«Единственный путь, ведущий
к знанию – это деятельность».
Бернард Шоу.
Школа – это учебно – воспитательное учреждение или здание такого учреждения. Первую школу, по легенде, открыл после Потопа Сим, сын библейского Ноя. Если же судить по археологическим раскопкам, то первые школы появились в странах Древнего Востока. Тогда еще не было привычных сейчас учебного года, каникул, парт, звонков. Школой для каждого из нас становится не только здание, к которому ведет знакомая дорога от дома, но и сама жизнь.
Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могли затронуть и образовательную сферу. Пришло осознание того, что детей надо учить по – новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Объем научной информации стремительно возрастает – за каждые 10 лет он удваивается. Поэтому очевидно, что сколь прочны и обширны ни были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться, изменять себя, если у него не будет сформирована ценность и способность к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. В современной школе ученик учиться? Многие скажут, что да. Но он учится выполнять предписания. А учиться, то есть «учить – себя» - значит, самому давать себе предписания! Этому – то как раз наш ученик и не учится. И значит, он не учится учиться. Возникла потребность создания школы, в основе которой лежит уважение к личности ребенка и приоритет его интересов. Возникает, наряду с обучающей и воспитывающей, новая функция – развивающая, а именно задача формирования у выпускников личностных качеств активного деятеля, созидателя. Сейчас формируется школа будущего – школа деятельностного обучения. В рамках системно – деятельностного подхода построена технология деятельностного метода обучения и соответствующая ей система дидактических принципов. Деятельностный метод – это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно – познавательной деятельности. Освоение этого метода обучения – это длительный процесс, требующий то учителя переосмысления всей системы своей работы с детьми, которая складывалась годами. Учитель должен слышать и понимать детей, а не навязывать свое мнение. А. Дистервег «Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое здание, над которым положены тысячелетия труда, он ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству». Всему приходится учиться, поэтому и школ в жизни каждого человека много, много и учителей. Но то, чему он научиться в этих школах, у этих учителей, зависит от него самого.
Школа будущего должна помочь каждому ребенку стать счастливым: найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии.