вида необходимо постоянно напоминать, терпеливо разъяснять, добиваться автоматизации применения и осознанности в понимании даже самых элементарных правил.

 Предмет «ОБЖ», как никакой другой, имеет множественные межпредметные связи (альтернативное чтение, графика и письмо, развитие речи и окружающий мир, рисование, социально-бытовая ориентировка, ручной труд, адаптивная физкультура). Уроки по этому предмету – это   комплекс, система   обучения безопасной жизни.

  На уроках применяются как традиционные, так и нетрадиционные формы проведения занятий, а также моделирование ситуаций. Различные виды деятельности   направлены на приобретение детьми жизненно важного опыта.

   Целью обучения данному предмету является освоение учащимися системы жизненно-необходимых практических навыков   и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни. На уроках формируются элементарные навыки самообслуживания с частичной помощью учителя, а затем и самостоятельно, культурно-гигиенические навыки, выполняемые вместе с педагогом, по подражанию его действиям, по образцу, ориентируясь на картинки и пиктограммы, а также первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни, о безопасности жизнедеятельности.

   На уроках ОБЖ учитель должен предупредить учащихся об опасностях, существующих в мире, о мерах их предотвращения и способах оказания первой медицинской помощи в случае их возникновения.

   На уроках ОБЖ учащиеся знакомятся с правилами личной безопасности в доме, на улице, в транспорте и на природе, с приемами по охране здоровья. На уроках ОБЖ перед учителем стоят важные задачи – научить детей с пониманием относиться к своему здоровью и здоровью окружающих, привить навыки гигиены, рационального питания, двигательной активности; научить предвидеть опасность и избегать ее, при необходимости уметь оказать первую медицинскую помощь. Кроме того необходимо учитывать влияние окружающей среды на человека, воспитывать в детях бережное отношение к объектам природы, понимание необходимости их охраны.

    В основу уроков по предмету положен комплексный подход, предполагающий:

- ознакомление с правилами поведения, направленными на охрану здоровья;

- развитие мотивации, ориентированной на соблюдение доступных их восприятию норм здорового образа жизни и правил безопасности;

- формирование способности учеников к моделированию и символизации в действиях с игровыми аналогами настоящих предметов, предметами-заместителями, картинками и пиктограммами в обучающих предметно-практических упражнениях, игровых упражнениях и играх;

-индивидуальный и дифференцированный подход в общении учителя и учащихся в процессе игр и игровых упражнений;

 -последовательно-параллельную работу по обучению основам здорового образа жизни и правилами безопасности жизнедеятельности.

  Учитель обучает учащихся использованию невербальных и вербальных средств общения в процессе самообслуживания, выполнения культурно-гигиенических процедур. Для подкрепления действий учащихся и соблюдения их алгоритма используются специальные символы.

  Учащихся старшего школьного возраста знакомят на доступном для их восприятия уровне с потенциальными источниками различных опасных ситуаций, связанных с социальной деятельностью человека, антропогенными изменениями в природе, которые нередко становятся причиной глобальных экологических проблем (снижение качества воды, воздуха, изменение климата).

  Исходя из особенностей развития мыслительной деятельности учащихся, из индивидуально-типологических характеристик, учитель на этих уроках воспитывает у детей состояние физической, психической и социальной защищенности. Это является основой социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Учащиеся в доступной форме получают представления о том, что безопасность окружающего мира – необходимое условие существования каждого человека.

  В ходе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности у учащихся формируются:

-основы безопасности собственной жизнедеятельности;

-навыки осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям.

  Наряду с формированием представлений о собственной безопасности учащимся раскрываются основы безопасности   окружающего мира природы.   Они узнают о правилах безопасного для мира природы поведения человека, у них формируется осторожное и осмотрительное   отношение к окружающему миру. Это является предпосылками экологического сознания.

  Моделирование ситуаций учит учащихся переносить в игру правила здоровьесберегающего и безопасного поведения, а также использовать в реальной жизни тот элементарный игровой опыт, который они получили в совместных с учителем играх.

  На занятиях старших школьников расширяются и уточняются представления о состоянии их здоровья, а также о состоянии здоровья окружающих. Учащиеся учатся описывать симптомы болезненного состояния. Для этого они получают представления о внешних и внутренних особенностях строения тела человека, о правилах сбережения здоровья и его профилактике. Учащиеся знакомятся с сезонной одеждой, обувью, съедобными и несъедобными грибами, ягодами, травами, учатся элементарным правилам поведения на природе.

  Учеников 5 – 12 классов активно знакомят с различными   общеупотребительными знаками пожарной безопасности, дорожного движения, предупреждающими, информационными и др.

  Огромное значение имеет обучение правилам поведения в кризисных ситуациях. Необходимо сформировать у учащихся социальные представления о правилах пожарной безопасности, правилах дорожного движения, правилах поведения у водоемов и во время пребывания в них.

  Обучение учащихся правилам поведения в опасных, чрезвычайных ситуациях, в ситуациях с прогнозируемой степенью опасности направлено на выработку у них привычки выполнять эти правила, на формирование навыка ориентировки в пространстве улицы, помещения и т.   д.

  Результативность освоения учащимися содержания уроков-занятий оценивается не столько по приобретаемым детьми вербальным знаниям, сколько по усвоению, овладению ими приемами элементарной мыслительной и двигательной деятельности. Основное внимание при этом обращается на доступную степень активности, возможную самостоятельность учащихся в ситуациях, моделирующих возникновение пожара, на правильность обращения с пожароопасными предметами, на знание правил дорожного движения, правил обращения с   травмоопасными предметами, ядовитыми растениями и плодами и их выполнение и др.

  В ходе дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых, сюжетно-дидактических и театрализованных игр по ОБЖ педагоги знакомят учащихся со знаково-символическими средствами общения – пиктограммами. К ним относятся знаки дорожного движения, знаки пожарной безопасности. Знаки, регулирующие поведение людей в общественных местах и в природе. Пиктограммы используются, чтобы пробудить и развить элементарные когнитивные возможности детей, стимулировать и активизировать их деятельность, в том числе и коммуникативную. Так наряду с овладением смысловой стороной знака учащийся расширяет словарный запас.

  На уроках учащихся учат применять в быту и в процессе ориентировки в окружающем мире:

-невербальные и вербальные средства общения, необходимые для самообслуживания, выполнения культурно-гигиенических процедур;

-предметы и материалы (предметы гигиены, одежда, посуда), специальные символы (картинки, пиктограммы);

-навыки и умения по уходу за своими вещами, игрушками и т. п.;

-алгоритм действия, который дается поэтапно и с помощью наглядных схем;

-наиболее употребляемые знаковые системы (светофор, цвет специального автомобиля, например, пожарного, скорой помощи, предупреждающие, запрещающие, информационные и другие знаки, регулирующие поведение людей в общественных местах и в природе);

-правила поведения в экстремальных ситуациях, которые могут возникнуть дома, на улице, в природе;

-информационно-бытовые знания, обеспечивающие им комфортное проживание.

  В процессе изучения тематических групп по предмету ОБЖ учащиеся должны: уточнить и закрепить понятийный аппарат (названия предметов, действий с ними); четко представлять последовательность операций с бытовыми предметами, при этом знать правила безопасности; уметь вести себя в чрезвычайных ситуациях; освоить модели межличностного общения, необходимые в различных ситуациях.

   Содержание программы делится на 4 раздела: «Формирование культурно-гигиенических навыков», «Уход за жилищем», «Питание», «Безопасность в доме и на улице». Содержание включает в себя материал по правилам поведения на дороге, на воде; правила противопожарной безопасности; правила питания и предотвращения отравления; правила безопасного поведения с животными, затрагивают проблемы окружающей среды, здорового образа жизни и основы медицинских знаний.

 

Коррекционно-развивающие задачи для детей с разными уровнями развития.

1 уровень.

Формирование культурно-гигиенических навыков.

Воспитывать потребность в соблюдении правил гигиены.

 

Воспитывать эмоциональную адекватность.

 

Воспитывать   правильное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Уход за жилищем.

Формировать представление о необходимости содержания помещения в чистоте для сохранения здоровья.

Обучить правилам безопасного поведения на кухне, в ванной комнате.

Научить аккуратно и осторожно пользоваться инвентарем для полива растений и рыхления почвы.

Питание.

 Воспитывать аккуратное, бережное отношение к посуде.

Обучить правилам приема пищи, значимых для гигиены и здоровья.

Научить выбирать полезные для здоровья продукты питания.

Безопасность в доме и на улице.

Побуждать   учащихся к рассказыванию (слушанию рассказа учителя) по картинкам о безопасности поведения в природе, на дороге, дома.

Познакомить с информационными, предупреждающими знаками.

Обучить правилам безопасного пользования розетками.

Обучить правилам безопасного поведения с электроприборами.

Формировать знания о поведении в общественном транспорте.

Обучить элементарным правилам безопасного поведения на улице.

Формировать знания учащихся о пожароопасных приборах.

Научить соблюдать правила безопасного обращения с огнеопасными предметами.

Воспитывать бережное отношение к природе.

 

2 уровень.

Формирование культурно-гигиенических навыков.

Воспитывать умение владеть собой в различных ситуациях.

 Формировать умения по содержанию в чистоте одежды, обуви, помещения.

Уход за жилищем.

Научить аккуратно и осторожно пользоваться уборочным инвентарем.

Научить безопасному обращению с бытовыми приборами.

Питание.

Обучить правилам безопасного использования столовых приборов и посуды.

Научить соблюдать правила безопасности при сервировке  стола к завтраку, полднику, ужину, обеду.

Научить правилам пользования водопроводными кранами.

 Формировать навык рационального питания.

Безопасность в доме и на улице.

Научить правилам поведения при встрече с незнакомым человеком на улице.

Научить выбирать средства пожаротушения.

Научить выполнять действия по предупреждению опасности и по ликвидации ее.

Формировать навык осторожного и безопасного обращения с колющими и режущими предметами (ножницы, иголка, нож).

 Научить   оказывать первую медицинскую помощь при ушибах, порезах, ссадинах, ожогах.

  Научить покупать лекарственные средства в аптеке.

 

3 уровень.

Воспитывать потребность у учащихся в соблюдении   культурно-гигиенических правил, в уходе за собой, в необходимости закаливающих процедур и тренировочных упражнений для глаз, рук, ног.

 

Развивать умение управлять своими эмоциями.

Формировать ответственное отношение к личной безопасности.

Вырабатывать стремление к безопасности окружающих.

Учить распознавать и оценивать опасные и вредные факторы.

Учить определять способы защиты от вредных и опасных факторов.

Развивать умения и навыки оказания само и взаимопомощи в случае возникновения опасных ситуаций.

Развивать способность предвидеть опасные ситуации, оценивать и прогнозировать их развитие.

Расширять представления учащихся о здоровом образе жизни.

 

Показатели усвоения программы детьми с разными уровнями развития.

Дети должны:

1 уровень:

Уметь  выбирать и называть предметы личной гигиены (мыло, мыльница, полотенце, зубная паста, зубная щетка, стаканчик для полоскания)   с помощью вербальных и невербальных средств общения.

Уметь соблюдать правила гигиены.

Выработать мнение о необходимости ухода за собой, соблюдения правил гигиены.

Бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.

Уметь открывать и закрывать краны.

Уметь мыть руки круговыми движениями с использованием   мыла.

Знать последовательность процесса умывания.

Уметь умывать лицо.

Уметь ухаживать за глазами (вытирать слезы, мыть глаза).

Уметь ухаживать за полостью рта.

Уметь выбирать и показывать предметы для ванной комнаты (ванна, душ, кран).

Уметь находить и узнавать предметы ухода за волосами.

Уметь выбирать моющие средства для мытья рук и головы.

Уметь различать виды одежды.

Уметь измерять температуру.

Знать и соблюдать правила безопасного пользования туалетом.

 

Иметь представление о необходимости уборки помещения для сохранения здоровья.

Знать предметы уборки жилища (ведро, тряпки, веник, швабра, совок, щетка, моющие средства).

Уметь соотносить предметы для уборки жилища с соответствующими картинками и пиктограммами.

Уметь осторожно применять уборочный инвентарь.

Знать названия посуды и действиями с ними (чашка, ложка, вилка, тарелка).

Уметь пользоваться салфеткой во время еды и после приема пищи.

Уметь узнавать предметы посуды на картинках и пиктограммах.

Уметь действовать ложкой и вилкой во время еды.

Знать правила безопасного использования столовых приборов.

Знать правила поведения во время еды.

Знать правила последовательности приема пищи.

Знать правила приема пищи, значимых для гигиены и здоровья.

Уметь выбирать полезные и вредные для здоровья продукты питания.

Уметь сметать крошки со стола, вытирать стол.

Знать режим питания (завтрак, обед, полдник, ужин).

Владеть навыком безопасного использования посуды.

Знать и соблюдать правила поведения на кухне, в ванной комнате.

Знать правила пользования водопроводными кранами.

Владеть навыком экстренного вызова помощи (или попросить об этом соседей) в случае поломки системы подачи воды или отопительной системы.

Уметь открывать и закрывать двери в комнаты.

Знать и называть детали лестницы.

Уметь ходить по лестнице.

Уметь поливать цветы.

Знать способы уборки пыли.

Знать способы чистки ковров.

Знать и соблюдать правила безопасного поведения при открывании и закрывании окон.

Уметь аккуратно и осторожно пользоваться инвентарем для полива растений и рыхления почвы.

Иметь представление о пожароопасных приборах.

Уметь выбирать и узнавать бытовые электроприборы.

Знать правила безопасного пользования розетками.

Знать правила безопасного поведения с электроприборами.

Научить выбирать и определять транспортные средства.

Соблюдать элементарные правила поведения на улице, дороге.

Знать и применять правила безопасного перехода через дорогу.

Узнавать дорожные знаки (светофор, пешеходный переход).

Соблюдать правила поведения в общественном транспорте.

Соблюдать правила безопасного поведения на улице.

Знать свой адрес.

Уметь определять и узнавать пожароопасные предметы (спички, зажигалки).

Соблюдать правила безопасного обращения   с опасными предметами   и материалами .

Соблюдать правила безопасного обращения с огнеопасными предметами.

Выполнять правила противопожарной безопасности.

Знать ядовитые растения.

Знать и уметь пользоваться лекарственными средствами и перевязочными материалами   домашней аптечки.

Знать и выполнять правила безопасного поведения в природе, на водоеме.

 

2 уровень:

Знать и выполнять алгоритм последовательных действий по одновременному уходу за руками и лицом.

 Выполнять правила безопасного поведения в ванной комнате.

Владеть простыми способами ухода за одеждой (чистка, стирка).

Уметь выбирать средства по уходу за одеждой.

Уметь покупать лекарственные средства в аптеке.

Уметь вытирать пыль с полок.

Уметь пользоваться ножом и вилкой.

Уметь сервировать стол к завтраку, полднику, ужину, обеду.

Знать и соблюдать правила хранения продуктов.

Знать и соблюдать правила здорового питания.

Уметь мыть посуду, используя моющие средства.

Знать правила обработки овощей и фруктов.

Уметь пользоваться средствами и предметами по уходу за одеждой.

Уметь дозировано использовать моющие средства.

Знать правила пользования утюгом.

Знать правила безопасного пользования пылесосом.

Уметь пользоваться утюгом и пылесосом.

Иметь представление о различных способах по уходу за одеждой: стирка ручная и машинная, химчистка, виды ремонта одежды.

Уметь выбирать моющее средство.

Знать способы ухода за обувью (мытье, чистка, ремонт в мастерской).

Знать и применять меры по профилактике простудных заболеваний.

Уметь вызвать врача на дом.

Знать элементарные правила ухода за больным.

Уметь по цвету кнопок на кранах определять, в каком из них холодная вода, а в каком горячая.

Знать правила пользования водопроводными кранами.

Уметь открывать и закрывать водопроводные краны в определенной последовательности.

Уметь подметать пол.

Уметь показывать и узнавать элементы дороги.

Знать правила поведения при встрече с незнакомым человеком на улице.

Уметь узнавать сигналы пешеходного светофора.

Знать знаки пожарной безопасности, запрещающие и эвакуационные знаки.

Уметь выбирать средства пожаротушения.

Знать номера телефонов МЧС.

Уметь выполнять действия по предупреждению опасности и по ликвидации ее.

 

3 уровень.

  Выработать мнение о необходимости закаливающих процедур и тренировочных упражнений для глаз, рук, ног.

Знать и выполнять  алгоритм последовательных действий во время утреннего туалета.

Уметь использовать предметы и косметические средства по уходу за своей внешностью.

Уметь выбирать полезные продукты.

Уметь убирать комнату.

Уметь проводить сухую и влажную уборку помещения.

Уметь ухаживать за комнатными растениями (опрыскивать).

Уметь аккуратно и осторожно пользоваться инвентарем   для полива и опрыскивания .

Уметь безопасно пользоваться бытовыми приборами.

Уметь оказать первую медицинскую помощь при ушибах, порезах, ссадинах.

 





ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Моей целью было порадовать вас, мои дорогие друзья. Кажись я справилась. Обнимаю вас и люблю ПроШколу со всеми её плюсами и минусами.
Замурчательные картинки! Хоть головой повертеть можно, чтобы посмотреть! Какая-никакая физкультура! 😀😅👍
В Черноземье и ласточки, и соловьи поют-заливаются, да что там вишня, уже сирень даурская на днях зацветёт:-))) А из окна любуюсь яблоней в цвету,.. С надеждой проблематично...
Картины соответствуют романсу `Расцвели хризантемы опять`. Это как бы продолжение романса `Отцвели хризантемы в саду`. Прослушал. Это исполнение понравилось. Спасибо, Нина Николаевна. https://yandex.ru/video/touch/preview/8093954113962896974?
... старый анекдот про сантехника...
Это у Б. Ахмадулиной очень южное: в средней полосе всё это происходит, как правило, в мае. Год нынешний високосный, поэтому уже в апреле и мотыльки, и цветы, но ласточек еще нет. Цветёт вишня: ей тоже показалось, что уже май, как мне сегодня.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/