Примерная
программа
по
предмету «Здоровье и ОБЖ»
для
1 – 12 классов
школ
VIII
вида – 2 вариант обучения
Пояснительная записка.
Данная
программа составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и
тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой
(Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011). Программа предназначена для
специальных (коррекционных)
образовательных учреждений
VIII
вида.
Современный человек живет в мире опасностей,
постоянно угрожающих его здоровью и самой жизни. В этих условиях главная задача
учителя на уроках ОБЖ
заключается в том,
чтобы вооружить
учащихся специальными
знаниями, сформировать умения и навыки выживания в чрезвычайных ситуациях и в
повседневной жизни, навыки внутренней готовности к действиям в опасной
ситуации.
В современном мире все более важным становится
вопрос о получении знаний по ОБЖ, чтобы подготовить детей к встрече с разными
сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить,
подробно разъяснить такие правила поведения, которые дети должны выполнять
неукоснительно, и четко следить за их выполнением, так как от этого зависит
безопасность, жизнь и здоровье детей. Однако, безопасность и здоровый образ
жизни – это не только сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное
поведение в различных ситуациях.
Ежеминутно
каждый ребенок может оказаться в неожиданной ситуации. Бывает, что даже
известные вещи, полезные предметы, обычные ситуации могут стать опасными. Чтобы
обезопасить себя, выжить, необходимо знать и выполнять
элементарные правила (правила поведения в
обществе, правила поведения дома, правила дорожного движения, противопожарные,
правила поведения на воде и у воды, правила взаимодействия с окружающей средой
и животными). Задача учителя ОБЖ – подготовить учащихся к встрече с различными
ситуациями, вооружить необходимыми знаниями и умениями как можно раньше.
Но что
делать, если ребенок с нарушением интеллекта? Он не может сам себя обслужить,
одеться, причесаться, понять, какое действие нужно выполнить в данный момент.
Такой маленький гражданин подвержен еще большей опасности со стороны окружающей
среды и социума. Поэтому назрела необходимость ввести предмет «ОБЖ» в классах
«Особый ребенок». Также необходимо составить программу по предмету «ОБЖ», так
как методическая литература, пригодная для изучения в специальных учреждениях
по этому предмету, отсутствует. Кроме того нужно определить и систематизировать
важные для изучения темы, составить примерное тематическое планирование.
На уроках ОБЖ
необходимо уделить большое внимание пониманию и распознаванию детьми опасных
ситуаций. Для ученика общеобразовательной школы не обязательно напоминать
элементарные правила поведения, это он впитал еще с младенчества и оперативно
владеет этими знаниями и умениями. Для ученика школы
VIII
вида необходимо постоянно напоминать, терпеливо
разъяснять, добиваться автоматизации применения и осознанности в понимании даже
самых элементарных правил.
Предмет «ОБЖ»,
как никакой другой, имеет множественные межпредметные связи (альтернативное
чтение, графика и письмо, развитие речи и окружающий мир, рисование,
социально-бытовая ориентировка, ручной труд, адаптивная физкультура). Уроки по
этому предмету – это
комплекс, система
обучения безопасной жизни.
На уроках
применяются как традиционные, так и нетрадиционные формы проведения занятий, а
также моделирование ситуаций. Различные виды деятельности
направлены на приобретение детьми жизненно
важного опыта.
Целью
обучения данному предмету является освоение учащимися системы
жизненно-необходимых практических навыков
и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни. На
уроках формируются элементарные навыки самообслуживания с частичной помощью
учителя, а затем и самостоятельно, культурно-гигиенические навыки, выполняемые
вместе с педагогом, по подражанию его действиям, по образцу, ориентируясь на
картинки и пиктограммы, а также первичные элементарные представления о здоровье
и здоровом образе жизни, о безопасности жизнедеятельности.
На уроках ОБЖ учитель должен предупредить
учащихся об опасностях, существующих в мире, о мерах их предотвращения и
способах оказания первой медицинской помощи в случае их возникновения.
На уроках ОБЖ учащиеся знакомятся с
правилами личной безопасности в доме, на улице, в транспорте и на природе, с
приемами по охране здоровья. На уроках ОБЖ перед учителем стоят важные
задачи – научить детей с пониманием
относиться к своему здоровью и здоровью окружающих, привить навыки гигиены,
рационального питания, двигательной активности; научить предвидеть опасность и
избегать ее, при необходимости уметь оказать первую медицинскую помощь. Кроме
того необходимо учитывать влияние окружающей среды на человека, воспитывать в
детях бережное отношение к объектам природы, понимание необходимости их охраны.
В основу уроков по предмету положен
комплексный подход, предполагающий:
-
ознакомление с правилами поведения, направленными на охрану здоровья;
- развитие
мотивации, ориентированной на соблюдение доступных их восприятию норм здорового
образа жизни и правил безопасности;
-
формирование способности учеников к моделированию и символизации в действиях с
игровыми аналогами настоящих предметов, предметами-заместителями, картинками и
пиктограммами в обучающих предметно-практических упражнениях, игровых
упражнениях и играх;
-индивидуальный
и дифференцированный подход в общении учителя и учащихся в процессе игр и
игровых упражнений;
-последовательно-параллельную работу по
обучению основам здорового образа жизни и правилами безопасности
жизнедеятельности.
Учитель обучает учащихся использованию
невербальных и вербальных средств общения в процессе самообслуживания,
выполнения культурно-гигиенических процедур. Для подкрепления действий учащихся
и соблюдения их алгоритма используются специальные символы.
Учащихся старшего школьного возраста знакомят
на доступном для их восприятия уровне с потенциальными источниками различных
опасных ситуаций, связанных с социальной деятельностью человека, антропогенными
изменениями в природе, которые нередко становятся причиной глобальных
экологических проблем (снижение качества воды, воздуха, изменение климата).
Исходя из особенностей развития мыслительной
деятельности учащихся, из индивидуально-типологических характеристик, учитель
на этих уроках воспитывает у детей состояние физической, психической и
социальной защищенности. Это является основой социализации детей с ограниченными
возможностями здоровья. Учащиеся в доступной форме получают представления о
том, что безопасность окружающего мира – необходимое условие существования
каждого человека.
В ходе предметно-практической, игровой и
элементарной учебной деятельности у учащихся формируются:
-основы
безопасности собственной жизнедеятельности;
-навыки
осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям.
Наряду с формированием представлений о
собственной безопасности учащимся раскрываются основы безопасности
окружающего мира природы.
Они узнают о правилах безопасного для мира
природы поведения человека, у них формируется осторожное и осмотрительное
отношение к окружающему миру. Это является
предпосылками экологического сознания.
Моделирование ситуаций учит учащихся
переносить в игру правила здоровьесберегающего и безопасного поведения, а также
использовать в реальной жизни тот элементарный игровой опыт, который они
получили в совместных с учителем играх.
На занятиях старших школьников расширяются и
уточняются представления о состоянии их здоровья, а также о состоянии здоровья
окружающих. Учащиеся учатся описывать симптомы болезненного состояния. Для
этого они получают представления о внешних и внутренних особенностях строения
тела человека, о правилах сбережения здоровья и его профилактике. Учащиеся
знакомятся с сезонной одеждой, обувью, съедобными и несъедобными грибами, ягодами,
травами, учатся элементарным правилам поведения на природе.
Учеников 5 – 12 классов активно знакомят с
различными
общеупотребительными знаками
пожарной безопасности, дорожного движения, предупреждающими, информационными и
др.
Огромное значение имеет обучение правилам
поведения в кризисных ситуациях. Необходимо сформировать у учащихся социальные
представления о правилах пожарной безопасности, правилах дорожного движения,
правилах поведения у водоемов и во время пребывания в них.
Обучение учащихся правилам поведения в
опасных, чрезвычайных ситуациях, в ситуациях с прогнозируемой степенью
опасности направлено на выработку у них привычки выполнять эти правила, на
формирование навыка ориентировки в пространстве улицы, помещения и т.
д.
Результативность освоения учащимися
содержания уроков-занятий оценивается не столько по приобретаемым детьми
вербальным знаниям, сколько по усвоению, овладению ими приемами элементарной
мыслительной и двигательной деятельности. Основное внимание при этом обращается
на доступную степень активности, возможную самостоятельность учащихся в
ситуациях, моделирующих возникновение пожара, на правильность обращения с
пожароопасными предметами, на знание правил дорожного движения, правил обращения
с
травмоопасными предметами, ядовитыми
растениями и плодами и их выполнение и др.
В ходе дидактических, подвижных,
сюжетно-ролевых, сюжетно-дидактических и театрализованных игр по ОБЖ педагоги
знакомят учащихся со знаково-символическими средствами общения – пиктограммами.
К ним относятся знаки дорожного движения, знаки пожарной безопасности. Знаки,
регулирующие поведение людей в общественных местах и в природе. Пиктограммы
используются, чтобы пробудить и развить элементарные когнитивные возможности
детей, стимулировать и активизировать их деятельность, в том числе и
коммуникативную. Так наряду с овладением смысловой стороной знака учащийся
расширяет словарный запас.
На уроках учащихся учат применять в быту и в
процессе ориентировки в окружающем мире:
-невербальные
и вербальные средства общения, необходимые для самообслуживания, выполнения
культурно-гигиенических процедур;
-предметы и
материалы (предметы гигиены, одежда, посуда), специальные символы (картинки,
пиктограммы);
-навыки и
умения по уходу за своими вещами, игрушками и т. п.;
-алгоритм
действия, который дается поэтапно и с помощью наглядных схем;
-наиболее
употребляемые знаковые системы (светофор, цвет специального автомобиля,
например, пожарного, скорой помощи, предупреждающие, запрещающие,
информационные и другие знаки, регулирующие поведение людей в общественных
местах и в природе);
-правила
поведения в экстремальных ситуациях, которые могут возникнуть дома, на улице, в
природе;
-информационно-бытовые
знания, обеспечивающие им комфортное проживание.
В процессе изучения тематических групп по
предмету ОБЖ учащиеся должны: уточнить и закрепить понятийный аппарат (названия
предметов, действий с ними); четко представлять последовательность операций с
бытовыми предметами, при этом знать правила безопасности; уметь вести себя в
чрезвычайных ситуациях; освоить модели межличностного общения, необходимые в
различных ситуациях.
Содержание
программы делится на 4 раздела: «Формирование культурно-гигиенических навыков»,
«Уход за жилищем», «Питание», «Безопасность в доме и на улице». Содержание включает
в себя материал по правилам поведения на дороге, на воде; правила
противопожарной безопасности; правила питания и предотвращения отравления;
правила безопасного поведения с животными, затрагивают проблемы окружающей
среды, здорового образа жизни и основы медицинских знаний.
Коррекционно-развивающие задачи для
детей с разными уровнями развития.
1 уровень.
Формирование культурно-гигиенических
навыков.
Воспитывать потребность в соблюдении правил гигиены.
Воспитывать эмоциональную адекватность.
Воспитывать
правильное отношение к своему здоровью и
здоровью окружающих.
Уход за жилищем.
Формировать
представление о необходимости содержания помещения в чистоте для сохранения
здоровья.
Обучить
правилам безопасного поведения на кухне, в ванной комнате.
Научить
аккуратно и осторожно пользоваться инвентарем для полива растений и рыхления
почвы.
Питание.
Воспитывать аккуратное, бережное отношение к
посуде.
Обучить
правилам приема пищи, значимых для гигиены и здоровья.
Научить
выбирать полезные для здоровья продукты питания.
Безопасность в доме и на улице.
Побуждать
учащихся к рассказыванию (слушанию рассказа
учителя) по картинкам о безопасности поведения в природе, на дороге, дома.
Познакомить
с информационными, предупреждающими знаками.
Обучить
правилам безопасного пользования розетками.
Обучить
правилам безопасного поведения с электроприборами.
Формировать
знания о поведении в общественном транспорте.
Обучить
элементарным правилам безопасного поведения на улице.
Формировать
знания учащихся о пожароопасных приборах.
Научить соблюдать
правила безопасного обращения с огнеопасными предметами.
Воспитывать
бережное отношение к природе.
2 уровень.
Формирование культурно-гигиенических
навыков.
Воспитывать
умение владеть собой в различных ситуациях.
Формировать умения по содержанию в чистоте
одежды, обуви, помещения.
Уход за жилищем.
Научить
аккуратно и осторожно пользоваться уборочным инвентарем.
Научить
безопасному обращению с бытовыми приборами.
Питание.
Обучить
правилам безопасного использования столовых приборов и посуды.
Научить соблюдать
правила безопасности при сервировке
стола
к завтраку, полднику, ужину, обеду.
Научить
правилам пользования водопроводными кранами.
Формировать навык рационального питания.
Безопасность в доме и на улице.
Научить
правилам поведения при встрече с незнакомым человеком на улице.
Научить
выбирать средства пожаротушения.
Научить выполнять
действия по предупреждению опасности и по ликвидации ее.
Формировать
навык осторожного и безопасного обращения с колющими и режущими предметами
(ножницы, иголка, нож).
Научить
оказывать первую медицинскую помощь при ушибах, порезах, ссадинах,
ожогах.
Научить покупать лекарственные
средства в аптеке.
3 уровень.
Воспитывать потребность у учащихся в соблюдении
культурно-гигиенических правил, в уходе за
собой, в необходимости закаливающих процедур и тренировочных упражнений для
глаз, рук, ног.
Развивать
умение управлять своими эмоциями.
Формировать
ответственное отношение к личной безопасности.
Вырабатывать
стремление к безопасности окружающих.
Учить
распознавать и оценивать опасные и вредные факторы.
Учить
определять способы защиты от вредных и опасных факторов.
Развивать
умения и навыки оказания само и взаимопомощи в случае возникновения опасных
ситуаций.
Развивать
способность предвидеть опасные ситуации, оценивать и прогнозировать их
развитие.
Расширять
представления учащихся о здоровом образе жизни.
Показатели усвоения
программы детьми с разными уровнями развития.
Дети должны:
1 уровень:
Уметь
выбирать и называть предметы личной гигиены
(мыло, мыльница, полотенце, зубная паста, зубная щетка, стаканчик для
полоскания)
с помощью вербальных и
невербальных средств общения.
Уметь
соблюдать правила гигиены.
Выработать
мнение о необходимости ухода за собой, соблюдения правил гигиены.
Бережно
относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.
Уметь
открывать и закрывать краны.
Уметь мыть
руки круговыми движениями с использованием
мыла.
Знать
последовательность процесса умывания.
Уметь
умывать лицо.
Уметь
ухаживать за глазами (вытирать слезы, мыть глаза).
Уметь
ухаживать за полостью рта.
Уметь
выбирать и показывать предметы для ванной комнаты (ванна, душ, кран).
Уметь
находить и узнавать предметы ухода за волосами.
Уметь выбирать
моющие средства для мытья рук и головы.
Уметь
различать виды одежды.
Уметь
измерять температуру.
Знать и
соблюдать правила безопасного пользования туалетом.
Иметь
представление о необходимости уборки помещения для сохранения здоровья.
Знать
предметы уборки жилища (ведро, тряпки, веник, швабра, совок, щетка, моющие
средства).
Уметь
соотносить предметы для уборки жилища с соответствующими картинками и
пиктограммами.
Уметь осторожно
применять уборочный инвентарь.
Знать
названия посуды и действиями с ними (чашка, ложка, вилка, тарелка).
Уметь
пользоваться салфеткой во время еды и после приема пищи.
Уметь
узнавать предметы посуды на картинках и пиктограммах.
Уметь
действовать ложкой и вилкой во время еды.
Знать
правила безопасного использования столовых приборов.
Знать
правила поведения во время еды.
Знать
правила последовательности приема пищи.
Знать
правила приема пищи, значимых для гигиены и здоровья.
Уметь
выбирать полезные и вредные для здоровья продукты питания.
Уметь
сметать крошки со стола, вытирать стол.
Знать режим
питания (завтрак, обед, полдник, ужин).
Владеть
навыком безопасного использования посуды.
Знать и
соблюдать правила поведения на кухне, в ванной комнате.
Знать
правила пользования водопроводными кранами.
Владеть
навыком экстренного вызова помощи (или попросить об этом соседей) в случае
поломки системы подачи воды или отопительной системы.
Уметь
открывать и закрывать двери в комнаты.
Знать и
называть детали лестницы.
Уметь ходить
по лестнице.
Уметь
поливать цветы.
Знать
способы уборки пыли.
Знать
способы чистки ковров.
Знать и
соблюдать правила безопасного поведения при открывании и закрывании окон.
Уметь
аккуратно и осторожно пользоваться инвентарем для полива растений и рыхления
почвы.
Иметь
представление о пожароопасных приборах.
Уметь выбирать
и узнавать бытовые электроприборы.
Знать
правила безопасного пользования розетками.
Знать
правила безопасного поведения с электроприборами.
Научить
выбирать и определять транспортные средства.
Соблюдать
элементарные правила поведения на улице, дороге.
Знать и
применять правила безопасного перехода через дорогу.
Узнавать
дорожные знаки (светофор, пешеходный переход).
Соблюдать
правила поведения в общественном транспорте.
Соблюдать
правила безопасного поведения на улице.
Знать свой
адрес.
Уметь
определять и узнавать пожароопасные предметы (спички, зажигалки).
Соблюдать
правила безопасного обращения
с опасными
предметами
и материалами .
Соблюдать
правила безопасного обращения с огнеопасными предметами.
Выполнять
правила противопожарной безопасности.
Знать
ядовитые растения.
Знать и
уметь пользоваться лекарственными средствами и перевязочными материалами
домашней аптечки.
Знать и
выполнять правила безопасного поведения в природе, на водоеме.
2 уровень:
Знать и
выполнять алгоритм последовательных действий по одновременному уходу за руками
и лицом.
Выполнять правила безопасного поведения в
ванной комнате.
Владеть
простыми способами ухода за одеждой (чистка, стирка).
Уметь
выбирать средства по уходу за одеждой.
Уметь покупать
лекарственные средства в аптеке.
Уметь
вытирать пыль с полок.
Уметь
пользоваться ножом и вилкой.
Уметь
сервировать стол к завтраку, полднику, ужину, обеду.
Знать и
соблюдать правила хранения продуктов.
Знать и
соблюдать правила здорового питания.
Уметь мыть
посуду, используя моющие средства.
Знать
правила обработки овощей и фруктов.
Уметь
пользоваться средствами и предметами по уходу за одеждой.
Уметь
дозировано использовать моющие средства.
Знать
правила пользования утюгом.
Знать
правила безопасного пользования пылесосом.
Уметь
пользоваться утюгом и пылесосом.
Иметь
представление о различных способах по уходу за одеждой: стирка ручная и
машинная, химчистка, виды ремонта одежды.
Уметь
выбирать моющее средство.
Знать
способы ухода за обувью (мытье, чистка, ремонт в мастерской).
Знать и
применять меры по профилактике простудных заболеваний.
Уметь
вызвать врача на дом.
Знать
элементарные правила ухода за больным.
Уметь по
цвету кнопок на кранах определять, в каком из них холодная вода, а в каком
горячая.
Знать
правила пользования водопроводными кранами.
Уметь
открывать и закрывать водопроводные краны в определенной последовательности.
Уметь
подметать пол.
Уметь
показывать и узнавать элементы дороги.
Знать
правила поведения при встрече с незнакомым человеком на улице.
Уметь
узнавать сигналы пешеходного светофора.
Знать знаки
пожарной безопасности, запрещающие и эвакуационные знаки.
Уметь
выбирать средства пожаротушения.
Знать номера
телефонов МЧС.
Уметь выполнять
действия по предупреждению опасности и по ликвидации ее.
3 уровень.
Выработать мнение о необходимости закаливающих процедур и
тренировочных упражнений для глаз, рук, ног.
Знать и
выполнять
алгоритм последовательных
действий во время утреннего туалета.
Уметь
использовать предметы и косметические средства по уходу за своей внешностью.
Уметь
выбирать полезные продукты.
Уметь
убирать комнату.
Уметь
проводить сухую и влажную уборку помещения.
Уметь
ухаживать за комнатными растениями (опрыскивать).
Уметь
аккуратно и осторожно пользоваться инвентарем
для полива и опрыскивания .
Уметь
безопасно пользоваться бытовыми приборами.
Уметь
оказать первую медицинскую помощь при ушибах, порезах, ссадинах.